8. Заключение

Опубликовано в Капитан 2 ранга Цибулевский Валерий Иосипович "Некоторые уроки "Курска" Вторник, 04 августа 2015 14:14
Оцените материал
(1 Голосовать)

Один из приятелей упрекнул меня: в заголовке «Курск», а больше о другом.

            Так я же и хотел о другом- о хронических болезнях флота.

            Разве можно оторвать «Курск» от флота, а флот от всех наших проблем?

            Всё удивительным образом взаимосвязано.

            Сплошная экономия везде и всюду, часто- «на спичках». Министр обороны пытается сэкономить на курсантских нашивках и погончиках…

            И одновременно: золотые рыбки, другие прожекты, куцые серии, погоня за рекордами, всевластие ВПК, отсутствие унификации, показуха и головотяпство…

                       Третий тост у нас: «За тех, кто в море!»  (предлагаю сделать его первым).

 После первой рюмки говорим о службе, после второй-  о женщинах, после третьей- о политике.

            А что о ней, политике, сказать…

Как-то с экрана телевизора прозвучала такая вот любопытная информация (высказал кто-то в пылу дебатов): в последние годы у нас закрыто 30 банков из 70-ти, ни один банкир не арестован, всех заранее предупредили о ревизии, всем дали вывезти деньги за рубеж.

На этом фоне не слишком хорошо выглядит желание правительства решать свои кризисные проблемы за счёт пенсионеров.

Давайте спросим самих пенсионеров,  готовы ли они выручать миллионеров.

Я лично не готов. И жена моя, Нина Егоровна, не готова. Мы с ней, между прочим, члены партии пенсионеров. Много лет храним партийные билеты, больно красивые, солидные корочки. На внутренней стороне лозунг: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой».

У Гёте было: «… счастья и свободы…».  Но это не важно. Главное- не видно, чтобы руководители партии шли в бой за интересы пенсионеров.

Ни взносов, ни газеты, ни каких-либо мероприятий-  ничего. Узнаём, что наша партия ещё жива, только во времена предвыборных кампаний. Вот где показуха! Кому нужна такая партия? Кто будет за неё голосовать?

А почему бы не показывать телезрителям того же лидера пенсионеров?  Может быть, он много работает, а мы об этом ничего не знаем.

 

            Одна из основных причин аварийности-  спешка, связанная с гонкой вооружений, стремление быстро «догнать и перегнать»- лозунг хрущёвских времён. Тогда же появилась и шутка: «Нельзя перегнать! Увидят: у нас задница голая!».

            Валерий Рязанцев прав, говоря, что в оценке сил и возможностей нашего ВМФ процветало очковтирательство.

            Если отложить в сторону восторженные сочинения Николая Черкашина и ему подобных ура-патриотов, надо честно признать, что, затратив громадные средства и усилия, мы никакого даже примерного паритета с флотами США и НАТО не добились.

            Отсюда естественный вопрос: а нужен ли нам мощный океанский военный флот?

            В 30-е годы прошлого века оживлённая дискуссия о том, какой флот строить: океанский или «москитный», оборонительный велась на страницах «Морского сборника».

             Дискуссий Сталин не любил, отправлял на нары и тех, и других спорщиков.

            Теперь же, слава богу, нет этого. Теперь свобода слова.

             А дискуссий почему-то не видно. Не то, чтобы совсем не видно. По телевизору нам часто их показывают. Но там всё, как правило, сводится к тому, кто кого перекричит.

 

            И на флоте есть индивидуумы с лужёными глотками. Я знал одного старпома по прозвищу «Балбес». Причём, он нисколько не обижался, когда его так называли.

            «Да,- говорил он,- я  балбес! Мне все мозги на ринге отшибли (он был чемпионом Черноморского флота по боксу в тяжёлом весе). Зато службу я знаю.

            Любого салагу или шпака могу послать очень далеко!».

            Мы с ним познакомились в североморской гостинице «Ваенга».

  Салагой я уже не был, и меня он послал не слишком далеко, за водкой,  объяснив где и как её раздобыть.

            В этих делах он был большим знатоком. Слишком большим, как оказалось. Он, что называется, не просыхал, и его вскоре вернули на Черноморский флот.

            Этот старпом, пожалуй, заткнул бы за пояс любого шоумена.

            Другое дело, в открытом эфире его показывать было бы нельзя, чтобы дамы не падали в обморок. А если повырезать все выражения,  то что же останется…

 

            Говоря серьёзно, в шоу-дебатах, к сожалению, часто одерживают верх ура-патриоты. А они не так безобидны, как кажутся. Они сеют опасные семена имперских амбиций, снобизма и шапкозакидательства.

            Николай Второй пренебрежительно называл японцев обезьянами. И… позор Цусимы!

            Горланили: «…Красная Армия всех сильней!»… И … позорная Советско-финляндская «зимняя» война.  Имея преимущество по орудиям в 5 раз, по танкам-  в 150 раз, по самолётам- в 20 раз, не смогли в 1939-ом году преодолеть линию Маннергейма.

 Получили общие за войну безвозвратные потери в 3 раза, санитарные-  в 6 раз больше, чем у финнов (28).

            От немцев бежали, всё бросая, до самой Москвы…

            История- великий учитель, но при условии, что мы помним как победы, так и поражения.

            «…Да, мы умеем воевать…». Звучит очень приятно, но и лживо. Так могли говорить наши командиры и бойцы в 1944-45 годах. Они научились воевать, заплатив за это громадную цену.

            Яркий пример преступного снобизма и головотяпства-  никому не нужная чеченская война, плоды которой мы пожинаем до сих пор.

            Не надо кричать: «Мы великие!». Несолидно это. Давайте научимся не слушать, ставить на место ура-патриотов и горлопанов.

             Скромнее надо быть, как говорит Михаил Жванецкий.

            Давайте не забывать о том, что в рейтинге привлекательности для проживания, составленном журналом Newsweek в 2010 году, Россия на 51-ом месте из 100.

            А на первом- Финляндия, бывшая в течение 108 лет (с 1809 по 1917) автономной частичкой, можно сказать, провинцией России.

            На теледебатах предлагаю использовать против горлопанов специальные колотушки.   Разработать на конкурсной основе, провести всесторонние испытания.

            Сделать ещё и налобники, чтобы шишек не оставалось и удар был более звучным.

            Начал кто-то кричать, ведущий подходит и бьёт его колотушкой по лбу. Второй раз- посильнее, и так далее.

 А если сам ведущий увлёкся, мешает говорить участнику?  Тогда выходит режиссёр и бьёт по лбу ведущего.

            Со временем, в перспективе,  перейти к автоматическим устройствам, роботам.

 

 

            Однако вернёмся к нашим подводным лодкам.

            Почему у нас аварийность гораздо выше, чем у американцев?  По..че..му???

Понятно, проблема аварийности сложная. Нужен комплексный подход.

Решение любой проблемы, по глубокому моему убеждению, надо начинать с её широкого гласного обсуждения.

Это не тот случай, когда надо друг друга перекрикивать. Телевидение флоту и не требуется, вполне достаточно Интернета.

            У Александра Викторова прекрасный сайт, но он для воспоминаний, а не для дискуссий. На мой взгляд, организовать дискуссии-  в интересах командования ВМФ.

            Народная мудрость гласит: «Одна голова хорошо, а две- лучше». Поговорка эта родилась тогда, когда Интернета не было, а он-то позволяет задействовать не две, а гораздо больше голов.

            Вопросов для обсуждения достаточно. Например:

-  Какой флот строить: океанский или «москитный»?

Точку зрения, что океанский флот нам не нужен, я встретил (кроме Валерия Рязанцева) в упомянутой ранее статье Сергея Топчиева.

Есть, конечно, и противоположная точка зрения. Разве это не интересная тема для спора?

-  Надо ли пугать американцев?

Адмирал флота В.Н. Чернавин считал, что надо (операция «Атрина»). Мне кажется, нет, не надо. Нас и так все боятся.

-  Как сделать флот полноценным, требовательным заказчиком, покончить со всевластием ВПК, с куцыми сериями, рекордами, прожектами?

-  Как добиться конкурентности  проектов, использовать иностранный опыт, хотя бы, для начала, в аварийно-спасательном деле?

-  Почему спасательные аппараты не смогли «присосаться» к люку «Курска»?

-  Наладилось ли спасательное дело? Появились ли современные спасательные суда, самоходные аппараты, водолазные колоколы, глубоководные водолазы? Какие остались проблемы, недостатки?

-  Как добиться унификации, хотя бы пультов управления?

-  Как повысить качество заводских и государственных испытаний?

-  Как прекратить поставки на подводные лодки «сырого» вооружения, не испытанного толком самими производителями?

-  Как улучшить «обратную связь», максимально учитывать предложения личного состава?

-  Какие подводные лодки лучше: одно…, полутора… или двухкорпусные?

-  Как улучшить боевую подготовку, учебную базу?

-  Как улучшить торпедную подготовку, научиться не терять практические торпеды, перестать на них экономить?

-  Как наладить производство хороших тренажёров?

-  Как улучшить документы по боевой подготовке?

- Как улучшить, свести к минимуму корабельную документацию?

- Как оградить флот от излишних проверок и требований?

-  Нужны ли на соединениях Советы опытных командиров (предложение Аликова) для противодействия волюнтаризму (самодурству) командования?

-  Как улучшить решение кадровых вопросов, исключить протекционизм, взяточничество, национализм, антисемитизм?

-  Сохранились ли где-нибудь подводные лодки проектов 613 и 641, годные для музеев? Как наладить музейное дело?

-  Все ли семьи на флоте обеспечены квартирами, холостяки- общежитиями? Где и какие требуются улучшения бытовых условий?

-  Где и какие требуются улучшения медицинского и санаторно-курортного обеспечения?

  В последние годы появилась новая задача для флота: защита судов от морских пиратов. С моей дилетантской точки зрения, надо не привлекать для этого боевые корабли, а устанавливать на судах, следующих через опасные зоны, пулемёты. Научить стрелять из пулемёта можно буфетчицу, причём, не обязательно, чтобы её звали Анной.

Разве всё это не важные вопросы?

Кроме того,  мне очень интересно, прав ли я, предлагая:

-  Отменить все премии и награды за новую технику.

-  Гораздо больше времени, по специальным программам испытывать головные подводные лодки, присваивая им статус «опытных». Не начинать серию до окончания таких испытаний.

-  Создать на соединениях полноценные учебные центры со штатными преподавателями (за счёт существующих учебных центров ВМФ).

-  Отрабатывать корабельные боевые расчёты атомоходов на «Варшавянках».

-  Прекратить «кошмарить» флот. Запретить проверки подводных лодок вышестоящими штабами (кроме непосредственного штаба).

-  Выдавать нарукавные нашивки офицерам только после трёх лет корабельной службы.

-  Активнее использовать переговоры на УКВ при расхождении кораблей и судов.

- Полностью отказаться от вахтенных журналов в пользу звукозаписывающих устройств. Считать такое устройство «чёрным ящиком», в нём же хранить информацию о параметрах движения подводной лодки. Использовать опыт авиации.

-  Перейти к американскому нулевому уровню шумности.

-  Ввести на всех подводных лодках штат командира торпедной группы.

-  Сажать за пульт БИУС по готовности №1, при торпедных и ракетных стрельбах, программистов.

-  Отменить неуставных «обеспечивающих» офицеров.

-  Отменить «оргпериоды», лишающие офицеров схода на берег, к семьям.

-  При решении кадровых вопросов обязательно изучать и учитывать мнение подчинённых о своём начальнике.

-  Сделать приоритетными видами спорта на флоте и в учебных заведениях плавание, греблю, парус.

-  Вернуть высшим военно-морским учебным заведениям название «училище».

-  Вернуть солнечногорскому санаторию название «санаторий ВМФ».

-  Перенести тост «За тех, кто в море!» с третьего места на первое.

-  Вооружать суда, проходящие через опасные в отношении пиратства районы, пулемётами.

-  До появления дискуссионной «площадки» использовать для этой цели сайт Александра Викторова.

-  В музее на Поклонной горе выделить трижды… и дважды  Героев из их общего списка.

-  Министерству обороны обеспечивать военных пенсионеров бесплатной юридической защитой в судах.

-  Ввести обязательный отсев на экзаменах в ГИБДД.

-  ФСБ взять под контроль и прекратить коррупцию на экзаменах в ГИБДД.

Очевидно, дискуссия тем интереснее, чем шире круг участников:  командование, штабы, работники НИИ,  КБ, заводов, учебных заведений, писатели и газетчики…, все желающие.

Прекрасный пример использования Интернета подал мэр Москвы Сергей Семёнович  Собянин.  Портал для жалоб и предложений москвичей-  что может быть лучше, чтобы заставить шевелиться нижестоящих чиновников!

Будем надеяться, этому примеру последует и командование ВМФ.

Власти всех уровней должны научиться слушать и слышать людей, специалистов.

 Это, к слову сказать, была единственная «крамольная» мысль, которую высказывали члены разогнанной Асгаардии.

Давайте научимся обсуждать все вопросы, помня о том, что именно в спорах рождается Истина.

 

                                  

           

                        С П И С О К   Л И Т Е Р А Т У Р Ы

 

  1. Устинов В.В.  Правда о «Курске».- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  2. Кузнецов Б.А. «Она утонула…»  Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов (записки адвоката).- М.: Де-Факто, 2005.
  3.  В.Д. Рязанцев «В кильватерном строю за смертью», http://avtonomka,org.
  4. Морозов М.Э.  Советский подводный флот 1922- 1945гг: О подводных лодках и подводниках / М.Э. Морозов, К.Л. Кулагин.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006- (Неизвестные войны).
  5. Платонов А.В. , Лурье В.М.  Командиры Советских подводных лодок 1941- 1945. Альманах «Цитадель». Большая серия Санкт-Петербург, 1999.
  6. Контр-адмирал Анатолий Штыров. Дизельная подводная эпопея. «Воин» №5, 1997.
  7. Дроговоз И.Г. Большой флот Страны Советов / И.Г. Дроговоз.- Мн.: Харвест, 2003. (Военно-историческая библиотека).
  8. Сергеев К.М.  Лунин атакует «Тирпиц».-  2-е изд., перераб. и доп.- М.: Яуза, Эксмо, 2005.
  9. Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 / А.В. Платонов.- М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004.
  10. Дениц  К. Подводный флот рейха.- Смоленск: Русич. 2003.
  11. Вернер Г.А. Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: секретные операции 1941-1945гг / Пер. с англ. С.В. Лисогорского.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. (За линией фронта. Мемуары).
  12. Ковалёв Э.А., Саксеев А.А. Возвращённые бездной: Записки подводников.- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «М и М- Дельта», 2002.
  13. Контр-адмирал Анатолий Штыров. Дизельная подводная эпопея. «Воин» №3, 1997.
  14. Ельянов А.А. Синие дали. Типография ТМИП. Москва, 2003.
  15. Шахурин А.И. Крылья победы.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1985.
  16. Джаксон Т.Н. (В составлении книги участвовал Саша Смирнов) СКАНДИНАВИЯ: БОГИ и ГЕРОИ. Тверь: «Мартин», «Полина», 1996.
  17. Черкашин Н.А. Возмутители глубин. Секретные операции советских подводных лодок в годы холодной войны / Николай Черкашин.- М.: Вече, 2009. (Морская летопись).
  18. Аликов В.И.  К-244 в операции «Атрина», www/K-244.ru.
  19. С81. 100 великих кораблекрушений. Автор-составитель И.А. Муромов- М.: Вече, 2002. (Военные тайны ХХ века).
  20. Черкашин Н.А. Тайны погибших кораблей.- М.: Вече, 2002. (Военные тайны ХХ века).
  21. Афрамеев Эдуард. Ныряющие катера-ракетоносцы. ЦНИИ им. Крылова, UDT, 1998.
  22. Баданин В.А.  Подводные лодки с единым двигателем. Санкт-Петербург. «Гангут», 1998.
  23. Базилевский С.А. У колыбели подводного флота. Записки конструктора. Санкт-Петербург. «Малахит», 1996.
  24. Платонов А.В. Подводные лодки / А.В. Платонов.- СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004.
  25. Карпов В.В. К26. Генералиссимус. Историко-документальное издание. Книга первая.- М.: Вече, 2002.
  26. Автор-составитель С.П. Букань. По следам подводных катастроф. М.: Гильдия мастеров «Русь», 1992.
  27. Анфилов В.А., Голиков Ф.И. Загадки 1941 года. О войне под разными ракурсами/ В.А. Анфилов, Ф.И. Голиков- М.:Вече, 2005. (Военные тайны ХХ века).
  28. Военный энциклопедический словарь.- М.: Эксмо, 2007.
  29. Лобач-Жученко Б.Б. Записки последнего гардемарина.- М.: Андреевский флаг, 1993.

           

 

Капитан 2-го ранга в отставке, ветеран-подводник  Цибулевский Валерий Иосипович.

 

           

Прочитано 3264 раз
Другие материалы в этой категории: « 7. Кадры могут всё

  • SAN
    SAN
    Понедельник, 05 октября 2015 12:32

    Отличный язык, простые и доходчивые мысли. Спасибо

    Пожаловаться
  • АИХ
    АИХ
    Среда, 05 августа 2015 13:32

    Очень хорошее Заключение. Коротко, точно, на мой взгляд, совершенно правильно. И весь труд автора заслуживает внимания и уважения. Жаль только, что те, кто у руля или штурвала, очень мало обращают внимания на бесценный опыт ветеранов-подводников. У них другие заботы. И они не всегда о том, как надо, а больше о том, как понравиться вышестоящему начальнику, дабы продвинуться в должности и звании. Даже если, казалось бы, дальше и некуда. Понятие "предела некомпетентности" им неведомо.

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь