Каждый новый этап в нашей флотской жизни неуклонно приближал нас к океану. Для меня, прожившего свои 20 лет в сухопутной Свердловской области, в новинку и в диковинку было всё: и природа Дальнего Востока, и корабли, и образ жизни моряков. В детстве я много читал о морских путешествиях и открытиях, о морских приключениях и моряках. Но род войск, в котором предстояло мне служить, определил военкомат. Это было совпадением с моим желанием, и я никогда об этом не пожалел.
Итак, я впервые в океане, хотя и на гражданском теплоходе. Кругом до самого горизонта колеблющаяся водная гладь, однообразие которой иногда нарушается появлением стаи дельфинов, огромного кита с фонтанчиком воды над головой, или выпрыгивающими из воды летучими рыбами. И ещё появилась... качка. Впервые испытал её на вторые сутки нашего перехода, когда посвежел ветер, и началась килевая и бортовая качка. Пока находился на верхней палубе ближе к средине корабля и старался смотреть вперёд, вдаль, как мне советовали бывалые моряки, качка не очень действовала на меня. Но когда я спускался вниз, в свою каюту 3-го класса в носу теплохода, мои внутренности выворачивало наизнанку. Запах пищи удесятерял эту пытку. Я стремглав добегал до своей койки и падал на неё — в лежачем состоянии качка переносилась легче.
А на теплоходе можно было интересно провести время. Имелась библиотека, салон для отдыха и танцев, рестораны, буфеты и кинозал, где с обеда и до вечера крутили кинофильмы. Но эта качка меня лишала всего. А как же будет на службе? Ведь к качке не привыкают. Утешало то, что служить придётся на подводном корабле, а под водой качки не будет.
На шестые сутки тихим солнечным утром наш теплоход, пройдя около двух тысяч километров (надо бы, конечно, в милях), вошёл в Авачинскую бухту и ошвартовался у одного из причалов Петропавловска-Камчатского. Это почти край земли, загадочная, необычная оконечность суши. Отсюда родительский дом кажется таким непостижимо далёким, как будто смотришь из космоса.
Из рекламного проспекта было известно, что на Камчатке 120 потухших и действующих вулканов, около 35 целебных источников. А П-Камчатский расположился вдоль побережья почти на десять километров. В Петропавловске мы погрузились на ПСК и отправились в бухту Крашенинникова. В посёлке Рыбачий нас встретили с оркестром и цветами. Поселили нас на плавказарме, стоявшей у крайнего справа пирса. Остальные пирсы предназначались для швартовки АПЛ. Наш экипаж вошёл в состав 45-й дивизии 15-й эскадры подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота.
Первая атомная подводная лодка, появившаяся на Камчатке, в момент нашего прибытия была в автономке. Она ошвартовалась у пирса только 28 августа. Это была К-122 659 проекта, который мы изучали в учебном отряде. Две АПЛ пришли с Северного флота, пройдя подо льдами Северного Ледовитого океана. 12 сентября ошвартовалась К-115 627 проекта, и 30 сентября — К-178 658 проекта.
Через некоторое время на территории нашей базы было проведено общее построение для вручения наград личному составу этих экипажей. За трансарктический переход из СЛ океана в Тихий командиры кораблей И. Р. Дубяга и А. П. Михайловский были удостоены Звезды Героя Советского Союза, а особо отличившимся офицерам, старшинам и матросам были вручены ордена и медали. Погода в этот день была ветреная и хмурая, но это не испортило торжества.
Четвёртая АПЛ К-151 659 проекта, прибыла из Приморья (бухты Павловского) и вошла в состав дивизии 2 ноября 1963 года.
К концу 1963 года наш экипаж окончательно сформировался и приступил к непосредственному изучению и освоению материальной части АПЛ. Нам как второму экипажу довелось осваивать каждую из прибывших субмарин и выходить на них в море для отработки своих задач. Поскольку подлодки были разных проектов и несколько отличались друг от друга, мы получали универсальный опыт.