Техника

Опубликовано в Старшина I статьи Томаткин Валерий Степанович "Моя срочная" Понедельник, 07 июня 2010 15:28
Оцените материал
(2 голосов)
Первое знакомство с лодкой поражало воображение. Во-первых, сами размеры субмарины. Дизельные подлодки, стоявшие поодаль, в сравнении с АПЛ казались игрушечными.

Внутри прочного корпуса, куда ни ткни пальцем, попадёшь в трубопровод, кабель или прибор. Действительно, АПЛ до предела насыщена сотнями электродвигателей, тысячами приборов, сотнями километров кабелей. Но везде всё блестит чистотой и ухоженностью. Как это достигалось, уже скоро я узнал на собственном опыте.

В свой первый выход в море я был просто пассажиром. Мы тогда выходили вместе с первым экипажем, и на боевых постах находились опытные матросы того экипажа. Место мне определили около корабельного телефона у задней переборки седьмого отсека. Оттуда я и наблюдал за всем происходящим. Слушал, какие команды передаются из центрального поста, как они выполняются в отсеке, какие доклады из отсека передаются в центральный пост. По возвращении в базу теперь мы ежедневно, насколько позволяла обстановка, знакомились с устройством АПЛ, лазили по трюмам и выгородкам, кроме пятого (реакторного) отсека, и в первую очередь знакомились с электрооборудованием. Разобраться в этом огромном электрохозяйстве казалось нереальным. Но шло время, постепенно под руководством офицеров и старшин у каждого из нас накапливался необходимый объём знаний.

Через несколько месяцев я был допущен к самостоятельному обслуживанию боевого поста. В моём заведовании оказалось 122 больших и малых электродвигателей. Ежедневно при проворачивании механизмов необходимо было проверить состояние каждого электродвигателя, измерить мегомметром сопротивление его изоляции, по возможности провернуть его вручную и периодически очищать коллекторы. А при работающем двигателе — проследить, нет ли искрения, и не греются ли подшипники.

Во время зарядки аккумуляторных батарей требовалось периодически измерять ареометром плотность электролита в банках и заносить показания в специальный журнал. Для измерения плотности надо было пролезть через лаз и лечь на подвесную тележку под низким потолком, и, переезжая на ней над аккумуляторными банками, делать замеры на контрольных элементах. При этом надо было следить, чтобы не расплескать электролит, не разбить ареометр и не отравиться от загазованности помещения.

Мой боевой пост находился в седьмом отсеке по правому борту. В море при длительной работе всех механизмов в отсеке становилось очень жарко. Температура поднималась до 45 градусов и выше. На вахте в ночное время или даже днём, когда прекращалось хождение по отсекам, я раздевался почти полностью и оставался по форме: часы, трусы и сандалеты. В соседнем, восьмом отсеке, имелся душ, и после вахты можно было хорошо освежится пресной водой. Просто помыть руки можно было и морской водой, но нужно было специальное мыло для солёной воды. Обычное мыло пены не давало.

Курить в лодке строго запрещалось — специальных мест для этого проектами в то время не предусматривалось. И при каждом всплытии заядлые курильщики всеми способами (с мусором, например) пытались подняться наверх, в рубку, чтобы успеть сделать несколько затяжек. Но это удавалось далеко не всем. А меня, некурящего, эта забота не обременяла, и почти всегда я оставался в отсеке. Только однажды, из любопытства, я поднялся в рубку, когда лодка находилась в надводном положении. Была ночь. Звёзд почти совсем не видно. Чёрное небо, чёрная вода и чёрный корпус лодки — всё это сливалось воедино, и только слабые всплески волн и свежий ветерок нарушали ощущение нереальности.

За три года службы, непосредственно связанной с выходами в море, управление механизмами боевого поста так впечаталось в память, что и после демобилизации ещё лет семь часто снилось мне, что я всё ещё на лодке, в своём отсеке, где каждый механизм знал с закрытыми глазами.

Особенно мне нравилось работать на ходовой станции во время швартовки. Это требовало быстрой реакции, чёткости и уверенности действий, чем, как мне казалось, я обладал. По крайней мере, замечаний от командира корабля в мой адрес ни разу не поступало.
Прочитано 6783 раз
Другие материалы в этой категории: « Люди Быт »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь