7.4. Штурманские ошибки и проблемы кораблевождения

Опубликовано в 7. Размышления вслух Четверг, 29 апреля 2010 16:10
Оцените материал
(1 Голосовать)

Точность кораблевождения — важнейший показатель не только уровня технических средств кораблевождения, но и мастерства штурмана и его подчиненных.

Для каждого нового проекта подводных лодок создавался и новый навигационный комплекс. Но несмотря на новейшую технику, работа штурмана всегда будет творческой и не только в море, но и на берегу.  Это требует от штурманов постоянного изучения новейших образцов вооружения.

События, о которых пойдет речь, произошли около 40 лет тому назад. Этот период характеризуется наибольшим количеством наших подводных лодок, выполняющих в море различные задачи. Однако, даже новые навигационные приборы и комплексы по своим возможностям и ТТХ не отвечали требованиям времени. Только с принятием на вооружение инерциальных систем навигации и гидроакустических лагов  появилась реальная возможность надежного обеспечения высокоточного кораблевождения, отвечающего требованиям использования современного ракетного оружия.

Все промахи и неудачи, связанные с освоением нового вооружения, всегда «валили» на штурманов. Конечно, и они ошибались. И не редко.

Существует много поговорок и баек о штурманах. При этом иногда их называют «пятнадцатилетними капитанами», которые шли в Северную Америку, а попадали в Центральную Африку , как герой Жуль Верна, или «матросом Железняком», который «шел на Одессу, а вышел к Херсону».

Одним из показателей профессиональности штурмана при ведении графической прокладки в море является величина невязки. Это вектор, соединяющий счислимое и обсервованное место. Он характеризуется величиной ( в милях) и направлением  ( в градусах). Невязка появляется вследствие тех или иных ошибок.

Приведу несколько случаев из штурманской практики, когда большая величина невязки не только сыграла недобрую шутку со штурманами, но и привела к срыву выполнения боевой задачи.

Камчатка. 1963 г.. 29 дивизия дизельных ракетных подводных лодок проекта 629. Командир дивизией контр-адмирал   Щербаков  И. И. был жестким и требовательным начальником, но порой самодурство в нем преобладало над здравым смыслом.

На одну из лодок этой дивизии после окончания штурманских классов на должность командира БЧ-1 прибыл капитан-лейтенант N.  Командиром ЭНГ у него служил мой однокашник по училищу лейтенант Вася Скуратовский. Он был хорошо подготовлен теоретически и имел достаточно практических навыков для исполнения своей должности. Командовал этой рпл пр.629 ( по-моему «К-99») капитан 2 ранга Пятов. Ему также самодурства было не занимать. Иногда это называют волюнтаризмом, но самодурство и есть САМОДУРСТВО*.

*САМОДУР - человек, руководящийся в своем поведении по отношению к другим людям исключительно личным произволом. и мнение других. его не интересует.

Буквально через несколько дней после вступления в должность нового командира БЧ-1, ещё не имеющего допуска к самостоятельному управлению боевой частью, корабль вышел для сдачи одного их элементов задачи № 3 — «Прорыв рубежа ПЛО».

Для проверки функционирования новой, только что установленной РНС «РСВТ-1» («Луга»), на корабль были направлены 2 офицера — гидрографа, т. к. штурмана этой системы не знали и поэтому самостоятельно использовать её не могли. На борту лодки находился командир дивизии контр- адмирал Щербаков  И. И. . Выйдя в Авачинский залив, подводная лодка погрузилась и начала маневрировать в заданном районе. Для определения своего места системами радионавигации лодка всплыла в вечерние сумерки, что нельзя было делать ни в коем случае, т. к. радиосигнал в это время неустойчив и использовать радионавигацию нельзя.

Гидрографы при проверке своей системы РСВТ — 1 определили место корабля с ошибкой в 11.0 -12.0 миль ( как потом показал разбор маневрирования).

Командир БЧ-1, наслышавшись на классах о прекрасных результатах этой РНС, которая должна была обеспечить высокую точность места, около 150 метров, полностью доверился гидрографам, как специалистам по этой системе. Проплавав всю ночь с такой невязкой, которая дополнительно увеличилась за счет ошибок в графическом счислении, пл всплыла в утренние сумерки для определения своего места. Хотя условия вновь не позволяли использовать радионавигацию, они все-таки снова использовали хотя и другую радионавигационную систему, ВРМ-5. Но т. к. счислимое место было уже со значительной ошибкой, это привело к ошибке в выборе сектора, и штурмана получили еще более значительную невязку около 25 миль. Ошибка следовала за ошибкой.

Днем, чтобы не быть обнаруженными кораблями ПЛО, лодка для определения места не всплывала. Вечером во время сеанса связи лейтенант Вася Скуратовский определил место астрономическим способом, используя АНС «Лира-1». Командир БЧ-1 отдыхал, а Вася занимался расчетами в штурманской рубке, когда туда вошел               контр-адмирал Щербаков. Он посмотрел в его астрономическом журнале расчеты по определению места. Увидев, что невязка составляет около 25 миль, адмирал взял красный карандаш и размашисто крупными буквами наискосок через всю страницу расчетов написал: «Флагманскому штурману дивизии капитан-лейтенанту Бернт  Б. Б. научить штурманов решать астрономические задачи» и поставил оценку за задачу 2 балла. После чего приказал командиру снять с вахты лейтенанта Скуратовского. Через несколько минут на вахту заступил командир БЧ-1. Тем временем подводная лодка на глубине 40 метров шла малым ходом курсом 270 градусов. в сторону берега

Прошло около 40 минут, и в ЦП поступил доклад из гиропоста от старшины команды штурманских электриков: «Лаг показывает ноль».

Командир пл , который находился в ЦП, приказал снять с вахты вахтенного штурманского электрика якобы  за ошибочный доклад. Через 5 минут вахтенный рулевой — горизонтальщик доложил вахтенному офицеру, что лодка медленно всплывает с креном на левый борт.

Командир все «проанализировал» и объявил по трансляции: «Внимание личного состава. Лодка попала в рыбацкие сети. Сейчас мы всплывем и будем их резать». Продув балласт, лодка всплыла в позиционное положение. Командир считал себя значительно мористее, чем на самом деле. Поэтому ему и в голову не могло придти, что они по песчаному грунту на «брюхе» вползали в бухту Песчаная.

Осмотрев горизонт и увидев входной огонь в бухту, командир решил, что это ходовой огонь МПК, который ведёт поиск его пл. Он приказал лечь на обратный курс- 90 гр. После чего лодка погрузилась и совершала плавание ещё более суток, пока не была обнаружена эта невязка. Командир дивизии приказал вернуть лодку в базу.

Комиссия штаба флота установила, что виноваты штурмана, а то , что командир ЭНГ точно определил место лодки астрономическим способом, в расчет не приняла.

Вскоре командира назначили преподавателем в ТОВВМУ, а Васю перевели в учебный отряд на Русский остров за то, что он проявил принципиальность, пытаясь доказать членам комиссии, что правильно рассчитал место, а комдив был неправ. Вася всегда отличался настойчивостью, за что и «погорел».

Когда мы с ним встретились в 2001 г., отмечая 40 лет выпуска, он рассказал о своей  дальнейшей судьбе. «Опальная» служба в Учебном отряде продолжалась 2 года, после чего он демобилизовался, переехал в Горький ( ныне Нижний Новгород), закончил математический факультет Университета, защитил кандидатскую диссертацию и там же преподавал математику. Потом переехал в Воронеж, работал в СКБ, через несколько лет стал Главным конструктором. Но душа хотела моря. Он все бросил и вернулся в Нижний Новгород, став капитаном судна типа «Река-море», и вот уже много лет трудится в этой должности.

Был на Тихоокеанском флоте «известный» штурман, который за время службы умудрился дважды своими промахами в навигации прославиться на весь Военно — Морской Флот. Фамилия его самая распространенная в России Иванов, а имя Алексей.

Первый раз он «прославился», когда  был штурманом на подводной лодке типа «М» 15 серии «М-252» 90 бригады подводных лодок, которая базировалась в Советской Гавани. Вот как это было.

В конце октября 1959 г. подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Боровкова Сергея Николаевича после учений возвращалась к месту постоянного базирования в Советскую Гавань. Обстановка была сложная. Сильный шторм 6-8 баллов и плохая ночная видимость. Командиром БЧ-1 был ст. лейтенант   Иванов  А..  Им были допущены ошибки в счислении места из-за недостаточного учета сноса от дрейфа и течения, поэтому он принял входной огонь бухты Фальшивая за входные огни в Советскую Гавань. На входе в бухту Фальшивая лодка села на камни и получила значительные пробоины в прочном корпусе. В ходе спасательных работ, проводимых силами экипажа, большая часть л/с была спасена. Погибло 7 человек, в т. ч. 1 офицер — ст. лейтенант Соколов командир БЧ-3.

Ни в одном документе последних лет, в которых перечислялись подводные лодки ВМФ СССР, погибшие после ВОВ, о подводной лодке «М-252» ни разу не упоминалось, хотя в Советской Гавани установлен памятник погибшим членам экипажа. Позже подводная лодка была доставлена на СРЗ-263 г. Советская Гавань, где разделана на металлолом.

Второй и последний «подвиг» Иванов  А. совершил, когда через несколько лет был командиром БЧ-1 пларк проекта 675 «К-7» под командованием капитана 1 ранга Янбих  В. Ф. После постройки пларк была включена в состав 26 дипл.

6 марта 1968 г. лодка вышла в море для отработки элементов задачи «Скрытного длительного слежения за АВУ». Гидроакустические станции, установленные на пл, даже при очень хорошей гидрологии по своим характеристикам не могли обеспечить большую дальность обнаружения крупных надводных кораблей. Поэтому было принято решение — слежение осуществлять на траверзных курсовых углах. Этот метод крайне сложен по своему исполнению, т. к требует от пл иметь все время полный ход, вести маневрирование на дистанции, обеспечивающей постоянный гидроакустический контакт с «целью» и определять ЭДЦ. Я принимал участие на этом выходе лодки как 2-ой командир БЧ-1. Что поразило меня, так это неумение штурмана пользоваться логарифмической линейкой, не говоря уже об использовании иностранных систем РНС                  ( «LORAN-A» и «LORAN-C») для определения своего места. Грамотное использование их позволяло получать хорошую точность обсервации.

После 20 часов изнурительного слежения за целью было получено РДО с приказанием немедленно возвратиться в базу.
Когда пларк швартовалась, на пирсе её уже ждали автомашины с продовольствие и имуществом. Вскоре нам стала известна причина приказа внезапного возвращения в базу — пларк «К-7» направлялась в автономку на поиск рпл «К-129».

Прошло два года. Сменилось командование лодкой.

Капитан 1 ранга Янбих  В. Ф. был переведен в ВМА г. Ленинграда на преподавательскую работу. Вместо него командиром «К-7» стал старпом капитан 2 ранга Хватов  Г. А

Контр-адмирал Берзин  А. С. вспоминает, что на учение «Океан» была привлечена и пларк «К-7», находившаяся в апреле-мае 1970 г. в автономном плавании в Восточно-Китайском море на подходах к острову Окинава. Старшим на походе был заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Голубев  Д. Н,. В целях скрытности с первых дней похода он запретил командиру использовать эхолот, гидролокатор и радиолокационную станцию. После прохода Корейского пролива штурман в утренние сумерки (Это делать было нельзя) определил место по РНС «LORAN-A» с ошибкой в месте 12 миль.

Командир подводной лодки принял решение идти на подходах к проливу у острова Окинава малошумной скоростью, место же уточнять по небесным светилам и иностранным радионавигационным системам. Как потом выяснилось, у командира БЧ-1 были довольно слабые теоретические знания по радионавигационным системам и мало практического опыта по их использованию. За два года после нашего совместного плавания в Заливе Петра Великого он так ничему и не научился.

В это время небо было затянуто сплошной облачностью, исключив возможность использовать небесные светила для уточнения места. Кроме того, командир БЧ-1, из-за своей невнимательности, стал неправильно учитывать течение Куро-Сиво, достигающее в этих местах скорости двух и более узлов. Всё это привело к значительной ошибке в определении места. С самого начала форсирования Корейского пролива у штурмана было сомнение в месте нахождения лодки. Его мягкотелость, нерешительность и неуверенность в себе, а также упрямство капитана 1 ранга Голубева, не позволили штурману во- время убедить командира пл использовать все имеющиеся на корабле технические средства для уточнения места. К тому же, он не предполагал, что у него может быть такая огромная невязка, поэтому в навигационном журнале сделал запись после определения месста по РНС, «точность места 2.5 мили». Капитан 1 ранга Голубев, проверив журнал, указал ему на то, что при такой точности места нет необходимости всплывать и делать это повторно, а также использовать эхолот НЭЛ-5. В конце концов Иванов сумел настоять, и командир пл, доложил Голубеву о необходимости всплыть и уточнить место пл. Но было уже поздно.

Подводная лодка шла в подводном положении на остров Окинава. В отсеках услышали скрежет корпуса о грунт. По команде капитана 2 ранга Хватова  Г. А. подводная лодка всплыла на глубину 40 метров, но через десять минут скрежет повторился. Потом подводная лодка всплыла на перископную глубину, вахтенный офицер капитан 3 ранга Граф  Е. в перископ увидел прямо по курсу берег острова Окинава, после чего командир вывел подводную лодку на чистую воду и определил место. Ошибка места составила сорок миль (74 километра). Хватов отправил донесение на ОКП ТОФ и продолжил следовать в район БС в Индийский Океан.

Комментарии, как говорится, излишни. Отметим только, что всё это произошло при наличии старшего на борту. Этот случай вошёл в историю подводного плавания, как яркое проявление халатности и безответственности. Тут чистый человеческий фактор По результатам послепоходового разбора комиссей ГШ ВМФ командира БЧ-1 капитан 3 ранга Иванова  А. сняли с должности и назначили в учебный отряд  г. Владивостока.

Справка: курсивом выделена дополнительная информация, внесенная мною.

Вообще величина невязки в разумных пределах сама по себе допустима. Надо только знать и понимать ситуацию, в которой оказался корабль. Подводные лодки ТОФ одно время несли боевую службу в Филиппинском море. Это крайне сложный в навигационном отношении район Мирового океана. С одной стороны большие глубины на руку подводникам. С другой - этот район подвержен внезапным сильным вулканическим образованиям, что может создавать угрозу кораблевождению.

Известен случай, когда в начале 70-х годов ГИСу возвращалось после исследовательских работ в Филиппинском море, как вдруг командир корабля обнаружил остров, не помеченный на морских навигационных картах. Размеры острова были порядка   6-8 км в ширину и 20-25 км в длину. Нанеся его место на свою карту, командир продолжил возвращение в базу. Обнаружение нового острова нашло отражение в отчете командира ГИСу. По решению начальника ГУ ТОФ было предпринята попытка более детального изучения острова. Однако, спустя 4-6 месяцев ГИСу, занимающийся поисками нового острова, его не обнаружил. По-видимому, остров как образовался из-за вулканической деятельности земли, так и исчез всё по той же причине.

Когда пларк «К-57» в начале 70-х годов несла БС в Филиппинском море, с ней произошла следующая история.

В районе с глубиной более 3000 м лодка шла в подводном положении на глубине 80 м со скоростью около 12 узлов. Вахтенный офицер -помощник командира капитан 3 ранга Граф  Е. по приказанию командира начал «подвсплывать». В этот момент корпус лодки вследствие скользящего удара о дно получил незначительные повреждения легкого корпуса. Это было обнаружено после возвращения пл в базу при осмотра ее корпуса в плавучем доке. Откуда взялась эта горка — не известно.

Аналогичный случай произошел 16 июля 1977 г.. Подводная лодка проекта 671 маневрировала в Филиппинском море в районе с глубинами от 2670 до 4815 м. Зная, что вблизи курса находится нанесенная на карте банка с глубиной 263м и имея глубину 150 м, командир считал свое плавание безопасным, но произошло касание грунта — кораллового рифа. Откуда он взялся?

Вот случаи, когда штурмана получали значительные невязки. Пларк «К-235» проекта 675 при маневрировании в Средиземном море 21 октября 1981 г. имела невязку 32.5 мили.
Но рекорд был поставлен 27 октября 1981 г. , когда дизельная подводная лодка проекта 613 при возвращении с боевой службы в ночных условиях получила ошибку в счислимом месте 53.8 мили, зашла в территориальные воды Швеции и села на камни. Большего позора у советских подводников не было. За этот «выдающийся подвиг» подводная лодка получила прозвище «Шведский комсомолец».

Кроме таких «приятных» неожиданностей, которым по морским обычаям надо было присваивать имена тех, кто их обнаружил, значительной проблемой у штурманов был учёт величины и направления течения. Даже районы с большими глубинами не могут гарантировать безопасное маневрирование, если штурман в своей работе допускает промахи, которые чреваты навигационными авариями и происшествиями.

Район Филиппинского моря известен морякам, как «Кухня погоды» в северной части Тихого океана. Здесь зарождаются Тайфуны — тропические циклоны. Их воздействие не может не сказаться на точности кораблевождения. Этот район с его надводными и подводными течениями мало изучен. На разных глубинах они могут отличаться по величине и направлению. Что прикажите делать штурману ? Как рассчитать и учесть течение, о котором нет никакой информации? Особенно в сложной ситуации оказывались штурмана подводных лодок, которые кроме этого были ограничены временем сеанса связи. Только при наличии современной аппаратуры стал возможен постоянный учет течения, позволяющий обеспечить высокую точность кораблевождения и безопасное плавание.

Почему я так много времени уделил чисто профессиональным вопросам?

Во-первых, чтобы нынешние мореплаватели и подводники понимали, в каких непростых условиях мы несли боевую службу в удаленных районах Мирового океана.

Во- вторых, изучали ошибки и не повторяли их в своей практике.

В-третьих, сейчас, когда плавание кораблей строго лимитировано временем, они больше находятся у причалов в базе, а не море. Командование соединениями кораблей должно делать всё от них зависящее, чтобы штурмана как можно больше времени находились в море и занимались практическим кораблевождением, следуя девизу адмирала Макарова  С. О. «В море — дома».

Прочитано 8911 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь