Торпедисты любили профессиональные шутки. Так Рудольф Гусев в акте расследования причин потери торпеды записал следующее: «в торпеду была установлена батарея, которая ранее использовалась для освещения курятника». И читал это заключение не кто-нибудь, а командующий флотом адмирал Н. Н. Амелько. В те времена командующий флотом мог потратить несколько минут, чтобы уяснить, почему не выполнено боевое упражнение и потеряна торпеда. А после прочтения посмотрел на командира базы с таким удивлением, как будто у того самый большой беспорядок в костюме.
Акустический институт прислал на флот свою новую разработку: ложную подводную цель. В обиходе «прибор помех». Это самоходный подводный снаряд. По диаметру как торпеда, по длине - в два раза меньше торпеды. Изображает подводную лодку: шумит так же, как подводная лодка, и отражает акустические импульсы гидролокаторов кораблей поиска. Разработчики прибора полагали, что именно в этом и состоит его прелесть. В общем-то, конечно, верно. И все же главная прелесть этого прибора заключена в его наименовании: «прибор»! Прибор - не торпеда. Потеряли - так потеряли какой-то там прибор, а вовсе не торпеду. Это не в счет. А то, что этот «прибор» стоит раз в 15 дороже торпеды 53-56В, так об этом на флоте знают всего-то 3 человека: начальник торпедного отдела, его заместитель, да старший офицер-электрик.
Группу всего из двух специалистов возглавлял красавец-офицер капитан 3-го ранга Смирнов Володя. Они должны были научить нас, темных, готовить приборы к выстрелу, а экипажи лодок - стрелять приборами. До прибытия во Владивосток они благополучно отстрелялись в Севастополе. Им было выделено помещение для работы на арсенале острова Русский и торпедный расчет для обучения. С некоторым трудом приготовили прибор - и в море. Выстрелили - и тишина. Прибора нет. Главный «ученый» Володя Смирнов категорично заявил: виноват флот на 100%! Дошло до начальника Штаба флота. Приказание было кратким: «Разобраться!». Начальник Минно-торпедного управления понял приказание так, что разобраться нужно с «учеными» и вызвал большого специалиста по особо важным «мокрым» делам: Геннадия Стафиевского.
-«Ученые» заявили, что в потере прибора виноват флот на 100%. Нужно отучить их от этого да так, чтобы запомнили надолго, а лучше - навсегда.
Геннадий ответил: «Есть» и принялся за дело.
Ларион встретился с Володей и в порядке своих обычных шуточек пристал к нему:
- Володя, а правда, что в вашем департаменте так: там, где начинается акустика, там кончается наука?
- Ну, нет, что ты! Есть у нас наука!
- А правда, что там, где начинается планктон, там кончается вся ваша акустика?
- Ну, нет…хотя, вообще-то почти, что так.
- А знаешь, кому от флота поручено расследование причин потери вашего прибора? Геннадию Стафиевскому!
- Ну и что?
- А то, что вам теперь полнейший «амбец». Это же волкодав! Крокодил Гена! Торпедист «в законе»! Не пройдет и трех суток, как тут в три ручья польются ваши слезы, а ваши стоны будут слышны на склонах Уральского хребта и даже с европейской стороны.
- Ну, это мы еще…будем посмотреть!
- Не учен ты еще у нас, но Крокодил Гена научит вас уважать наших специалистов.
Ларион к тому времени имел солидные знания материальной части торпед, но правильно пользоваться ими, чтобы всегда быть «наверху», еще не умел. И Геннадий показал, можно сказать, «мастер-класс». Ларион с восхищением наблюдал, как Стафиевский легко и непринужденно укладывает на обе лопатки «ученых». Геннадий прибыл - один, естественно, без «ученых» - на бригаду подводных лодок в бухту Малый Улисс и разъяснил ситуацию флагманскому минеру, командиру стрелявшей лодки и начальнику штаба бригады.
- Мы с «учеными» прибудем к вам через день. К нашему приходу должно быть следующее:
- план выполнения боевого упражнения должен соответствовать Правилам использования полигонов ПИП-68 и Инструкции по организации практических торпедных стрельб.
- записи акустических пеленгов на прибор должны соответствовать расчетному движению прибора.
- прохождение строя поиска через точку залпа, количество покрытий района поиска …пунктам…Инструкции по организации… должно соответствовать…и так далее до упора…
Работа по подготовке к встрече знатоков-акустиков началась немедленно. После этого уже с «учеными» Геннадий прибыл на остров Русский на место работ. Уговорились: что видим, то и пишем.
- Итак, сколько выстрелов выполнено прибором до потери? В формуляре нет записей? То ли четыре, то ли пять? По воспоминаниям? Так и запишем:
- Опросом местных жителей приблизительно установлено….
- Из каких составных частей собран прибор? Кормовое отделение от прибора МГ-74, а аккумуляторное от МГ-84? Ну, Вы даете! От различных образцов! И, конечно, без проверки соосности составных частей на центровочной плите? Так и запишем:
- Прибор собран из составных частей от различных образцов.
- Что у нас с герметичностью прибора? Травил в четырех местах? Так и запишем:
- Прибор конопатили в четырех местах.
- Что у нас с Правилами стрельбы приборами? Нет? Хотя бы временная инструкция на период освоения? Нет? Так и запишем:
- Нет, нет, нет….
И так далее на двух страницах.
- Пора, наверное, проверить морскую часть выполнения упражнения. Скорее всего, что выстрелили не в ту сторону, куда нужно, или даже искали не там, где надо бы.
У «ученых» затеплилась надежда на благополучный исход дела. Нет ничего проще, чем поверить в то, во что хочется верить. Прибыли в бухту Малый Улисс на бригаду лодок.
- План выполнения боевого упражнения, ПИП-68, Инструкцию по организации практических торпедных стрельб - на стол!.... Так и запишем:
- Соответствует!
- Кальку расчетного движения прибора, записи акустических пеленгов на прибор - на стол! … Так и запишем:
- Соответствует!
- Кальку поиска…..Инструкцию…
И так далее: соответствует, соответствует, соответствует..
- У «ученых» вопросы имеются? Нет? Ну, конечно, какие тут могут быть вопросы? Тут же полнейшая стрельбовая наука! Вот и славно. Так кто пойдет докладывать материалы расследования начальнику Штаба флота?
И только тут «ученые» сообразили, что они уже обвехованы со всех сторон. И помчались к начальнику Минно-торпедного управления каяться: «ох, простите, извините, мы больше никогда не будем так говорить». Не хвались, едучи на рать.
А что же сам прибор? Он - то почему утонул? А этого никто и не знает. Кроме самого прибора, конечно. Начальники, правда, считают, что им-то точно известно: они же читали материалы расследования. Конечно, деликатно отредактированные.