Капитан 2 ранга Зыков Владимир Александрович

Опубликовано в Феодосийский Подплав Среда, 11 мая 2016 15:28
Оцените материал
(1 Голосовать)




Родился 17 января 1951 г. в с. Аллак Каменского р-на Алтайского края.

В ВМФ с 1968 г. Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова — 1973 г.

 

Закончил службу 6.06.96 г. — командиром ПЛ «СС-226».

Награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», юбилейные медали.

Проходил службу на подводных лодках ЧФ:

август 1974 - ноябрь 1975 г. — командир «БЧ-3» ПЛ «С-89» пр. 613 27 БПЛ, командир ПЛ капитан 2 ранга Леонид Иванович Троянов;

ноябрь 1975 - сентябрь 1978 г. — СПК ПЛ «СС-226» пр. 690, командиры ПЛ капитан 2 ранга Анатолий Михайлович Козлов, капитан 3 ранга Иван Степанович Борзенко;

сентябрь 1979 - декабрь 1980 г. — командир ПЛ «МС-353» пр.А615; декабрь 1980 - май 1986 г. — командир ПЛ «СС-310»; июнь 1988 - июль 1989 г. — загранкомандировка в Ливию, в должности преподавателя тактики ПЛ на высших курсах старшего офицерского состава ВМС СНЛАД;

декабрь 1989 - июнь 1996 г. — командир ПЛ «СС-226».

 

На ПЛ «СС-226» и «СС-310» участвовал в учениях РПЛС ЧФ, 30 ДПЛК, обеспечивал испытания такр «Новороссийск», а также принимал участие в испытаниях торпедного, минного, противолодочного ракетного оружия состоящего на вооружении НК, ПЛ и авиации, в испытаниях прибора ГПД «Бросок».

 

Участник военно-морских парадов в Севастополе, празднования 50-летия освобождения Новороссийска. 12.09.93 г. как командир ПЛ был принят на борту фрегата «Авенджер» ВМС Англии командиром корабля и помощником военно-морского атташе Англии капитаном 3 ранга С. Эйри.

 

* * *

После окончания ТОВВМУ им. Макарова, в 1973 г. прибыл на Черноморский флот для дальнейшего прохождения службы. Был командиром БЧ-3, а затем помощником командира «ОС-149», в августе 1974 г. перешел на ПЛ «С-89» в 27-ю БПЛ командиром БЧ-3. В это время командиром лодки был капитан 2 ранга Троянов Леонид Иванович, СПК капитан 3 ранга Бугушев Валерий, командиром БЧ-5 капитан 3 ранга Хороших Валентин, зам. командира по п/ч Кулев Александр Александрович, командиром БЧ-1 Иванюк Олег, командир моторной группы лейтенант Филиппов Евгений Александрович, врач — Зеленгуров Юрий. Предпоследние двое только из училищ, сдавали зачеты на допуск, и я к ним подключился. Через несколько дней ПЛ ушла в п. Поти для обеспечения БП 184-й Бр ОВРа и учебного центра. На ПЛ был дружный, сплоченный коллектив. Немалую роль в нем играли старшины команд: торпедистов — мичман Бондаренко Анатолий, рулевых-сигналыциков — Костюченко Владимир Иванович, электриков — Благирев Анатолий Афанасиевич, машинистов- трюмных — Рябчун Николай Филиппович, мотористов — Литвин Лев.

 

Осенью 1975 г. был назначен на ПЛ-мишень 690-го проекта «С-226» старпомом. Пришел старшим лейтенантом в коллектив капитана 2 ранга Козлова Анатолия Михайловича с богатыми традициями, заложенными при постройке, приеме и перегоне ПЛ Северным морским путем. Экипаж был сильным, ходил в передовиках. Сменил старшего лейтенанта Необуто- ва В.С., который «не подошел» командиру и был отправлен в спецкоманди- ровку на «белые пароходы».

 

В это время была создана особая обстановка по комплектованию экипажей ПЛ-мишеней, особенно СПК и командирами БЧ. Только что перешел в штаб бригады на должность помфлагмеха по живучести первый командир БЧ-5 капитан 3 ранга Левченко Станислав Кириллович, ему на смену был подготовлен капитан-лейтенант Цибушник Владимир Нутович. Зачеты я сдавал Левченко по устройству и самостоятельному управлению ПЛ. Сдал быстро и на флоте тоже, хотя пришлось сдавать 1-му зам. командующего ЧФ вице-адмиралу Самойову В.А и комиссии флота. ПЛ участвовала в обеспечении испытаний противолодочного, торпедного, минного оружия и привлекалась на обеспечение БП 27-й бригады и 30-й дивизии ЧФ. Там мы обеспечивали выполнение противолодочных задач ПКР «Ленинград», а также участвовали в учении разнородных ПЛС ЧФ. В 1976 г. приняли участие в инспекции МО СССР, которую возглавил Маршал Советского Союза Москаленко.

 

 

В ноябре 1976 г. стали в ремонт в 13 завод (CP3-13), командир ПЛ убыл в Феодосию стажироваться на должность командира береговой базы, и остались мы одни с командиром БЧ-5 капитан- лейтенантом Цибушником да коллективом офицеров и мичманов в то время: командир БЧ-1 — капитан-лейтенант Артищев Виктор Михайлович, командир БЧ-4-РТС — старший лейтенант Щупле- цов Николай, боцман Ковальчук Анатолий Феодо- сьевич, старшина команды торпедистов — Царенко Николай Григорьевич (затем Тюкавкин), затем Брук Альберт Аронович, правда, он перед выходом в завод тихо перевелся на другую лодку, старшина команды трюмных машинистов — Куралесов Юрий Иванович, старшина команды мотористов Пайковский Збигнев Марьянович, старшина команды электриков — Звягин Анатолий и вместо убывшего в запас мичмана Кугеля Владимира старшиной команды гидроакустиков стал бывший радиометрист ПЛ, прошедший обучение в школе мичманов, — Крысько Степан Ильич. Командир ПЛ, уезжая, провел меня по цехам и познакомил с начальниками цехов, мастерами и опытными специалистами-рабочими, и особенно со строителем корабля Куприяновым Вячеславом Николаевичем, который оказал нам с командиром БЧ-5 большую помощь в организации ремонта. На этом наше знакомство с Вячеславом Николаевичем не закончилось, а было продолжено во время ремонта «СС-310», когда я был уже командиром ПЛ, а также «СС-226», да и сейчас поддерживаю дружеские отношения с ним. Хочу отметить незаменимый вклад в деле ремонта ПЛ проекта 690, который внес Куприянов В.Н., а также доковый строитель Бондаренко Иван Михайлович.

 

 

В сентябре прибыл командир ПЛ капитан 2 ранга Козлов и капитан 3 ранга Борзенко Иван Степанович — один сдавать, а другой принимать ПЛ. После г.риема-передачи дел новый командир убыл в отпуск и мы вновь остались одни. В декабре месяце вышли из ремонта, сдали задачи «Л-1» и «Л-2» и продолжили испытания и обеспечение БП.

 

 

Новый командир ПЛ Борзенко И.С, выпускник ТОВВМУ им. С.О. Макарова тремя годами раньше меня, был веселым, коммуникабельным человеком, заводилой во всех начинаниях. Служба на ПЛ была не в тягость, и мне было жаль, что карьера его как командира споткнулась об ракетный катер «АКА-312», известный как аварийщик в 1982 г., в это время я был уже 2 года командиром ПЛ «СС-310». Тут-то и вспомнили, что на «СС-226» был старпомом Необутов В.С. и назначили его, который и передал ПЛ мне в 1989 г. после моего возвращения из Ливии.

 

 

Осенью 1978 г. убыл на классы и в августе 1979 г. принял «МС-353» проекта «А615». Лодка была после консервации. Командиром БЧ-5 был капитан-лейтенант Лопушнян, а на ПЛ «МС-261» командир убыл на ПЛ «С-350» капитан 3 ранга Попов Владимир Алексеевич и экипаж оказался без хозяина. Тогда комбриг капитан 1 ранга Сиваш Леонид Иванович и сказал: «Главком тебе дал «353-ю», а я тебе даю «261-ю». Справишься, назначу на «СС-310». Пришлось справиться! Тем более что ПЛ ПЛ к концу 80-го года списывали, нужно было определить и экипажи.

 

 

В декабре 1980 г. принял ПЛ «СС-310» от ее первого с постройки командира — капитана 2 ранга Овчинникова Евгения Ивановича. ПЛ осенью 1973 г. прибыла в п. Феодосия с ТОФа Северным морским путем. С ПЛ я был знаком по 45-й дивизии атомных ПЛ ПЛ на Камчатке, будучи на преддипломной стажировке на Гвардейской «К-133» 627 пр. На момент моего прихода на ПЛ были: СПК капитан-лейтенант Работаев Владимир Федорович, штурман Беликов, командир БЧ-4-РТС — капитан-лейтенант Бочкарев Вадим, командир БЧ-5 — капитан-лейтенант Зюбин Евгений Иванович, боцман-мичман Брюханов Иван Филиппович, старшина команды радиотелеграфистов — мичман Брук Альберт Аронович, старшина команды трюмных машинистов— Перунов, старшина команды мотористов — Муравейко Леонид, кок-инструктор — Горбатов Вячеслав Николаевич, старшина команды торпедистов — мичман Пару- синов Михаил Михайлович. Вскоре нам пришлось распрощаться с мичманом Перуновым, а затем и с мичманом Горбатовым, на должность старшины команды электриков был принят мичман Новосельцев Виктор, ранее проходивший службу на этой же лодке в должности радиометриста, а затем работал на вертолетном заводе. Он быстро вошел в строй и в дальнейшем показал себя хорошим специалистом. Подводная лодка была довольно тяжелой. Материальная часть сильно изношена вследствие интенсивной эксплуатации по обеспечению испытаний нового оружия и техники.

Прочитано 2814 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь