Интервью с Дыгало В. А.

Опубликовано в Контр-адмирал Дыгало Виктор Ананьевич Понедельник, 07 июня 2010 14:09
Оцените материал
(4 голосов)
Дыгало Виктор Ананьевич. Контр-адмирал. Командир дивизии ДПЛ, в которой состояла К-129, человек, который (единственный в мире) попал баллистической ракетой в деревянный щит. Автор многих книг о флоте.

(Использованы фотографии из личного архива Дыгало В.А.)





Как Вы стали подводником?



Вообще подводником, я бы не сказал, что я всю жизнь хотел стать подводником. Наоборот, когда началась война, я родился в Одессе, и до этого видел надводные корабли, подводные лодки в Одессу никогда не заходили.

Потом. Когда в 1940 году открылась военно-морская спецшкола Одесская. Тогда было такое веянье, готовить кадры для военно-морского флота. Эти сцецшколы не подчинялись военно-морскому флоту, наркомату военно-морского флота, а подчинялись наркомпросу - народному комиссариату просвещения. Поэтому нас называли матросы наркомпроса. Форма у нас была морская, как у всех, только бескозырки были без ленточек. Вместо ленточек на левой стороне околыша был бантик. Еще второе название были - матросы с бантиком.

В 1941 году началась война, вся спецшкола была привлечена для организации, подготовки обороны Одессы, мы участвовали в подготовке укреплений. Когда стало жарко всю спецшколу, через Николаев, эвакуировали в Баку. С прибытием в Баку, к тому времени, это конец 1941 года, были эвакуированы в Баку все специальные военно-морские училища. Потому что под Ленинградом было опасно из-за блокады, вывезли от туда училище Фрунзе, училище Дзержинского, с Черного моря в первую очередь эвакуировали училище, училище связи было эвакуировано. В общем все училища были там. Нас распределили. Я попал в училище Фрунзе, это кадетский корпус организованный в 1701 году на базе Московской Навигацкой школы. С тех пор, без изменений до 1918 года, он назывался Кадетский корпус, потом назывался училищем, потом присвоили звание Высшего в 30-х годах, дали наименование М. В. Фрунзе, наградили орденами, орден Ленина, после войны орден Ушакова. Оно называлось ордена Ленина, ордена Ушакова Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Это училище я и закончил в 1947 году.



До 1947 года. В 1944 году находился на боевых кораблях Черноморского флота. Собственно говоря четыре месяца. Участвовал в боевых действиях. Участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 году.

В 1947 году окончил училище. Вот тогда на вопрос: Куда бы вы хотели, желали бы? Я зная опыт войны, нас учили этому, зная как подводники воевали решил, что самое перспективное дело подводные лодки. На подводных лодках тогда я еще не был ни разу. А где? Камчатка. Почему Камчатка? Тоже самое, по наслышке, я слышал что это чудесный край, край гейзеров, край вулканов, океан рядом. ...

В 1947 году нас выпустили, в апреле, дали в отпуск, где то в середине июля я был на Камчатке. Прибыл на Камчатку. Удивился оборудованию, потому что стоял один пирс, деревянный у которого стояла замечательная плавбаза "Теодор Нетте", который воспевал еще Маяковский, железная коробка, железные каюты и масса крыс. Крысы были на удивление откормлены. Страшновато было ложиться спать, потому что они просто кишили.

Швартоваться лодкам было негде. Швартовались к плавбазе. Отопительного буксира тогда не было. Зимой часть экипажа спала на подводных лодках, часть на плавбазе. Иной раз примерзало то что ниже спины к переборкам. Холодина была ужасная. Только 1948 году построили два пирса, соответствующее оборудование для швартовки, передали нашей бригаде отопительный буксир. После этого зимой мы были с паром. Стало теплей.

Ну что из себя представляли лодки? В основном ходовые лодки были типа "Щ"- "Щуки", типа "С" -"Сталинец" (Средняя), типа "Л" - "Ленинец". Начал я службу на "Щуке" (Щ-108) - младшим штурманом или командиром рулевой рубки, через год стал штурманом, был переведен на переведен на ПЛ типа "Л", получил звание старшего лейтенанта. Начал служить в наиболее длительных походах. Походы тогда были не более 30 -35 суток. Потом мы ходили на 70 и 90 суток. По своим техническим особенностям дизельные лодки имели крупный недостаток. Они должны всплывать для зарядки аккумуляторных батарей. Как только механик докладывал: "Плотность аккумуляторных батарей дошла до уровня если ниже, то и зарядку провести не будет возможности", необходимо было всплывать в надводное положение. На лодках были два дизеля. Один дизель на заряд, другой на ход. Одним дизелем проводили зарядку. Зарядка продолжалась от 6 до 10 часов. Все это время нужно было находиться в надводном положении, а главное преимущество лодки это скрытность. Локации не было, приемников работающих радиолокационных станций противника не было. Поэтому только визуально. Видишь на горизонте самолет или корабль, стоп зарядке и срочное погружение. Ну если находишся в районе наиболее активном передвижения надводных кораблей, боевых и гражданского флота таких погружений было до 10 за одну зарядку.




А куда ходили лодки с Камчатки?

С Камчатки лодки ходили к Алеутским островам. Там были американские базы. Затем, когда в 1954 году, я окончил классы командиров, я получил новейшую лодку 611 проекта, эта была лодка океанская, имела три дизеля по 2000 л.с. и три электромотора, один из них мотор экономхода.



Из чего состояла  подготовка экипажей?

Сейчас вся подготовка подводников стала примитивной, что она не соответствует той сложности техники на которую идут экипажи современных ПЛ. Раньше все кто собирался служить на подводных лодках проходили классы командиров подводных лодок и старпомов, а все старшины и матросы проходили стажировку в учебных отрядах по специальности: связисты, торпедисты и т.д. Это самое главное. Чем лучше подготовлен экипаж, тем меньше шансов на то что будет какая то неприятность по обеспечению живучести корабля, и наибольшая вероятность выполнения поставленной задачи. Задачи ставились, в основном, задачи разведки. Боевых задач не ставилось. Подводная лодка выходила с полным боекомплектом. Например на "Ленинце" было шесть торпедных аппаратов в носу, два в корме и кроме того две минные трубы. Это до 10 мин которые можно было поставить на путях передвижения вероятного противника, конечно по сигналу командования. Все управление шло с берега. Командир только управлял в море согласно боевого распоряжения, а все команды по изменению распоряжения шли с берега. Вся связь была ограничена, ПЛ могла выходить на связь только для крайне необходимой информации. Тогда уже были пеленгаторы, которые могли обнаружить ПЛ. Самое главное было обнаружить вовремя противника, вовремя погрузиться и уйти под воду. Это стало возможным после 50-х годов( в 55 году), когда стали строить подводные лодки, оборудовать специальными приемниками локационных станций. Хороший оператор мог по обнаруженному сигналу, опознать носителя. И сказать "Товарищ командир вблизи находится самолет, эсминец или гражданский корабль противника". И командир в связи с этим принимал соответствующие меры.



Появилась первая баллистическая ракета. Их стали устанавливать на подводные лодки. Когда появилась первая стратегическая подводная лодка, в дизельном варианте?

ПЛ СССР впервые в мире были оборудованы и на них были впервые испытаны первые баллистические ракеты. Американцы в то время увлекались крылатыми ракетами и оборудовали свои ПЛ типа "Хелибад" крылатыми ракетами. Которые находились на верхней палубе в специальных ангарах. ПЛ обязательно должна была всплыть, соответствующая команда должна была открыть ангар, вывести самолет на пусковую дорожку. Потом все уходили с палубы. Расправлялись крылья, давалась команда на зажигание, после чего стартовал самолет. Расстояние полета было до 500 км. До появления ядерного оружия боевая часть составляла от 300 до 500, а то и больше килограмм тротила . А когда появились специальные боевые части, появились ракеты с ядерным боезапасом.

У нас в 1954 году ЦКБ "Королева" начало работы для создания специальной баллистической ракеты для подводных лодок. Она была готова в 1955 году. Была испытана на Севере в 1955 году. Старт был успешен. Но, не смотря на это, наше командование и Правительство обращали внимание на американцев. Вторая фирма Челомея, где работал сын Хрущева, процветала, а первую зажимали. Мы (государство) не пришли к единому мнению, как вооружать подводные лодки баллистическими ракетами или крылатыми, особенно для поражения береговых объектов.

Был такой, очень грамотный подводник, Лев Петрович Хияйнен, который командовал подводными силами Тихоокеанского флота. Он настаивал о вооружении подводных лодок для поражения береговых объектов только баллистическими ракетами. Почему? Потому что, крылатая ракета, собственно самолет, идущий над поверхностью моря с дозвуковой скоростью. Ее можно сбить обычными средствами. Баллистическая ракета поднимается в стратосферу на 100 150 километров, затем переходит на баллистическую кривую траекторию, в нужный момент осекается двигатель и она идет как простой снаряд. Скорость, приданная ее по расчетам, бы достаточна для достижения цели , попадала в круг до 10 километров. Такими ракетами вооружили впервые лодки 611 проекта.

На которой я стал командиром. Мою лодку поставили во Владивостокский завод им. Ворошилова. При большой скрытности. Закрыли щитами. Работы проводились только ночью.

Началось переоборудование этой лодки под две баллистические ракеты Р-11ФМ Королевского ЦКБ. Год лодка простояла. Вынули батареи с четвертого отсека, осталась одна батарея во втором отсеке. Вместо этого разместили две большие шахты 10 -11 метровой высоты, 1,8 м. в диаметре, равнопрочные с прочным корпусом. Они имели прочные крышки и подъемный стартовый стол. На этот стол грузилась ракета, после отсоединения всех штекеров, Она опускалась на нижний срез ракета опускалась на нижний срез и закрывалась крышкой. Лодка была готова к выходу в море. При необходимости стрельбы лодка обязательно должна была лечь на боевой курс. Пройти на этом курсе, чтобы устоялась аппаратура, для достижения большой точности, три часа не меняя ни глубины ни дифферента. Стрельба разрешалась ....

Моя подводная лодка Б-62 была переоборудована в 1958 году. В 1958 году мы отстреляли две стрельбы. Обе стрельбы прошли успешно. Это дало возможность поставить вопрос о том , что более целесообразно стрелять баллистическими ракетами. Но еще уверенности в этом не было. Особенно сомневался Хрущев. Все упиралась в его Да. Челомей продолжал строить крылатые ракеты. Были произведены соответствующие лодки, это в основном лодки проекта 613. Наверху имелось два контейнера из которых она могла вести стрельбу.

Для принятия решения помог случай. Это было связано с моей боевой деятельностью на Тихом океане.

В 1959 году Китайская Народная республика пригласила Хрущева в Китай по случаю 10-ти летнего юбилея со дня образования Китайской Народной республики. Он туда прибыл. Встречали с большой помпой. После этого Хрущев вернулся во Владивосток. К нам пришла телеграмма: "показать стрельбу баллистическими ракетами подводной лодке Б-62". Это сейчас мало кто понимает, как подготовить к стрельбе две баллистические ракеты с теми техническими базами существующими на то время. Надо было оборудовать боевую позицию. Надо было в точке прицеливания за 150 километров поставить большой корабельный щит, сделать вертолетные площадки. выставить три теодолитных поста, для того, что бы засеч падение ракет, тогда еще головные части не отделялись. Эту работу провели. Подготовили две ракеты, как было записано в боевом распоряжении, если что, то случится с первой ракетой при попытке старта - она упадет, то без команды поднимать вторую, продолжать стрельбу, выполнить поставленную задачу.

С Хрущевым-то удалось познакомиться?

Хрущева сопровождал первый секретарь Хабаровского края Чернышов, Главнокомандующий ВМФ Адмирал флота Горшков, командующий флотом и член военного совета флота, свита была большая. В 9.30 нас перевели с Владивостока в Конюшково, стояли у пирса, была хорошая солнечная погода. Подняли ракету на верхний срез, для того, чтобы ее было видно. За ночь я нарисовал соответствующие чертежи. Все было сделано в виде красочного плаката. Мне дали 15 минут на доклад. Что это за подводная лодка, ее технические данные, что за ракеты. Доложить о готовности выполнения задачи. В течении 10 минут это было сделано. Никита Сергеевич выслушал меня с большим вниманием. Я как хозяин, гостеприимно пригласил его на лодку, Но он отказался. "Ты уж сам туда лезь, я посмотрю с эсминца". Дальше произошла несколько нестыковка. Все знали Главком, Командующий флотом, присутствующие другие специалисты, что лодка должна лежать три часа на боевом курсе, нужно было еще и перейти от пирса на позицию, до которой было минут 40.

Хрущев обращается к Фокину, Командующему Тихоокеанским флотом: "Какие у Вас дальнейшие распоряжения? (было 10 часов). В 12 часов обед, после обеда так называемый адмиральский час. Вот, чтобы не ломать Вам распорядок, чтобы не сказали, что Первый секретарь мешает работать, назначаю стрельбу на 12 часов, а потом обед. Я, по неопытности открыл рот, Главком мне кулак показывает. Я понял, что нужно "варежку " закрыть. Есть в 12 часов стартовать. Бегом на лодку. "Боевая тревога". Полный ход дизелям. Развили возможную скорость до 16 узлов. Вошли в пролив к месту погружения, плюхнулись, дифферентовались, заняли глубину 30 метров, легли на боевой курс.

Только легли на боевой курс, акустик докладывает "Слева 135 шумы винтов эсминца" . Все ясно. Вот здесь, произошел небольшой конфликт. Бардинов Альберт Васильевич, очень грамотный офицер. В рубку боевую входит, и говорит: "товарищ командир стрелять нельзя, при таких обстоятельствах ракетной стрельбы могут быть различные неприятности. Вплоть до того, что ракета может упасть". Я ему вежливо по моряцки, объяснил, куда ему нужно идни и что первый секретарь, Главнокомандующий отдал приказание, что бы ракета стартовала ровно в 1200. Вот этим и займитесь со штурманом, что бы с последними "пи-пи" ракета, чтоб стартовала. По докладу о готовности к старту, я дал команду о всплытии, всплыли, погода к нашему счастью была отличная, можно сказать полный штиль. Через перескоп виден был эсминец. По команде штурмана дал команду "Старт разрешаю", после чего пошла вся предстартовая подготовка. Открыли крышки, подняли ракету на верхний срез, грубо навели по азимуту, затем ввели все данные с приборов. Запросил эсминец, по закрытой связи, "К старту готов", получил ответ "Старт разрешаю" от Хрущева, и в нужный момент дал командую "Старт". Видел как ракета поднялась. Красиво. Ракета поднимается на 50 километров, за ней остается инверсионный след. По азимуту вроде пошла нормально. Тогда была такая команда , после выстрела нужно было изобразить маневрирование от возможного ответного удара. Погрузился. Всплыл и доложил, что задание выполнено. Там подняли "Мои позывные, Добро" , что означает "Флагман одобряем мои действия" и ракета достигла боевого поля. Следующая команда "Следовать за мной". У эсминца скорость 30 узлов, у меня 16. Запросил где швартоваться. Дали место швартовки.

Примерно через полтора часа я отшвартовался. Смотрю внизу стоит машина. Дежурный "Товарищ капитан 3 ранга, Вас в штабе ждет Никита Сергеевич". Есть. Пошел переоделся. Привезли в штаб. Вхожу в конферензал, там в лучших традициях того времени, стоит стол накрытый яствами, о которых даже сейчас вспоминать приятно. Во главе стола, Никита Сергеевич Хрущев, рядом Главком, командующий флотом. Подошел. Отрапортовал: "Товарищ Первый секретарь, Председатель Совета Министров. Ваше задание выполнено. Командир подводной лодки Б-62 Капитан 3 ранга Дыгало". Молодец. Подкатился ко мне. Он ниже меня ростом. Сказал: "Ты не знаешь, что ты сделал. Я теперь я им задам" (имеются ввиду американцы). И такой царственный жест - появляется в белом мичман с серебренным подносом, две чарки, на палочках изображение закуски, лежат погоны капитана 2 ранга.

" Первое, Ты мне сейчас напомни, что у вас, у моряков, раньше делается- спрашивает Хрущев,- сначала пьют потом вручают, или сначала вручают потом пьют?".

Я ему говорю: " сначала вручают, а потом обмывают!"

- "Ну, вот, носи погоны. Молодец, Поздравляю тебя! Теперь давай выпьем,- За удачу". И выпили мы...

-Прошу к столу- сказал Хрущев.

В этот момент я вспомнил, что мне здесь не место.

"Товарищ Первый Секретарь, мне, как командиру необходимо быть на корабле. Лодку после стрельбы приготовить, так чтоб она была готова и завтра к стрельбе. Вдруг, Вы , захотите и завтра посмотреть?

Он улыбнулся и сказал: "Ну что ж. Если такая необходимость есть - иди на корабль..." Я подумал другое: "Зачем мне эти стопки, когда у меня там канистра со спиртом стоит". Меня товарищи ждут там с нетерпением, а я буду здесь ошиваться, среди этого "бомонда". Поэтому я с удовольствием, рысью, оттуда ушел. Кому надо было занимался лодкой, а мы занялись любимым делом.



Поначалу был конфликт между моряками с дизельных лодок и моряками с атомных лодок. В чем он заключался?

Я бы не сказал, что был конфликт. Мы люди, которые кончили училище в послевоенное время, все мы участники величайшего сдвига в умах военных особенно, в связи с военной революцией, которая началась в морском флоте и других родах войск Вооруженных Сил. В чем она заключалась? Это прежде всего переход к новым кораблям надводным и особенно подводным и по своей архитектуре с учетом боевых действий во Второй мировой войне.

В 1955 году впервые, в Америке, была построена атомная подводная лодка "Наутилус", которая вышла в море и передала радиограмму "Следую на атомной энергии" . Вот с этого момента начинается эра подводно-ядерного флота. "Наутилус" был первым. Мы запоздали. Наша первая атомная лодка вышла только в 1958 году. Это было настолько новизной для подводников.

Те кто впервые вышел на атомной лодке были шокированы. Чем? Тем, что нет этого привычного стука дизелей, тишина, лодка идет как по маслу. Сама по себе загадочная атомная энергия еще была нова, не ясно, как это происходит преобразование тепловой энергии, куда она девается и каким образом происходит так, что лодка не нуждается в обычном воздухе для дизелей, а идет нормально. Конечно это было чудом.

Не то, что у нас был конфликт. Нет. Мы дизельщики завидовали тем, кто попал на атомные лодки. Зависть была, как говорят, белая. Хотелось тоже попасть. И особенно зная ее боевые возможности, это была уже не ныряющая подводная лодка, а истинно подводная лодка, которая не нуждается во всплытии для пополнения электроэнергии. То есть скрытность увеличилась на несколько порядков. Подводная лодка стала таким оружием, которая была способна решать многие задачи.

Как знаете на оружие отвечают противооружием. Для того, чтобы бороться с атомными подводными лодками пришли новые средства борьбы. И в настоящее время не безопасно современным атомным подводным лодкам выходить в море и считать, что не будешь обнаружен. Каждая подводная лодка создает уровень шумом. Существует очень чувствительный гидроакустический комплекс. Поэтому лодка не безопасна. Командиру и экипажу нужно быть всегда начеку, что бы вовремя обнаружить противника и уклониться и сделать все возможное для выполнения поставленной задачи. А такого, чтоб на нас с презрением смотрели, как на подводников дизельщиков, или мы с открытыми ртами смотрели на атомщиков, этого не было.

Все понимали, что если бы не было дизельных лодок не было возможности создать такую новую технику, как атомную подводную лодку. Мы наоборот себя считали первооткрывателями. Особенно когда появились новые подводные лодки, а потом был промежуточный период когда искали промежуточный двигатель. Были подводные лодки, которые мы называли "Зажигалки" 615 серии. Они были действительно опасны потому, что на них был огромный запас сжиженного кислорода, а что такое сжиженный кислород? Спичка! и взрыв.

Была построена одна подводная лодка, это на перекиси водорода, по типу тех, которые немцы стали строить в конце войны. В серию она не пошла и в боевых действиях не участвовала. Лодка была замечательна тем, что этот единый двигатель позволял идти как в надводном, так и в подводном положении на одном двигателе. Электродвигатель использовался как вспомогательный двигатель. Если, что случиться можно было идти на нем.



Помните ли вы приход на Камчатку первых атомоходов?

Маневрирование сил с Тихого океана для усиления северного флота по северному морскому пути были направлены многие корабли. Почему? Северный флот был самым слабым. Родился позже всех в 30-е годы. Недостаточно имел большие силы для выполнения больших задач по борьбе с конвоями. И в после военные годы развитие северного морского пути дало возможность задуматься о том, что Тихоокеанский флот в то время имел только дизельные подводные лодки.

Камчатка был форпост, который стоял лицом к лицу с Америкой. Там нет островов, как материк ограждает Курильсая гряда. Мы сразу выходили в океан и могли достичь необходимой дистанции для использования баллистических ракет. К тому времени самой реальной силой была моя, 29 дивизия ракетных подводных лодок стратегического назначения. Имела в своем составе 8 629А проекта, которые были вооружены, каждая, тремя баллистическими ракетами в моноблочном исполнении, 3 мегатонный боевая часть и дальность 300 - 600 километров.

Это была реальная сила, которая противостояла американскому флоту. Американцы очень боялись наших подводных лодок. Именно тогда они ввели тактику - вести подводную лодку дизельную, атомной подводной лодкой путем слежения. Это приводило, неоднократно, что при маневрировании в подводном положении подводная лодка атомная и наша дизельная, а потом и атомные лодки сталкивались друг с другом. Не потому что хотел командир американской подводной лодки ударить, таранить нашу лодку. Нет. Это глупость. А просто из-за того, что несмотря на всю технику невозможно было оценить обстановку так, чтобы избежать столкновения.

Так вот. Для того, чтоб, как то уровнять силы было принято решение, постепенно, за счет Северного флота. Часть подводных лодок атомных ракетных и торпедных направить на Тихий океан. Одной из первых подводных лодок была лодка Дубяги, в последствии Герой Советского Союза. Который подо льдом, без сопровождения ледокола, прошел весь северный путь, Берингов пролив, там уже всплыл в наших водах. Зашел в Проведение, где его осмотрели, и пришел на Камчатку. Это было большим событием для Тихоокеанского флота.

Началось перевооружение Тихоокеанского подводного флота на атомные. Постепенно таким путем переводили лодки одну за другой, а затем Комсомольский завод освоил несколько проектов атомных лодок. Таким образом дизельные лодки стали вытесняться и переводиться на Юг во Владивосток и были предназначены для действия в закрытых морях. Атомным ставилась задача стратегического плана. Те, которые были вооружены баллистическими ракетами, для нанесения удара по береговым объектам Америки, а те которые были вооружены крылатыми ракетами для ударов по конвоям и по АУСам (Авианосным ударным соединениям).



Бытует мнение, что атомоходы первого поколения больше ремонтировались, чем ходили. Та лодка, что пришла на Камчатку, сразу вышла в море?

Сразу никто не выходил. После такого перехода проводится навигационный ремонт. Техника была новой. Не только реактор, а сама начинка корабля. Совершенно новые приборы для определения места корабля, появились новые системы позволяющие в перископном положении поднимать соответствующие подъемные устройства и брать высоты и азимуты светил. Что позволяло автоматически определять место корабля. Очень многое изменилось в торпедном вооружении, особенно перезарядка торпед автоматическая. Вспомогательные двигатели. Поэтому, часто, на подводных лодках находились представители промышленности. Они следили за тем, чтобы техника, не освоенная, имеющая малый моторесурс. Специалисты могли на месте быстро ввести в строй. Личный состав не мог самостоятельно ввести в строй такую технику. Очень много появилось курсоуказателей. Система "Сатурн". Они вырабатывали точный курс , для того чтобы ракетная стрельба была наиболее эффективна.



Расскажите про командира Кобзаря и экипаж ПЛ К-129. Вы ведь были командиром дивизии, в которой находилась лодка,а после трагедии участвовали в поисковой операции.

Поисковую операцию возглавлял штаб флота. Во главе стоял Командующий флотом адмирал Амелько.

По мере того, как холодная война достигала своего накала, чуть ли не перешла в горячую. Вы знаете о Карибском кризисе. Когда Н.С.Хрущев разместил баллистические ракеты на острове Свобода. К чему это привело? Это привело к такому конфликту, что могла начаться мировая война.

Обстановка была неспокойной и сложной. Необходимо было держать в море большое количество сил, которые могли в нужный момент, по сигналу Генерального штаба или Верховного главнокомандующего действовать уже по боевому. Т.е. баллистические ракеты должны были запускаться, крылатые должны были стрелять по соответствующим соединениям, торпедные лодки занимать соответствующие позиции. Основным содержанием сил, службы Военно-Морского флота стала боевая служба. Боевая служба заключалась в том, что корабли с полным боевым снаряжением, как при боевых действиях, выходили в заданный район и патрулировали в этом районе и ожидали заданный условный сигнал.

Этому противодействовали американские силы всеми возможными направлениями. Прежде всего они совершенствовали свою авиацию. Появился такой самолет как "Орион". Тяжелый самолет, который мог по газовому следу определить нахождение дизельной подводной лодки, по некоторым другим приметам атомную подводную лодку. С обнаружением бросался светящийся буй, а не место возможного нахождения подводной лодки бросались буи, которые работая в пассивном или активном режиме давали соответствующую информацию на аппаратуру самолета и автоматически вычислялось место и курс и скорость движения подводной лодки, что давало возможность применять противолодочному самолету оружие даже по подводной лодке находящейся в подводном положении.

А если это была дизельная подводная лодка, то организовалось такое напряженное слежение за ней. А буи были малогабаритные, запас был большой. Пройдет некоторое время первое поле действия прекращается, выставляются новые буи. Пока не иссякнет электроэнергия или лодку не поднимут. Подъем дизельной подводной лодки в то время считалось ЧП. Командира не ждали награды за то, что он допустил такое. Порой создавалась такая обстановка, что другого выхода не было. Это не понимали начальники. И все равно, были неприятности для командования, куда входила эта лодка, особенно для командира и экипажа.

Но все таки подводники дизельных подводных лодок научились уклоняться даже в этих условиях и соблюдать возможную скрытность. В основном вся нагрузка перешла на атомные лодки. Атомных лодок не хватало по количеству. На мою дивизию был график боевой службы, который ни кто не мог нарушить. Только по докладу мог принять решение Главнокомандующий. Главнокомандующий был у нас такой, что лучше ему об этом не докладывать. Принимались меры, чтобы график выполнялся железно.

Мы выполняли строго график боевой службы. На очередную боевую службу ушла К-129. Она пробыла на первой боевой службе. В конце 1967 года она вернулась с боевой службы, встала в ремонт.

Экипаж почти весь был отпущен в отпуск в надежде на то, что следующая подводная лодка должна была пойти из Конюшково, бригады подводных лодок вооруженных крылатыми ракетами. Там случилась беда. Подводная лодка которая должна была выйти 24 февраля 1968 года на боевую службу по ней доложили , что она выйти не сможет.

Командующий флотом адмирал Амелько принимает решение: что наиболее подготовленной является подводная лодка К-129, потому что (давался перерыв по графику порядка 3 -3,5 месяцев) очередная лодка которая готовилась за К-129 еще не была готова по графику. Она не могла технически выйти... Было принято решение срочно возвратить весь экипаж, подготовится за две недели и выйти на боевую службу. Все понимали, что экипаж устал. Предыдущая боевая служба продолжалась 70 суток. На дизельной лодке проплавать 70 суток - это не легкая задача. Причем при крайнем напряжении для соблюдения скрытности.

Измотан был личный состав. Я докладывал командованию о состоянии экипажа. Все эти доводы разбились о гранит молчания. 15 февраля я ,на подводной лодке, вышел на контрольный выход. Это когда подводная лодка имеет на борту все кроме боевых торпед. Мы проверили подготовленность личного состава по элементам задач, особенно задачи три, это использование оружия, задачу 5 - это по прорыву рубежа и уклонения от противника.

Часть экипаж не знали о том, что лодка будет назначена на боевую службу уже были уволены в запас,-примерно около 15 процентов. 15 процентов было заменено на новых матросов. Кроме того, экипаж состоял из 88 человек, а 10 моряков были дополнительно направлены с других подводных лодок. Вместо 13 офицеров стало 15 офицеров. Экипаж стал 98 человек.

Убедившись в том что подводная лодка элементы отработала. Я доложил, что контрольный выход прошел на оценку удовлетворительно и лодка готова для приема боевого оружия.

В ночь с 22 на 23 загрузили три боевые ракеты. Подводная лодка вышла и встала в точку под охрану малого противолодочного охотника. Я прибыл на базу проверил экипаж, попрощался, убедился что все на лодке нормально, поговорил с командиром. Сошел с лодки.

Командир шел вторично на боевую службу. При первом выходе нужно выходить в сопровождении начальника штаба, либо зам. командира бригады по обучению командиров. При повторном командир шел сам. Кобзарь был отлично подготовленным офицером. Это был один из лучших офицеров на Тихоокеанском флоте. Он был первым, чья лодка была переоборудована под новый комплекс, который стрелял из под воды на дистанцию 1600 километров.

Поэтому и доверие именно этому командиру было большое. И экипаж был отличный. Журавин, старпом его, должен после боевой службы идти на классы командиров подводной лодки. Весь экипаж, особенно офицеры, были слажены, хорошие, единый коллектив и могли выполнить любую поставленную задачу.

В ночь с 24 на 25 февраля подводная лодка вышла из базы. Ее вели посты сопровождения. Большим охотником отменили, считая, что это нарушает скрытность. Она шла с затемненными огнями самостоятельно. Ее вели только береговые посты. Точка погружения. Погружается... После того, как засекали момент погружения подводной лодки, посты докладывали, что лодка погрузилась. С этого момента начиналось самостоятельное действие командиров по выполнению боевого задания.

Для того, чтобы скрытность соблюдалась наиболее высоко, командир не имел право выходить на связь сам. Только в исключительных случаях, в тех которые были перечислены в его боевом задании, он имел право выходить и давать короткие сигналы о происшедшем случае который срывал выполнение боевой задачи.

Случаи какие определялись? Прежде всего случаи связанные с нарушением живучести корабля, которые были настолько масштабны, что не позволяли подводной лодке находиться в подводном положении и выполнять боевые задачи. Это могло быть связано с пожаром, что было очень распространено и возможно.

На подводной лодке находился большой запас патронов регенерации и большой запас масла гидравлики. Целый ряд приборов работали от гидравлики. Случалось, когда нарушалась герметичность трубопровода гидравлики и масло попадало на патроны регенерации. А это потушить, почти, невозможно. Потому что это на столько горючий состав, который при действии регенеративных установок выделяли кислород в большом количестве и поглощали углекислый газ. А что такое когда начался пожар выделяется кислород. Были случаи что ни будь происходило такое в самом двигателе или электростанции.

Самое худшее если что-то было обнаружено в герметичности самих ракет, которые были заполнены окислителем и горючим. Окислитель - это перекись азота, а там гептил. Это отравляющее вещество, и то и другое. Если через шахту, какая б она ни была герметичной, начнут поступать эти пары можно отравить весь экипаж. Существовали контрольные приборы, которые следили за атмосферой внутри шахт. Ни кто не имел право во время нахождения подводной лодки в море вскрывать лючки ведущие в шахту. Она должна была находиться только под контролем приборов. Но если такое проявлялось, тогда звонил колокол, сигнализация. Необходимо было всплывать в надводное положение. В надводном положении следовать в базу. Полным ходом. Потому что устранить это в море невозможно.

И еще целый ряд ситуаций. Разве все предусмотришь... Могло быть что ни будь связано с нарушением прочности корпуса. Мало ли объектов под водой на который может натолкнуться подводная лодка. Несколько пунктов было, когда командир мог доложить и по решению командования возвращаться в базу.



Лодка вышла на боевую службу и направилась в район?

Да, лодка вышла в район. Все было нормально. Первая контрольная радиограмма прошла нормально. А потом, 8 числа дали вторую контрольную радиограмму и подводная лодка не ответила. Не вышла на связь... Еще было подозрение, что что-то случилось с аппаратурой. Сутки, беспрерывно, срочно сообщите свое место и действия. Когда сутки прошли, Командование поняло, что случилось что-то серьезное.

Была объявлена повышенная готовность на флоте. Около 30 надводных кораблей было снаряжено для поиска. Маршрут ее движения, курс где она должна была быть примерно по времени. Поэтому параллельно этому курсу вели поиски эсминцы, другие корабли. Все привлекались в т.ч авиация. Все они на частотах подводной лодки, вызывали ее. И самолеты пытались вступать в связь.

Мне, как, командиру дивизии, приказали выйти на атомной лодке и пройти весь маршрут боевого задания. Периодически давать подводные звуковые сигналы. Всплывать под перископ, слушать по графику связи не выйдет ли она на связь. Наблюдать, что делается вокруг. в смысле обнаружения масляных пятен. Мы прошли весь этот маршрут.

Никто не вышел на связь. Попытки выйти на связь на ее частотах. Зрительное и другие виды наблюдения привели к тому, что мы ее не обнаружили. Следов гибели подводной лодки. Каких либо обломков, масляных пятен . Не обнаружил это и другие участники поиска.



Американцы тоже не искали?

Американцы поступили по-другому. Они совместно с нами не искали, но авиация беспрерывно летали над кораблями, ведущими поиск. Надо им отдать должное. Летчики были подготовлены отлично. Летали, чуть ли не задевая мачты наших кораблей. В районе на буксире, старший, мой заместитель контр-адмирал Бец. Через него шли все доклады, чтобы не засорять эфир. Со всех поисковых судов, все сначала шло к нему по УКВ, на малой дистанции, а он уже все сводил в единое и за день давал телеграмму в адрес командования флота.

Около 30 суток искали. Потом поиск был прекращен. Была назначена государственная комиссия, под руководством заместителя Предсовмина Смирнова, его заместителем являлся наш Главком. Съехались представители заводостроители, изготовителей, ракетчиков. Изучали все документы. Прежде всего планы подготовки. Недостатки обнаружены небыли. На основании проведенной работы выдвигается версия. Что может быть?

Первое - потеря плавучести подводной лодки. Лодка не справляется с удержанием глубины, проваливается на запредельную глубину и ее раздавливает как "Трешер" , американский.

Вторая причина - что-то произошло с ракетным оружием. Не с самой головной частью. Там шесть ступеней защиты, что исключает возможность взрыва ядерной боевой части. Как в двух торпедах с ядерной боевой частью, так и с РБЧ. Это только Киселев ерунду порол, когда показывал фильм "Тайна гибели К-129". Где к стыду его про нашу подводную лодку ничего не было сказано, а все было направлено на то, чтобы восхвалять Америку, какая она крупная держава, технически подготовленная, чтобы организовать подъем подводной лодки с глубины более 5000 метров. Там он сказал, что при попытке подъема, она сломалась и при ударе выпала торпеда. Я Киселеву писал, что если подводную лодку перевернуть и трясти, то ничего из подводной лодки не выпадет. Этого не было. Это ерунда, глупость! Им было сказано: "К общей радости взрыва не последовало". Да взрыва не могло последовать! Если б даже ракета выпала, то невозможно быть ядерному взрыву.Потому что как стали в СССР выпускать ядерные боевые части, было все направлено на безопасность, и невозможность несанкционированного взрыва.

Они и сейчас лежат на дне. Т.к. подводная лодка при подъеме переломилась надвое. Им удалось поднять только носовую часть по третий отсек, там где был самый большой разлом корпуса. Т.е. подняли торпеды СБЧ.



Когда появилась версия столкновения?

Последняя версия: возможность столкновения с подводным или надводным объектом. Если лодка идет под РДП (специальное устройство работы двигателей под водой).

Что плохо? Плохо то, что необходима работа трех дизелей. Работа трех дизелей создает шум, что акустик оглушен своим шумом. Он не может услышать вокруг ничего. Это является крупнейшим недостатком работы подводной лодки под РДП. С одной стороны считали, что это повышает скрытность подводной лодки. Для незнающего человека - чем меньше находится объема корабля над водой, тем меньше возможность обнаружить его с большого расстояния. Подняты только выдвижные устройства. ...

Если он ничего не слышал, была ночь. Вполне возможно, что видимость была плохая. Какой ни будь надводный корабль большого водоизмещения, а там Гавайские острова. Пути торговых судов имелись. Большой корабль мог не заметить этого удара. Столкновения для большого тоннажа могло вызвать только легкое сотрясение. Пробоина в таком положении, это моментальное поступление больших масс воды в корпус, что заставляет подводную лодку погружаться, по мере ее погружения давление повышается, выбивает переборки, которые рассчитаны на определенную глубину погружения, в данном случае 270 метров. За пределами все летит к чертовой матери. Лодка полностью заполняется водой и летит камнем на дно.

Тоже самое могло произойти и в подводном положении. Мы уже знали, что Америка приняла доктрину следить за нашими подводными лодками. Не исключено, что с момента погружения нашей подводной лодки, ее вела многоцелевая подводная лодка. Командир ее мог и не слышать. Она шла на определенном расстоянии, наша подводная лодка имела шумность на порядок выше, чем атомные подводные лодки. И поэтому командир атомной подводной лодки, находясь вне зоны слышимости нашей подводной лодки мог слышать нашу лодку отлично и маневрировать за ней. В таких случаях. До гибели подводной лодки К-129 уже были случаи столкновения подводными лодками американскими в наших водах при выполнении боевых задач. С 1967 года, за 20 лет произошло 20 столкновений. Которые приводили к экстремальным событиям, которые могли привести к гибели как наших, так и американских лодок.



Это только по нашим или американским лодкам?

По нашим и американским лодкам. Поэтому такой вариант не исключался. Это шло последним - возможность столкновения с подводным объектом. Со временем разведка донесла, что подводная лодка "Суордфиш" через пять суток, после того, как мы потеряли связь с нашей подводной лодкой, прибыла в порт Йокосуку и в строжайшем секрете была поставлена в док.

Благодаря нашей разведке мы узнали, что у нее помята носовая часть и ограждение рубки. Повреждения были настолько велики, что подводная лодка вынуждена была идти в ближайшую базу. Значит повреждения были серьезны. Это привело нас на мысль, что подводная лодка "Суордфиш" вела наблюдение, слежение за нашей подводной лодкой. В какой то момент командир отважился получше записать шумы.

Это им ставилась такая задача. В настоящее время у Американцев имеется банк данных по каждой нашей подводной лодке. Запись шумов. И по этим шумам командир может сравнить обнаруженные шумы, ввести их в компьютер, быстро сравнить их. Определить какая подводная лодка, кто командир, высветится даже на табло краткая характеристика командира. на что он способен и кто он такой.

Задача была как можно точнее записать шумы. Выполняя эту задачу командир старался сблизится с нашей подводной лодкой как можно ближе. Не исключено, что наш командир "не предупредив подводную лодку, которая за ним следит" сделал поворот, или изменил глубину погружения. Произошло, как раз, то что произошло. В левый борт последовал удар в прочный корпус подводной лодки. "Суордфиш" значительно прочнее чем наша дизельная подводная лодка. И потом: у них подводные лодки однокорпусные, у нас двухкорпусные. Все цистерны, у нас вне прочного корпуса, у них находятся внутри прочного корпуса. И прочный корпус делается значительно прочнее, чем наш прочный корпус. К тому же сама рубка имеет заостренный вид.

Факт тот, что этим ограждением она могла при ударе рассечь нашу подводную лодку. И лодка получив большой отрицательный запас воды упала на грунт. Во всяком случае в последующем когда ее обследовала атомная подводная лодка "Халебад", (кстати. эту лодку планировалось вооружить крылатыми ракетами. Потом ее сделали лодкой для поиска подводных объектов. Она была вооружена подводными приборами. способными проводить телесьемку) она сделала около 60 000 снимков нашей подводной лодки.

Заключение было, что подводная лодка лежала с креном на правый борт. На левом борту, в районе между вторым и третьим была громадная пробоина, как выразился командир "Как будто гигантским топором ударили и рассекли подводный корабль".



Наше ведомство, либо Вы, либо Флот делали запрос американцам?

Запросы делали. Делали даже больше. В 1995 году первый заместитель Главкома И.В.Касатонов пригласил на круглый стол представителей военно-морских сил США, посла в Москве, я был приглашен туда для того, чтобы сказать свои доводы в пользу версии гибели подводной лодки К-129 от удара подводной лодки "Суордфиш".

Там я заявил о том, что за последние 20 лет не было ни одного года, чтобы не было столкновения с вашими подводными лодками по причине нарушения элементарных требований о не вхождении иностранных подводных лодок в районы боевой подготовки. Это нарушается и сейчас, и не только в районы боевой подготовки, но и в территориальные воды. Очень резкое заявление сделал Касатонов. Было это связано с подводной лодкой "Батон-Руж", последним наиболее ярким столкновением. В результате столкновения больше пострадал "Батон-Руж". ..... Командира сняли с должности. Наша лодка после проведения небольшого ремонта снова вышла на боевую службу.

Как результат я сказал, что в 1968 году ваша подводная лодка "Свордфидш", зашедшая в базу и ремонтировалась. Была виновницей этой трагедии. Надо разобраться. Пока еще жив командир "Суордфиша" и другие, кто занимался подъемом ПЛ, поднять ту документацию, которую вы подняли с нашей подводной лодки, и документацию особенно "Суордфиш" все это представить независимой комиссии. Чтобы снять этот вопрос. чтобы тайна, в конце концов, стала явью.
Тогда было гробовое молчание.
Один из адмиралов, через две недели прислал мне письмо.


Независимая комиссия во главе с ним, предварительно просмотрев документы должна вам заявить, что "Свордфидш" находился в 300 милях от места гибели ваше подводной лодки. И она не причастна к этому. Ремонт вызван другими обстоятельствами. Какими обстоятельствами не сказано. И если вы хотите получить более точные данные, то вам нужно обращаться не в ВМС США, а в ЦРУ которое руководило операцией по подъему подводной лодки. Я об этом докладывал Касатонову. В ЦРУ мы не обращались.

Тогда был такой Волкогонов, который занимался поиском пропавших наших и иностранных военнослужащих в годы второй мировой войны. Я обратился к нему, узнав, что к нам едет Гейц (директор ЦРУ) . Я через Волкогонова передал письмо Президенту, с очень кратной запиской с просьбой задать вопрос Гейцу, что делается для того, что бы раскрыть завесу тайны гибели подводной лодки К-129. Особенно связанные с ее подьемом и тайным захоронением наших моряков. Прошло время, Гейц уехал, я прибыл к Волкогонову . Он говорит, что передал письмо, но Президент ,очевидно, не возымел желания задать этот вопрос. В тоже время Гейц поставил вопрос о военнослужащих с момента Корейской войны, наш Президент Ельцин дал указание разобраться и по каждому доложить. О наших 98 человеках задано ни одного вопроса не было. Мы: Адмирал Амелько, Бец и я на 100 процентов уверены, что причиной гибели К-129 была американская подводная лодка "Свордфиш".

Американцы ведь построили специальное судно для подьема К-129?

Известно, что операция которая была проведена ЦРУ по подьему подводной лодки называлась "Дженифер" Прежде всего нужно отдать должное всем службам ВМС США это умение дезинформации настолько хорошо поставлено, что в нее поверили не только мы но и ближайшие друзья Америки. Под видом того, что необходимо исследовать грубины океана дял последующей возможности добычи полезных искомпаемых с самых больших глубин был заложен новый тип корабля "Гломар Эксплорер".

Это было судно водоизмещением более 60000 тонн, выглядело оно как катамаран, внутри имелся соответствующая платформа с которой можно было погрузить большой объект, имелось устройство для погрузки этого объекта на большую глубину до 6000 метров и даже более, которые представляли собой набор телескопических труб из очень прочного метала, корабль имел соответствующее устройство позволяющее даже при шторме в 6 баллов находиться в точке благодаря автоматической работе подруливающих устройств , и удерживать место с точностью до 10 метров по спутниковой связи, имела хороший экипаж глубоководников, и целый ряд других приборов.

После небольшой подготовки, когда была обнаружена наша подводная лодка. В эту точку выше "Эксплоер". Это был 1978 год. Прошло 10 лет. Никто не ожидал. Случайно проходящее судно сообщило в нашу разведку о нахождении там судна. Сначала туда послали бригаду специальных кораблей, предназначенных для встречи космических объектов. Корабль доложил о происходящем там. Точка, по нашим расчетам совпадала близко с погибшей подводной лодкой. После этого туда выслали большой океанский буксир. Который находясь в точке сообщал о их действиях.

Обнаружить мы их обнаружили, но пресечь их действия мы не могли. не могли по нашей глупости и недальновидности. Если бы Правительство СССР объявило о гибели подводной лодки а не скрывало это, пока через 25 лет подводников не наградили орденами посмертно. Если бы это место было объявлено захоронением. Это означает все то что там находится является собственностью той страны, которая объявила это место захоронением. То американцы туда не сунулись. У американцев были развязаны руки. Они это и не скрывали. Гейц передал кассету с церемонией захоронения наших 6 матросов. Не скрывали они и то, что при подьеме корпус разломился при подъеме. Они смогли поднять только носовую часть, а кормовая ,вместе с ракетами и вместе с постом СПС, ушла на глубину. Была ли повторная попытка поднять или подняли они ее,-об этом говорить утвердительно нельзя. У них хорошо работает дезинформация.

Возможно, они подняли и кормовую часть, и это осталось для нас незамеченным. Это вполне возможно.

Каким Вы видите состояние флота на сегодняшний день?

После 1993 года, после разрушения СССР. Прежде всего удар пришелся по ВМФ. ВМФ это такая структура, которая наиболее подвержена любым изменениям его обслуживания. Это сосредоточие всех видов Вооруженных Сил которые у нас есть. Ракеты - пожалуйста, атомные установки - пожалуйста и т.д. ВМФ это сложная организация которая не терпит организационного разрушения СССР. Это привело к тому, что выходы сократились, л.с. хуже стал подготовленным для решения задач в море, отсутствие заводов. которые поставляли детали для ремонта, попали в зону на пределами России. Представьте атомный крейсер, строили тысячи заводов, поставляющие необходимые детали. При прекращении поставки. Корабли стоят у пирс не только из-за недостатка топлива, но и из-за не возможности проведения ремонта. Флот сократился в десятки раз. И сейчас с нашего великого атомного ядерного флота остались одни осколки. Ядерный стратегический флота является основной частью триады существующей во всех ядерных странах мира. Это подводные лодки, это авиация, это наземные установки. Таким образом мы потеряли основную часть триады. Которая является наиболее действенной. Это подвижная часть обладающая скрытностью. Американцы более 60 процентов своих ядерных сил размещают на подводных лодках.

Мы 6 громадных лодок построили на 20 ракет каждая. Осталось две. Одна стоит на переоборудовании, а вторая влечет жалкое существование. Потому что инфраструктура пришла в негодность. Начиная с кранов для погрузки ракет, кончая топливом, пирсами. Это может привести к большим последствиям Россия теряет свой ядерный защитный щит. Над нами будут издеваться как над Ираном, Ираком. Это придет в скором времени. Если не будет резко повернуто наше лицо, лицо нашего Президента, лицо Думы, которая думает не знаю чем, и о чем, чтобы возвратить флота в то русло строительства и содержания в котором оно должно находится в соответствии с именем Великой Морской державы.
{multithumb}
Прочитано 12618 раз

  • Алекс
    Алекс
    Суббота, 23 марта 2019 00:40

    Лично моя версия- провал лодки.
    http://samlib.ru/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/tragediak-129z.shtml

    Пожаловаться
  • Сергей Николаевич Лятоха
    Сергей Николаевич Лятоха
    Вторник, 22 мая 2012 00:24

    Могу только подтвердить достоверность опубликованной информации. Виктор и я начинали свой морской путь в 1940г. с Одесской Военно-морской спецшколы № 6. Значительная часть нашей жизни прошла "бок о бок" и в самые трудные времена 1941-1942гг. Объединяет нас и общая родина- Одесса.
    Безмерно скорблю по поводу его кончины.
    Очень жаль когда этот мир покидают прекрасные люди да к тому же и личные давние и близкие друзья!

    Пожаловаться
  • Михаил Анатольевич
    Михаил Анатольевич
    Понедельник, 16 апреля 2012 23:09

    В начале 70-х, будучи пацаном и живя в Феодосии, дружил с его сыном (ныне покойным), как сейчас помню - Виктор Ананьевич всегда веселый, остроумный, хороший расказчик. Даже нам пацанам тогда было с ним интересно! Жаль, что уходят такие люди, ведь это наша история!

    Пожаловаться
  • Евгений Воробьев
    Евгений Воробьев
    Воскресенье, 01 января 2012 19:14

    На День ВМФ, последний раз разговаривал с Виктором Ананьевичем по тлф. Искренне жаль,что нет с нами настоящего ПОДВОДНИКА,прекрасного человека.

    Пожаловаться
  • Кирилл
    Кирилл
    Четверг, 03 ноября 2011 12:38

    Вечная память вам Виктор Ананьевич.
    PS.Семья Вигаони

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь