После 17-ти лет разработки закончились испытания подводной ракеты «Шквал». Ракета принята на вооружение. Пора уж и грудь под награду подставлять. «На самом верху» в числе прочих рассматривалась кандидатура адмирала Костыгова Бориса Дмитриевича. Борис Дмитриевич высказался по этому поводу следующим образом:
-Большую часть этой долгой, трудной и, наконец, успешной работы провел капитан 1-го ранга Ильин Юрий Георгиевич. Ему и быть награжденным.
За свое детище-«ШКВАЛ»- Юрию Георгиевичу пришлось сражаться не только с научными и техническими проблемами, но даже…с флотскими адмиралами! Он рассказывал, как один из флотских адмиралов очень мощно «наехал» на него.
-Ставь систему самонаведения на свой «ШКВАЛ»!
-Да не нужна тут никакая система самонаведения! «ШКВАЛ» - носитель ядерного боеприпаса. Его скорость так велика, что за время его хода цель не успевает уйти из зоны поражения!
-Вы там все спелись с разработчиками, обнимаетесь в экстазе, вы там…вашу мать!…Ставь систему самонаведения!
-Во-первых, акустическую систему некуда ставить. Ракета соприкасается с водной средой всего в двух точках: маленьким носовым «пятачком», являющемся органом управления, и самым кончиком кормовой оконечности, так называемой «пятой», где кроме собственного рева она ничего не услышит. Все остальное пространство вокруг ракеты – газовый пузырь. Во-вторых, радиолокационные системы ставить бессмысленно: радиоволны в водной среде практически не распространяются.
-Вы там все на корню продались промышленности, ставь систему самонаведения, е…-нать!
В общем, еле отбился от него.
Не перевелись еще патриоты нашего оружия!
Подводная лодка «Комсомолец» - единственная в серии - прошла Государственные испытания и сдана флоту. Несколько «знаков» выделены Торпедному управлению института. «Руководство» поразмыслило и «выделило»:
- орден «Красного знамени» - парторгу управления капитану 2-го ранга Рысеву Владимиру Васильевичу.
- орден «Красной звезды» - заместителю Митякова капитану 2-го ранга Равному.
Свое решение «руководство» доводит до сведения «широкой общественности» на собрании. Начальник управления спрашивает Владимира Васильевича, какое участие в испытаниях лодки он принимал. Был ли хоть один раз на испытаниях?
Рысев отвечает:
-Я не принимал никакого участия в испытаниях этой, да и других лодок тоже, и отказываюсь от ордена.
Капитан 2-го ранга Равный тоже не принимал участия в испытаниях лодок. От ордена, правда, не отказался. Его начальник Юра Митяков, так же, как и Андрей Голубцов и Геннадий Дементьев, постоянные участники испытаний кораблей и подводных лодок. Это они сражались в составе Государственных комиссий со всякого рода проблемами. Это Юра Митяков вставлял «жучок» в разъем системы предстартовой подготовки ракеты, когда полтора десятка специалистов от разработчика системы растерянно посматривали друг на друга от «адмиральского эффекта»: включили - не работает! Вставить жучок - не проблема. А вот куда вставить - это вопрос и не маленький. И для того, чтобы вставить жучок куда следует, Юре Митякову пришлось срочно лететь с моря Белого на море Баренцево. Это он организовывал 4-х ракетный залп так, чтобы попусту не расходовать дорогущие ракеты. А капитан 2-го ранга Равный все это время в отделе бумажки ворошил. Впрочем, как - по Глебу Жеглову - наказания без вины не бывает, так не бывает и награды без заслуг. Заслуги у Равного были, но особого рода: несколько лет назад его отец был начальником политического отдела института.
Родителей нужно выбирать себе правильно. Тогда не будет проблем с наградами.
Вопрос о том, какое участие он принимал в испытаниях лодки, почему-то со стороны начальника управления не последовал. Но не довелось тогда еще товарищу Равному покрасоваться с орденом на груди. Примерно через месяц после собрания подводная лодка «Комсомолец» утонула в Баренцевом море. Вопрос о наградах отпал сам собой.
Таковы гримасы истории торпедного управления института.
Колоритная история с награждением за торпеду 53-65К еще впереди.
Бывают орденоносцы - заслуженные люди.
Бывают орденопросцы.
Бывают просто порядочные люди.