В Военно-морском институте

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 14:48
Оцените материал
(1 Голосовать)

Минно-торпедная  часть  института  в  60-х  годах  располагалась  на  набережной  Обводного  канала  в  казармах  бывшего  «лейб-гвардии Атаманского  полка».  (Отсюда  название  близлежащего  моста).  Это  4  административных  корпуса,  несколько  лабораторий  и  небольшой  механический  завод.

  В  числе  обязанностей   торпедного  управления  института  в  середине   ХХ  века  были:

 -Подготовка  и  согласование  с  исполнителями  работ  технических  заданий  на  разработку  торпед  и  торпедно-ракетного  вооружения  кораблей.

 -Наблюдение  за  ходом  разработки,  участие  в  различных,  в  т. ч.  государственных,  испытаниях,  образцов  оружия  и  вооружения  кораблей.

 -Наблюдение  за  эксплуатацией  оружия  и  вооружения  на  флоте.

 -Научная  работа.

 Это  наблюдение  не  пассивного  типа:  «промышленность  что-то  там  поделывает,  а  сотрудники  института  на  это  как-то  сбоку  посматривают»  Подобное  мнение  распространено  среди  части  офицеров  флота.  Отсюда  стремление  некоторых  из  них  служить  в  институте.  Наблюдение  за  ходом  разработки  заключается  в  активном  участии  в  испытаниях,  оценке  их  результатов,  подготовки  заключений  по  ним  для  принятия  управленческих  решений.

 Первый - важнейший - этап:  разработка  и  согласование  с  исполнителем  работ   «Технического  задания» (ТЗ).  Это  не  несколько  строчек  типа:  «сделайте  так,  чтобы  было  хорошо».  Это  подробнейший  документ  о  том,  каким  требованиям  должен  отвечать  комплекс  вооружения,  боевая  часть  комплекса - торпеда,  ракета  или  отдельная  составная  часть  торпеды,  ракеты.  За  каждую  строчку  этого  документа  идет  не  то,  что  спор,  а  прямо  таки  бой  с  представителями  исполнителя  работ,  за  каждую  цифру,  за  каждое  слово,  ибо  каждое  слово  в  ТЗ  имеет  юридическую  силу.  Споры  нередко  принимают  такой  вид:

 - Мы  хотим,  чтобы…

 - Хотеть  не  вредно, а  где  доказано,  что  такое  возможно  на  практике,  а  не  в  теории?

 Рабочий  документ  перед  печатанием  начисто   совершенно  не  похож  на  исходный,  называемый  «рыбой».  Он  весь  состоит  из  исправлений,  вставок,  вычеркиваний  не  только  отдельных  слов,  но  и  целых  предложений  и  даже  целых  абзацев. 

Иногда  головной  исполнитель  работ  выдает  частное  техническое  задание  на  какую-либо  составную  часть  сторонним  организациям.  В  этом  случае  Институт  согласовывает  это  частное  ТЗ.  Подпись  на  таком  документе  тоже  дорогого  стоит.  Малейшая  неточность  или  пропуск  в  задании  какой-либо  детали  в  конце  работы  обходится  дорого  или,  как  говорят,  «выходит  боком»…

 При  разработке  торпеды  СЭТ-72  Гидроприбором  было  выдано  частное  техническое  задание  заводу  имени  Петровского  на  разработку  УБПУ42:  что-то  вроде  автопилота.  Институтом  оно  было  согласовано.  И  пропущена  малюсенькая  деталь:  не  поставлено  требование  снижения  центра  масс  УБПУ  относительно  оси  торпеды.  Это  миллиметры!  Киевляне  разместили  самые  тяжелые  узлы  так,  как  им  было  удобно  крепить  их  на  раме:  в  верхней  части  блока.  В  результате: 

 -центр  масс  торпеды  пополз  вверх

 -метацентрическая  высота  оказалась  недостаточной

 -торпеда  стала  плохо  ходить  по  крену.

Обращение  к  разработчикам  УБПУ:

 - Перекомпануйте  так,  чтобы…

 -А  где  вы  раньше  были?  Работа  выполнена  в  соответствии  с  ТЗ.  Поезд  ушел.  А  если  уж  очень  хотите,  открывайте  новую  тему,  новый  договор,  новые  сроки  выполнения,  новое  финансирование.  Будьте  здоровы,  категорически  желаем  успеха.

 И  главному  конструктору  торпеды  Ибрагиму  Эффендиеву  для  снижения  центра  масс  пришлось  разместить  в  торпеде  вывесочный  груз:  болванку  массой  более  20  кг,  вместо  того, чтобы  использовать  вес  и  объем  груза  на  что-нибудь  более  полезное:  на  оживальную  форму  носовой  части,  вместо  обрубленной,  или  еще  на  что-нибудь  полезное.  Вот  во  что  иногда   обходятся   забытые  миллиметры. 

 Промышленники  те  еще  зубры  и  не  раз  ставили  военных - и  даже  крупных  начальников  и  адмиралов - деликатно  скажем,   в  аховое  положение.

 Первый  образец  противолодочной  торпеды  СЭТ-53  был  разработан  в  военном  институте.  Аппаратура  самонаведения  частично повторяла  технические  решения  аппаратуры  торпеды  САЭТ-50  (а  та  в  свою  очередь  немецкой  торпеды  Т-5)  Способность  аппаратуры  самонаведения  (АСН)  наводиться  в  двух  плоскостях  была  доказана.  Идет  совещание  о  порядке  передачи  торпеды  в  серийное  производство.  И  вдруг  вопрос  промышленников:

 -А  как  же  неконтактный  взрыватель?  (НВ).  Ведь  теперь  цель  может  оказаться  с  любой  стороны  от  торпеды,  а  не  только  сверху,  как  у  САЭТ-50.

 -Совещание  закрывается!  Перерыв  на  два  месяца!

 И  капитан  3-го  ранга   Носов  Андрей  Иванович  (впоследствии  капитан  1-го  ранга,  преподаватель  в  Академии)  срочно  ставит   два  НВ  торпеды  САЭТ-50  в  параллель  и  четыре  огромных  приемных  катушки  (немецкое  наследство  от  торпеды  Т-5)  со  всех  сторон  зарядного  отделения,  подтверждает  стрельбой   на  Ладожском  озере  работоспособность  взрывателя,  замерами - приблизительно  круговую  характеристику  радиуса  реагирования  НВ  и,  таким  образом,  «закрывает  вопрос».  Старые  торпедисты  помнят  боевые  и  практические  зарядные  отделения  с  четырьмя  огромными  катушками.  Так  что  такое  техническое  решение  не  плод  изобретательской  мысли,  а  результат  срочной  ликвидации  прохлопа,   допущенного  еще  на стадии  разработки  ТЗ.

 Нечто  подобное  происходило  с  торпедой  РАТ-52

 -А  как  же  бомбоприцел?  Ведь  теперь  точка  прицеливания  не  корабль,  а  вынесенная  в  сторону  точка:  центр  полосы  относительного  движения  торпеды.

 -Совещание  закрывается!

 И  бомбоприцел  спешно  дорабатывается.  И  не  разработчиками  торпеды,  а  авиаторами.  Бомбоприцел - их  разработка.  А  их  еще  надо  очень  попросить.  Через  очень  высокое  начальство.  А  услышав  от  этого  самого  высокого  начальства:  «а  где  ж  вы  раньше  были?»  еще  и  получить  по  шее.  И  так  далее.

 Опыт  приобретается  долгой  и  ответственной  работой  с  промышленностью.  Офицеры  с  флота,  в  особенности  адмиралы,  познавшие  на  практике  всякого  рода  недостатки  в  торпедах,  часто  приходят  в  институт  или  в  управление  с  горячим  желанием  «навести  порядок».  Получив  от  промышленности  пару  оплеух,  умеряют  пыл.

 Адмирал,  только  что  вступивший  в  должность,   назвал  к  себе  представителей  промышленности  и  начал:

 -Нам  нужно  то-то,  то-то  и  то-то   в  кратчайший  срок.

 -Так,  может,  заодно  уж  сразу  и  красную  кнопку  сделать?

 -Какую  еще  кнопку?  -  не  понял  адмирал.

 -А  такую,  какую  Лаврентий  Павлович  предложил  Иосифу  Виссарионовичу.  Чтоб  нажал - и  все  империалисты  взлетели  на  воздух.

 -А  как  же  это  сделать?  -  спросил  с  сомнением   вождь  всех  времен  и  народов.

 -А  это  я  не  знаю.  Но  мы  наловим  инженеров,  засадим   их  и  пусть  думают.  На  то  они  и  инженеры.

Адмирал  понял,  что  шутка  на  грани  издевательства  за  его  же  некомпетентность  и  что  наскоки  здесь  не  проходят.

 Для  предотвращения  промахов  при  разработке  ТЗ  и   облегчения  работы  по  их  подготовке  начальник  торпедного  управления  Корунов  Ю. Л.  повелеть  соизволил  разработать  типовое  ТЗ  со  ссылками  на  все  нормативные  документы:  ГОСТы,  ОСТы,  Нормали,  Протоколы  согласований  и  т. д.  Лаборатория  стандартов  серийного  отдела  несколько  месяцев  потела  над  этим  документом,  но  справилась.  Недаром  лабораторию  возглавлял  единственный  ученый  в  серийном  отделе:  кандидат  каких-то  наук  капитан  3-го  ранга  Валентин  Фещенко.  Дальше - больше.  Последовали:  Типовое  заключение,  Типовой  доклад,  Типовой…Весьма  полезный  результат  для  торпедного  и  минного  управлений  вышел  из  лаборатории  стандартов. 

Прочитано 2551 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь