Серебро и медь для торпеды 2503

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 15:45
Оцените материал
(2 голосов)

Для  достижения  заданной  техническим  заданием   скорости   и  дальности  хода  потребовалась  разработка  электродвигателя  вдвое  большей,  чем  у  серийных  торпед,  мощности  и  вдвое  более  энергоемкий  источник  питания.  В  диаметре  двигатель  не  увеличишь:  калибр  торпеды  изменить  нельзя.  Поэтому  увеличилась  его  длина:  в  полтора  раза.  Решение  проблемы  разработки  вдвое  более  энергоемкого  источника  питания  существовало  в  лабораториях:  это  активируемые  морской  водой  батареи  на  основе  хлорида  серебра.  У  американцев  такие  источники  питания  уже  были.  Это  стало  известно,  когда  была  выловлена  американская  практическая  торпеда  МК44.  Требовалась  организация  массового  изготовления  таких  источников  питания  и  у  нас  в  промышленности.  О  сложности  производства  электродов  для  новых  батарей  говорит  тот  факт,  что  в  их  изготовлении  принимали  участие  4  организации.

 Первые  две  батареи  на  основе  хлорида  серебра  для  торпеды  2503  были  изготовлены  еще  в  1973  году.  Для  достижения  заданной  энергоемкости  батарея  должна  была  быть  длиной  3  метра:  меньше  не  получалось.  Двигатель  не  укоротишь,  от  приборов  управления  не   откажешься,  от  боевого  зарядного  отделения - само  собой,  от  винтов  и  рулей  тем  более…Длина  торпеды  вырисовывалась  такой,  что  торпеда  не  размещалась  в  торпедных  аппаратах  носителей.  Что  делать?  Укоротить  батарею  до  длины  2,6  метра.  Пришлось  несколько  снизить  требования  по скорости  и  дальности  хода.  Выше  головы  не  прыгнешь.  Несколько  сниженные  технические  характеристики  по  скорости  и  дальности  хода  были  согласованы  с  заказчиком.    
 

 Практически  все  запасы  серебра  в  стране находились  в  составе  батарей  восьми  образцов  торпед.  В  случае  войны  понадобятся  торпеды,  а  не  серебро.  В  ходе  боевой  подготовки  имеют  место  некоторые  безвозвратные  потери  серебра  вместе  с  практическими  торпедами.  Но  они  незначительны:  не  более  1,5  тонн  в  год.  Каждая  страна  хранит  запасы  драгоценных  металлов  в  таком  виде,  в  каком  считает  нужным.  Мы  хранили  серебро  в  составе  торпедных  батарей.  Американцы - в  токоведущих  шинах  на  электростанциях:  у  серебра   электрическое  сопротивление  чуть  меньше,  чем  у  меди.  Ох  уж  эти  американцы!  Из  всего  умеют  извлечь  прибыль.

 Когда  батарея  только  разрабатывалась,  предполагалась  закупка  серебра  у  друзей:  Китая  и  Чили - основных  поставщиков  серебра  на  мировой  рынок.  Только  началось  производство  укороченных  батарей,  как  на  всех  свалилось  форменное  несчастье:  в  стране  не  хватает  серебра.  Как  такое  могло  случиться?  А  вот  так.

 Поссорились  с  Китаем - дело  дошло  до  вооруженного  столкновения  но  острове  Даманский.  В  Чили  власть  захватил  генерал  Пиночет.  Новые  руководители  Китая  и  Чили  отказались  продавать  нам  серебро.  Что  делать?  Осталось  одно:  переходить  на  хлорид  меди.  В  1980  году  началась  работа  по  замене  в  батареях  для  торпеды  2503  серебра  на  медь.  Торпеда  уже  нужна  в  серии - лодки-то  вот-вот  начнут  вступать  в  строй - а  мы  еще  только  начали  изобретать  для  торпеды  источник  питания!  А  это  новое  производство,  так  как  физические  свойства  хлоридов  серебра  и  меди  отличаются.  А  носитель  торпед - первая  лодка  3-го  поколения - вступает  в  строй.  Чем  вооружать  ее?  Для  нее  других  торпед,  кроме  разрабатываемой,  нет.  И  торпеда  принимается  на  вооружение   в  конце  декабря  1980-го  года  с  условиями:

 - изготовления  одного  боекоплекта  торпед  с  батареями  на  серебре;

 - организации  производственной  базы  по  замене  в  батареях  серебра  на  медь.

 И  министерство  электротехнической  промышленности  принялось  создавать  базу.

Следует  отметить,  что  УПВ  ВМФ  могло  бы  смягчить  ситуацию  с  нехваткой  серебра.  Растянуть  во  времени  процесс  перехода  с  серебра  на  медь.  Серебро  было.  Причем  в  распоряжении  УПВ  ВМФ.  И  в  немалом  количестве.  Суть  вопроса  в  том,  что  к   батареям  электрических  торпед  поставлялись  запасные  элементы  в  немыслимых  количествах:  для   батарей  торпед  СЭТ-65  поставлялось  16  запасных  элементов - это  10%.  (за  10  лет   эксплуатации  торпед  на  ТОФ  потребовалась  замена  одного  элемента),  для  батарей  торпед  САЭТ-60М  поставлялось  28  элементов - это  18%.  (за  15  лет  не  был  заменен  ни  один  элемент)  и  т. д.  Еше  в  1975  году  МТУ  ТОФ  вышло  с  предложением  в  УПВ  ВМФ  прекратить  поставку  элементов  батарей  в  ЗИПе  за  ненадобностью.  Поставка  запасных  элементов  была  прекращена.  Трудно  даже  представить,  какой  величины  рационализаторское  предложение  было  оформлено. Только  на  ТОФ  (остров Русский)  мертвый  запас  серебра  в  ЗИПе  составил  около  80  тонн,  а  по  ВМФ  более  300  тонн.  Хватило  бы  торпед  на  700 - 800.  Позже,  году  этак  в  1991-ом,  оно  очень   пригодилось  деловым  людям  в  МТУ  ТОФ.  Они  распорядились  им  красиво,  в  духе  времени.


 Как  бы  то  ни  было,  а  медно-магниевая  батарея  родилась.

1983  год.  Первые  шесть  торпед  с  медно-магниевыми  батареями  изготовлены  и  испытываются:  две - на  Черном  море,   четыре - на  Северном  флоте.  Батареи  подтвердили  заданные  по  току  и  напряжению  характеристики,  была  определена  зависимость  мощности  батареи  от  температуры  и  солености  воды,  зависимость  скорости  хода  от  пройденной  дистанции.  Таким  образом,  вопрос  с  «мускулами»  для  торпеды  был  решен.  Сила  есть…но  и  ум  торпеде  нужен!

Стрельбы  дали  не  только  важные  и  ожидаемые  результаты,  но  и  совершенно  неожиданные. 

Прочитано 2602 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь