Специальная группа Минно-торпедного управления

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 14:44
Оцените материал
(1 Голосовать)

А  теперь  пора  наведаться  в  Специальную  группу.  Она  в  торпедном  арсенале  на  полуострове  Эгершельд.  Под  боком  у  Минно-торпедгого  управления.  Столичная!  Руководит  ею  Юра  Москалев.  Торпедист  №1  Военно-морского  флота.   Энергичен.  В  работе  напорист.  Ездить  с  ним  в  командировки  одно  удовольствие.  К  любому  начальнику  зайдет  и  доложится  запросто.  При  нем  можно  сидеть  где-нибудь  в  уголке  и  «морщить  репу»39  на  тему:  «что  же  с  ней,  нашей  кормилицей,  случилось?»  О  торпедах  он  знал  все,  что  знали  мы,  остальные  торпедисты,  вместе  взятые.  Да  еще  имел  большой  опыт  стрельб  на  полигоне.  Как-то  его  подчиненные  дали  небольшого  «пузыря»  по  специальности  и  торпеда  всплыла  в  точке  залпа.  Разбираться - уже  с  Москалевым - приехал  Юра  Воробьев,  годом  раньше  служивший  в  этой   же  спецгруппе  заместителем  у  Кузнецова.  Торпедист  опытный,  он  быстро  поставил   «диагноз»  и  имел  неосторожность  заявить  Юре  Москалеву:

 - Х….во  готовишь!  Рулевой  стопор  не  могли  ввести!

Ответ  Юры  Москалева  стоит  того,  чтобы  торпедисты  помнили  его.

 - Как  сами  с  Кузнецовым  по  6  штук  в  год  на  грунт  клали,  да  неделями  бомбили,  так  хорошо  готовили,  а  тут  одна  всплыла  в  точке  залпа,  так – плохо,  е…нать! 

 Один  из  его  офицеров,  который  «сидел  на  бочке»,  как-то  израсходовал  то  ли  5,  то  ли  10  килограммов  «матерьяла»  на  свои  личные  нужды:  кажется,  для  обмена  старой  «канадки»40  на  новую.  Юра  это  усек  и  пригрозил:

 - Не  по  чину  берешь!  Сгоню  с  «бочки»!  

 Хорошие  ребята.  Отличные  специалисты.  Теперь  таких  не  делают.  Не  на  чем  им  вырасти.  «Сумашедшие»41  головы  убрали  с  кораблей,  а  спецгруппы  разогнали. 

 

Снова  начальник  управления

 

  А  торпедная  жизнь  продолжалась  своим  чередом. 

В  пять  часов  утра   начальника  управления  снова  разбудил  телефонный  звонок  дежурного.

 - В  японское  море  вошел  американский  атомный  авианосец  «Энтерпрайз».  Получен  сигнал  «Агония-238»!

 Бродский  знал  содержание  сигнала:  перевод  флота  в   повышенную  оперативную  готовность.  Ну  и  название  придумали!  «Агония»!  Чья  агония-то?  Для  кораблей,  срочно  выходящих  из  доков,  с  заводов  из  ремонта,  потребуется  много  оружия:  торпед,  мин,  глубинных  бомб… Пора  переходить  на  выпуск  торпед  из  ремонта  в  повышенной  степени  готовности.  Хватит  работать  на  склад.  Целью  работ  по  ремонту  оружия  должно  быть  не  хранение  исправных  составных  частей  торпед  на  стеллажах,  а  готовность  торпед  к  выдаче  на  носители  с  минимальными  затратами  труда  и  времени.  Пора  организовать  специальный  цех  именно  для  перевода  торпед  в  повышенную  степень  готовности  после  получения  из  промышленности  и  после  ремонта.  Пригодится  в  критической  ситуации.

И  ведь  пригодилось.  Очень  даже  пригодилось.  Начало  войны  Китая  с  Вьетнамом  также  сопровождалось  переводом  флота  в  повышенную   оперативную  готовность.  У  всех  управлений  флота  чего-нибудь  да  не  хватало  для  вооружения  кораблей:  у  кого - топлива,  у  кого - бушлатов…И  только  Минно-торпедное  управление  полностью  и  своевременно  вооружило  все  корабли:  торпедами,  бомбами,  минами…  Руководить - значит,  предвидеть.

 Так  сражались  за  авторитет  торпедного  оружия  и  Минно-торпедного  управления  торпедисты  Управления.  В  этом  они  видели  смысл  службы.

 Cледует  отметить,  что  деятельность  начальника  и  руководимого  им  управления  была  весьма  результативной,  в  том  числе  и  за  пределами  функциональных  обязанностей.

 - Для  подготовки  командиров  эскадренных  миноносцев  М. А. Бродский  разработал  и  внедрил  способ  использования  артиллерийской  системы  стрельбы   в  интересах  решения  задач  стрельбы  торпедами.  Разработал  методику  тренировок  корабельного  боевого  расчета.

 - Для  подготовки  командиров  подводных  лодок  организовал  разработку  и  серийное  изготовление  тренажера  для  стрельбы  торпедами  по  групповой  цели,  причем  не  только  для  соединений  ТОФ.

 - Для  строительства  цехов,  хранилищ,  навесов  и  площадок  сформулировал  и  предложил  Михаилу  Борисовичу  Розенштейну - начальнику  отдела  производственных  предприятий  УПВ  ВМФ -  идею  разделения  строительства  между предприятиями  4-го  ГУ  МСП  и  МТУ  флотов.

 - Управление  капитального  строительства  флота  никогда  не  удовлетворит  наших  нужд.  Суть  предложения  в  следующем.  Пусть  металлоконструкции - стальные  опоры,  подкрановые  пути,  кран-балки  и  фермы  перекрытий - изготовит  для  нас  завод  4-го  главка  и  в  виде таких  строительных  комплектов  поставит  флоту.  Это  то,  чего  мы  сами  не  сделаем  никогда.  По  объему  это  на  один  комплект  4-5  железнодорожных  платформ.  А  установим  мы  их  самостоятельно.  Если  нам  где-то  нужен  простой  навес,  то  сами  укроем  его  кровлей.  Если  нужно  хранилище,  то  боковые  проемы  закроем  тонкими  асбоцементными  плитами  или  шифером.  Если  нужен  цех  ремонта  или  приготовления,  то  боковые  проемы  заложим  бетонными  блоками,  кирпичом  или  бракованными  стеновыми  панелями  домостроительных  комбинатов.  Ведь  у  нас  будет  всего  один  этаж,  причем  эти  панели  не  будут  несущими  элементами  конструкции.

Розенштейн  воспринял  эту  идею  так  же,  как  некоторое  время  назад  идею  конструкторов  КБ  Алма-Атинского  завода  о  разработке  торпеды  53-65К.  Со  своей  обычной  энергией  и  деловой  хваткой  разместил  заказ  на  заводе  в  Петропавловске-Казахстанском.  Не  прошло  и  полутора  лет,  как  первая  механизированная  контейнерная  площадка  поступила  на  ТОФ.  А  всего  только  ТОФ  получил  их  более  полутора  десятков.  Начальники  других  Управлений  флота: «И  нам  нужны  такие  контейнерные  площадки!»  По  своей  результативности  это  предложение  из  числа  гениальных.  На  нашем,  конечно,  уровне.

 -Для  хранения  торпед  механический  цех  арсенала  на  два  года  раньше  промышленности  начал  делать  металлические  контейнеры.

 - Для  подъема  затонувшей  техники  Минный  отдел  организовал  изготовление  самодельного  парного  придонного  трала.  Один  такой  трал  был  изготовлен на  Камчатке.  С  его  помощью  с  глубины  110  метров  была  поднята  торпеда  и  установлена  причина  ее  потопления.  Второй  трал  был  изготовлен  во  Владивостоке.  С  его   помощью  был  найден  погибший  вертолет.  Трал  послужил  основой  для  разработки  аналогичного  трала  в  промышленности.  Некоторое  время  шла  тяжба  об  авторстве.  Специалисты  в  институтах  и  центральных  управлениях  в  делах  изобретений  и  рационализаторских  предложений,  конечно,  классом  выше,  чем  флотские  умельцы.

 - Минный   отдел  провел  в  бухте  Новик  успешные  опыты  по  хранению  оружия,  технических  средств  и  продовольствия  в  контейнерах  под  водой.  Контейнеры  использовались  штатные  от  торпед  и  мин.  Они  не  рассчитаны  на  большое  наружное  давление  и  потому  глубина  их  погружения  исчислялась  метрами.  Всплывали  группы  контейнеров  по  сигналу  шифр-зарядов.  Вопрос  был  подготовлен  для  постановки  перед  промышленностью.  Изменение  политической  обстановки  и  уменьшение  угрозы  войны  сделали  проблему  неактуальной.  И  так  далее.


 Дай  бог  каждому  Минно-торпедному  управлению  и  их  начальникам  работать  столь  же  результативно. 


 Такими  были  торпедисты  Минно-торпедного  управления  ТОФ  во  главе  с  начальником.  Настоящие  торпедные  бойцы.


 Станислав  Павлович  Петров  был  назначен  заместителем  начальника  УПВ  ВМФ  и  вскоре  стал  адмиралом.  Ему  нужно  было  иметь  «под  рукой»  торпедистов,  с  которыми  он  привык  работать  на  ТОФ.  Так  волею  Станислава  Петрова,  служебных  обстоятельств  и  желаний  Юры  Москалева  и  Лариона   берега  бухты  «Золотой  рог»  и  пролива  «Босфор  Восточный»  сменили:  Юра  Москалев - на  берег  Финского  залива,  а  Ларион  -  на  берега  Обводного  канала.

Прочитано 2740 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь