Вступление

Опубликовано в Капитан 2 ранга Цибулевский Валерий Иосипович "Некоторые уроки "Курска" Вторник, 04 августа 2015 13:50
Оцените материал
(1 Голосовать)

Катастрофа АПРК (атомного подводного ракетного крейсера) «Курск» произошла 12 августа 2000 года. Погибли 118 человек.

            В октябре-ноябре 2000 года была проведена специальная операция, в ходе которой водолазам удалось извлечь из корпуса подводной лодки тела 12 подводников.

            В октябре 2001 года по настоянию президента России Владимира Владимировича Путина «Курск» был поднят.

 Впервые причины трагедии открыто расследовались Генеральной прокуратурой России под непосредственным руководством самого Генерального прокурора Владимира Васильевича Устинова. Была проведена очень большая и трудная работа.

            В 2005 году вышла в свет книга Владимира Устинова «Правда о «Курске» (1).

            В том же году была издана и книга известного в элитных кругах адвоката Бориса Кузнецова «Она утонула…» Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов (записки адвоката) (2).

 Борис Кузнецов официально представлял интересы семей погибших подводников, был допущен к материалам следствия.

            Владимир Устинов, опираясь на выводы следствия, сообщает читателям, что подводники в 9-м отсеке оставались в живых не более 8-ми часов от момента взрывов.

            Борис Кузнецов доказывает, что они жили более двух суток.

            В 2005 году в Интернете появилась ещё одна основательная работа о «Курске» Валерия Рязанцева с мрачным названием «В кильватерном строю за смертью» (3).

            Из аннотации: «Хотя книга закончена в 2005 г., ни одно издательство России не пожелало её опубликовать. Это неудивительно, принимая во внимание, что автор приводит список должностных лиц, чьи преступные халатность, бездеятельность и очковтирательство привели к катастрофе в Баренцевом море.

            Вице-адмирал Валерий Дмитриевич Рязанцев во время катастрофы атомной подводной лодки «Курск» в августе 2000 года являлся заместителем Начальника Главного Штаба ВМФ России по боевой подготовке, входил в состав Правительственной комиссии, созданной для выяснения обстоятельств гибели АПЛ».

            Валерий Рязанцев считает, что подводники в 9-м отсеке жили  не более четырёх с половиной часов от момента взрывов (3,с64).

            Он обрушился с резкой критикой на командование Северным флотом и ВМФ.

       Эта критика вызывает двоякое чувство:  в чём-то он совершенно прав, но слишком резок и, местами, несправедлив.

 Так, например, он пишет: «На первой флотилии подводных лодок в 1989 году допустили длительный перерыв в плавании экипажа К-278 «Комсомолец». В результате он потерял свой перволинейный уровень подготовки.

 Командующий флотилией скрыл этот факт и отправил подводную лодку на погибель в море… Новый командующий 1-й флотилией  послал в море решать сложные задачи боевой учёбы экипаж К-141 «Курск».  Он не был к этому подготовлен.  Расплата за профессиональное невежество адмирала- 118 жизней моряков-подводников…».

       Разве так можно?  Осталось только объявить их «врагами народа».

 

 

 

 

 

            У меня характер гораздо более мягкий.  Бывало, комбриг говорил мне с укоризной: «Эх, Валерий Иосифович, гражданский ты где-то человек».

Да и возраст такой (75 лет), что пора, положено стать мудрым и ворчливым.  Мудрости пока не заметно, а поворчать хочется.

            Катастрофа «Курска» случилась в очень трудное, кризисное для флота и страны время.

            Но она явилась следствием не только кризиса, но и некоторых хронических болезней флота, о которых я и хочу попытаться рассказать читателям.

            Коротко о себе. В 1959 году я окончил среднюю школу в Москве, в 1965-ом-  ВВМУРЭ (Высшее военно-морское училище радиоэлектроники)  имени А.С. Попова (Петергоф), в 1969-ом- Учебный центр ВМФ в Палдиски (Эстония), в 1975-ом- Военно-морскую академию (Ленинград).

 Служил 8 лет непосредственно в экипажах: двух дизельных и атомной подводных лодок, 12 лет-  флагманским специалистом радиотехнической службы  Отдельной бригады строящихся подводных лодок в Комсомольске-на-Амуре

Выражаю признательность моей дочке Лиде, которая не только прочла весь текст до конца, но и помогла мне исправить многочисленные ошибки.  К чему призываю и других читателей.
Прочитано 2558 раз
Другие материалы в этой категории: 1. Куда стрелял Лунин »

  • Альберт Храптович
    Альберт Храптович
    Вторник, 04 августа 2015 14:44

    Валерий Иосипович, при всем уважении к Вам должен заметить, что не согласен с Вашим: " Он, (в/а Рязанцев), обрушился с резкой критикой на командование Северным флотом и ВМФ.
    Эта критика вызывает двоякое чувство: в чём-то он совершенно прав, но слишком резок и, местами, несправедлив. Так, например, он пишет: ««На первой флотилии подводных лодок в 1989 году допустили длительный перерыв в плавании экипажа К-278 «Комсомолец». В результате он потерял свой перволинейный уровень подготовки. Командующий флотилией скрыл этот факт и отправил подводную лодку на погибель в море… Новый командующий 1-й флотилией послал в море решать сложные задачи боевой учёбы экипаж К-141 «Курск». Он не был к этому подготовлен. Расплата за профессиональное невежество адмирала- 118 жизней моряков-подводников…».
    Разве так можно?"
    Не только можно, но нужно! Или Вы считаете, что профессиональное невежество и карьеризм, приводящие к гибели моряков и кораблей заслуживают более мягких, обтекаемых выражений? К тому же, Вы не сказали в чем в/а Рязанцев был несправедлив?
    И еще одно. Очень неприятно царапнуло выражение: "С моей точки зрения, сколько времени жили подводники в 9-ом отсеке, не так уж и важно". Могу допустить, что Вы имели в виду что-то другое, скажем, что спасти выживших подводников в любом случае не могли. Но всё-таки Ваша фраза, на мой взгляд, звучит нехорошо.

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь