Неожиданность третья (тоже очень нехорошая: вечный сбой)

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 15:48
Оцените материал
(1 Голосовать)

Торпеда  УСЭТ-80  так  же,  как  и  подводная  лодка,  разработка  3-го  поколения.  Для  нее  разрабатывался  «мозг»:  бортовая  вычислительная  машина  под  названием  «цифровой  автомат».  Любая  новая  разработка  так  вот  сразу  никогда  не  бывает  совершенной.  Вспомните  первые  пушки,  самолеты,  автомобили…

 Для  цифрового  автомата  потребовалась  современная  элементная  база.  Она  уже  была  у  ракетчиков:  микросхемы.   Для  одинакового  объема  перерабатываемой  информации  логические  устройства  на  микросхемах  были  в  несколько  раз   меньше,  чем  аналогичные  на  лампах,  реле  и  транзисторах.  Для  торпед  весьма  существенно.

 Началась  работа.  Конструкция  (Манусевич  Л. Г.,  Аникин  С. С.,  Кожин    Цветков  Л.С.),  алгоритмы  и  программы  (Гурьянов В.Н.,  Гохберг  Н.А.),  испытания  в  лабораториях  института.  5-ый  вариант  исполнения  показался  приемлемым.  Испытали  на  торпеде.  Сбои  в  работе.  Работа  продолжалась.  15-ый  вариант  исполнения:  кажется,  годится.  На  торпеду  его!  И  снова  сбои  в  работе.  Откуда  они  берутся?  Анализ  (С. М. Маневич)  показал,  что  источником  помех  в  работе  цифрового  автомата  является…сама  торпеда!  Сила  тока  в  токоведущих  шинах  от  батареи  к  двигателю  более  2000  ампер!  Мощность  двигателя  более  300  киловатт!  Искрение  на  коллекторах  очень  не  маленькое!  Мощное  импульсное  излучение. А  чувствительные  микросхемы - как  Восток! - дело  тонкое!  Что  делать?  Защищать  цифровой  автомат  от  помех  и  дальше,  что  же  еще?  (Г.М.Сорока, Л.С.Цветков).  Все  технические  решения  по  защите  ЦА  от  помех  нужно  проверять  стрельбами  на  полигоне.  Работа  продолжалась.  Методом  проб  и  ошибок.  Наилучший  вариант  исполнения  ЦА  имел  номер  28.  К  такой  работе:  разработать,  изготовить,  испытать  28  вариантов  исполнения  ЦА  надо  отнестись  с  уважением.

 А  у  американцев  что?  Тоже  так  или  как-нибудь  иначе?  У  этих  янки  все  не  так,  как  у  добрых  людей:  у  их  торпеды  МК48  тепловой  двигатель.  Электрических  агрегатов - разве  что  генератор  для  питания  приборов  торпеды.  Это  мощность  порядка  1,5 – 2 квт.  Какие  уж  тут  помехи?

Прочитано 2905 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь