15 эскпл ТОФ- ПЛАРК «К-122» вступила в строй 13.04.1962 г. (командир капитан 2 ранга Смирнов Владимир Викторович, впоследствии капитан 1 ранга заместитель начальника 288 полигона М. О.)
28 августа1963 г. АПЛ пр 659 «К-122» ошвартовалась у 8 пирса в бухте Крашенинникова Авачинской губы. Это была первая атомная подводная лодка, которая прибыла на Камчатку. На митинге по случаю прибытия начальник П.О. 45 дипл капитан 1 ранга Архипов сказал, что приход нашей пларк - начало атомного флота на Камчатке.
Прибывшая ПЛАРК «К-122» не выводила ГЭУ из эксплуатации, т.к. уже 30 августа с нашим экипажем вновь вышла на доработку элементов задачи № 2. Вечером того же дня на лодке произошло аварийное происшествие, которое чуть не закончилось катастрофой. Ночью, по вине вахтенного механика, через один из трюмных клапанов в реакторный отсек стала поступать вода с температурой +60 гр. Уровень воды в отсеке был по пояс и неизвестно, какой активности. Не разобравшись в обстановке, не объявив аварийную тревогу ( командир пл в это время отдыхал), механик, в нарушение Требования НБЖ, использовал воздух командирской группы, тем самым оставив пл без средств спасения. Когда наконец наши механики объявили «Аварийную тревогу», ситуация была критической.
Командир пл капитан 2 ранга Смирнов В.В. зашел в штурманскую рубку и поинтересовался у командира ЭНГ лейтенанта Фомина, где ближайшее место, куда можно выбросить лодку на отмель. В это время по аварийному сигналу к нам подошли две пл пр. 641, которые с нами связались предложили помощь вплоть до буксировки. Так они и шли побортно до швартовки в б. Крашенинникова.
В момент объявления аварийной тревоги в турбинном отсеке, согласно боевому расписанию, были сформированы аварийные партии. Первым в первую партию, ещё не проведя радиационную разведку, пошел матрос турбинист Беда, отчисленный ранее с 3 курса философского факультета МГУ им. Ломоносова (Он читал в подлиннике Канта и Фейербаха и был освобожден! от политзанятий). Работал Беда в аварийном отсеке до теплового удара. После чего его выносили в турбинный отсек и укладывали под вентилятор. Через несколько минут Беда приходил в сознание и повторно шел в аварийный отсек. Так повторялось три раза.
Выход закончился аварией. В то время почти ни один выход АПЛ не обходился без аварийных происшествий, связанных с эксплуатацией не только новой энергетической установки, но и техники других боевых частей.
Сразу же после возвращения пл в базу, начались дезактивационные работы. По нормам безопасного нахождения в рабочем отсеке аварийной пл было установлено всего 12 минут . Конечно, все понимали, что эти работы продлятся долго. Матросы, особенно спец-трюмные и турбинисты, нарушали нормы безопасности. На предприятиях атомной промышленности ходила молва, что перед работой с радиоактивными элементами надо выпить спирт. Мы получили 900 кг спирта ректификата. Спирт лился «рекой». Командир 1-го Д-1 БЧ-5 капитан –лейтенант Гарбарец спирт держал дома в ванне, а комд-2 БЧ-5 в 4-х канистрах в каюте на ПБ-3. Не мудрено, что матросы ходили полупьяные. Среди тех, кто, рискуя своим здоровьем, сделал всё, чтобы скорее привести пл в боевое состояние, был матрос Беда. Он несколько раз приходил в казарму после работ на «бровях», за что и был несправедливо наказан.
Матрос Беда. Часть вторая
Эта событие (в продолжении истории о матросе Беда) произошло в начале декабря 1964 г. Лед ещё не встал, была шуга. Несколько матросов и старшин срочной службы получили почтовые посылки, которые пришли на почтамт Петропавловска-Камчатского. Для их получения старпом приказал Черненко В. К. возглавить команду, получивших известие о посылке. Они должны были на морском буксире переправиться в город, получить посылки и вернуться в часть. Когда посылки были получены, вся группа столпилась на пирсе в ожидании буксира. В какой-то момент командир самолета Б-6, майор авиации, будучи слегка навеселе, упал в воду и сразу пошел на дно. В следующее мгновение матрос Беда прыгнул в воду и помог офицеру выбраться на пирс. В этот момент к ним подошел патруль, который препроводил их в помещение комендатуры для переодевания. Когда Беда снял суконку и выпала грелка с самогоном. ЧП- попытка пронести спиртные напитки. Когда прибыли в часть, Черненко В. К. доложил командиру пл. За потерю контроля за л\с Черненко В.К. был наказан командиром пл –арест на 5 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.
После обеда был построен л/с и зачитан приказ командира части в отношении матроса Беда: «За попытку принести спиртные напитки в часть объявлено 10 суток ареста с содержанием на гауптвахте». Не успел экипаж разойтись, как прозвучала команда «Смирно» и в помещение казармы вошел командир эскадры контр-адмирал Рулюк и начальник П.О. капитан 1 ранга Ковтанюк.В.В.
Командир доложил адмиралу. НачПО зачитал приказ командира эскадры «За спасение жизни старшего офицера матросу Беда объявить 10 суток с выездом на родину».