Начальник Управления. Взгляд на Минно-торпедную службу и торпеды из его кабинета

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 14:18
Оцените материал
(0 голосов)

Капитан  1  ранга  Бродский  Михаил  Александрович  в  должности  начальника  МТУ  ТОФ  уже  около  10  лет.  Достаточно,  для  того,  чтобы  судить  о  положении  дел  в  минно-торпедной  службе  Военно-Морского  флота.  Опыт  есть.  Довелось  повидать  всякого.  Его  размышления  о  минно-торпедной  службе  были  нерадостными.  Не  все,  ох,  не  все  ладно  в  нашем  королевстве….

 Конечная  цель  развития  любого  вида  оружия  поражение  противника  в  бою.  Применительно  к  торпедному  оружию  это  атака  цели.  А  в  атаке,  естественно  успешной,  кроме  оружия  и  его  носителей  участвуют  еще  и  люди,  хорошо  им  владеющие.  Командир  и  экипаж  носителя.  Известная  философская  категория:  «единство  противоположностей».  Оружие  без  людей - металл,  люди  без  оружия - толпа,  а  не  воинское  подразделение.

 Со  времени  окончания   Второй  мировой  войны  прошло  сравнительно  немного  времени.  Как  изменились  за  это  время  цели?   Практически  исчезли  одиночные  надводные  цели.  Существенно  усилилась  противолодочная  и  противовоздушная  охрана  групповых  целей - конвоев.  Появились  новые  быстроходные  групповые  цели:  Авианосные  ударные  соединения  с  сильнейшей  охраной  наиболее  ценного  корабля  в  группе - авианосца,  Корабельные  противолодочные  ударные  группы.

 Есть  институт,  разрабатывающий  модели  будущих  морских  сражений.  Есть  институт,  который  на  основе  моделей  будущих  боев  разрабатывает  требования  к  оружию.  Есть  институт,  который  на  основе  этих  требований  разрабатывает  торпеды,  мины  и  пр.  Ясно,  что  не  все  требования  могут  быть  реализованы.  Такого  положения,  чтобы  нажал  красную  кнопку - и  противник  уничтожен,  наверное,  никогда  не  будет.  Есть  носители  минно-торпедного  оружия - корабли  и  подводные  лодки.  Есть  базы  оружия,  вооружающие  этим  оружием  корабли,  а  на  кораблях - командиры  и  личный  состав.  Как  будто  бы  все  элементы  минно-торпедной  службы  имеются  в  наличии.  А  как  связаны  эти  элементы  между  собой  в  систему,  которая  была  бы  направлена  на  достижение  победы  в  бою?

 Итак,  наше  оружие.  В  основном,  торпедное.  Каково  его  состояние,  хранение  запасов,  готовность  к  вооружению  кораблей?  Торпеды  мы  получаем  от  заводов - изготовителей  в  виде  отдельных  составных  частей,  каждая  в  своем  контейнере. А  лет  шесть  тому  назад - в  деревянных  ящиках.

 - 53-61,  САЭТ-60,  СЭТ-65  - 5-6  составных  частей,  да  еще  отдельно  взрыватели,  да  еще  отдельно  по  линии  топливной  службы  флота  окислитель - перекись  водорода  для  53-61,  да  5 ящиков  с  электролитом  в  полиэтиленовой  таре  для  САЭТ-60  и  СЭТ-65...

 Есть  логика  в  отдельной  поставке -  в  цистернах  по  линии  топливной  службы  флота - агрессивного  окислителя:  перекиси  водорода.  Проще  обеспечить  безопасную  транспортировку  50-ти  тонн  перекиси  в  специальной  цистерне,  чем  транспортировку  той  же  перекиси  в  составе  почти  200  торпед,  требующих  постоянного  наблюдения  в  пути  следования.  Понятной  представляется  поставка  флоту  боевых  зарядных  отделений  торпед  прямо  с  заводов  Химической  промышленности,  минуя  торпедные  заводы.  Заводы,  бывшие  когда-то  на  окраинах  городов,  оказались  теперь  в  центрах  этих  городов.  Возить  взрывчатку   в  больших  количествах   в  центры  городов,  работать  там  с  нею,  а  затем  из  этих  городов  через  всю  страну  на  базы  оружия  флота,  не  очень  хорошо.  Пусть  уж  прямо  с  заводов  Химической  промышленности  боевые  зарядные  отделения  торпед  идут  на  флот.  А  вот  остальная-то  материальная  часть  торпед  почему  поставляется  нам  в  таком  кусочном  виде?  Не  получают  же,  скажем,  автобазы  отдельно  моторы,  отдельно  колеса  автомобилей  и  после  самостоятельно  собирают  все  в  автомобиль.   А  мы  получаем.  Часть  собираем,  а  часть  так  и  храним.  Подземных  сооружений  не  хватает,  территории  баз  заставлены  этими  контейнерами.  И  уж  совсем  непонятно,  как  возможно  такое:

 - изготавливаются  торпеды  по  документам  главного  конструктора - техническим  условиям.

 - проверяются  отдельные  составные  части  на  стендах,  столах  прокачки  и  пр.  по  документам  другой  организации - технологическим  процессам  176-го  СКТБ.

 - готовятся  к  выдаче  на  носители  по  документам  3-ей  организации - Правилам  Минной  Службы  Военно-морского  института.

 Не  очень-то  это  хорошо.  Роль  этих  документов  особенно  важна  для  предотвращения  Чрезвычайных  происшествий.  В  случае всякого  рода  происшествий  с  оружием  никогда  не  подается,  но  всегда  исполняется  команда:  «спасайся,  кто  может».  И  спасаются,  кто  как  умеет.  Cухари  сушить - кому  охота?  Хозяин  у  торпеды  должен  быть  один:  Главный  конструктор.  В  торпеды  постоянно  вносятся  изменения:  следствие  недостаточного  объема  Государственных  испытаний,  в  ходе  которых  остаются  необнаруженными  многочисленные  недоработки  проектантов.  Эти  изменения  немедленно  реализуются  на  заводах-изготовителях,  с отставанием  по  времени  отражаются  в  документах  176-го  СКТБ  и  Военно-морского  института  и  с  еще  большим  отставанием  все  эти  Ведомости  изменений  и  Бюллетени  на  доработку  реализуются  в  торпедах,  уже  полученных  флотом.  Коли  уж  силой  обстоятельств  нашим  флотским  арсеналам  суждено  быть  производственными  площадками  по  сборке  торпед  из  отдельных  составных  частей,  так  уж  пусть  они  будут  сборочными  цехами  заводов-изготовителей,  их  филиалами,  где  под  руководством  заводских  инженеров  производилась  бы  сборка  торпед.  Мы - флот - должны  получать  торпеды  в  высокой  степени  готовности  к  выдаче  на  носители  и  в  таком  виде   хранить  их  в подземных  сооружениях  и на  плавсредствах  в  готовности к  рассредоточению.  Хранение  торпед  в  виде  отдельных  составных  частей  крайне  опасно:  лишись  в  случае,  скажем,  удара  авиации  хотя  бы  одной  составной  части - и  оставайся  с  остальными  некомплектными  торпедами.  Да  и  для  хранения  торпед  в  виде  отдельных  составных  частей  в  подземных  сооружениях  просто  не  хватит  места.  Содержание  же  торпед  в  повышенной  степени  готовности  позволит  быстро  перевести  их  в  полную  готовность  и  выдать  на  корабли.  Личному  составу  срочной  службы  должны  быть  оставлены  заключительные  операции:  включение  каких-нибудь  включателей,  установка  взрывателей,  проверка  герметичности  под  руководством  мичманов  или  офицеров,  т.е.  перевод  в  полную  боевую  готовность.  Да  и  степеней  готовности  торпед  должно  быть  не  более  трех:  полная,  повышенная,  ремонтный  фонд.  То,  что  делает  сейчас  личный  состав  расчетов  по  приготовлению  торпед  к  выдаче  на  носители:  проверка  аппаратуры  самонаведения  и  неконтактного  взрывателя,  функционирование  в  сборе  всех  систем  торпеды  и  т.д. - это  работа,  требующая  высокой  квалификации.  Такая  работа  на  заводах-изготовителях  тарифицируется  высокими  5-м  и  6-м  разрядами.  Так  заводские  специалисты  бьются  за  такие  разряды  до  десяти  лет  и  более.  А  наш  личный  состав  только  научится  специальности,  как  к  концу  четвертого  года  службы  увольняется  в  запас.  Налицо  рост  сложности  в  подготовке  торпед  и  отставание  в  возможности  подготовки  квалифицированного  личного  состава  срочной  службы  для  работы  с  торпедами.  Да  и  не  все  работы  с  торпедами  свойственны  нашим  молодым  матросам,  по  существу  юношам.    Подготовка  батареи  СЦА-240  для  торпеды  СЭТ-65  требует  заливки  160-ти  ампул  электролитом.  Эта  работа  требует  большой  внимательности  и  аккуратности.  Пропусти  при  заливке  хоть  одну  ампулу - и  торпеда  небоеспособна.  Урони  хоть  одну  каплю  электролита  на  батарею - и  долго  восстанавливай  сопротивление  изоляции.  А внимательность  и  аккуратность   в  работе  свойственны  женщинам,  лучше - в  возрасте. А  эти  более  чем  странные  сроки  службы  батарей?   10  лет  с  «сухом»  состоянии (без  электролита  в  ампулах)  и  три  года  в  «залитом»?  Так  ведь  активная  масса  батареи  и  не  подозревает,  есть  над  нею  в  бачке  электролит,  или  его  там  нет.  Корабль  или  подводная  лодка  служит     в  среднем  четверть  века.  Лет  5-6  простоит  в  ремонте,  а  лет  15-20  плавает  в  кампании  с  торпедами  на  борту.  Так  за  20  лет  торпедам  1-го  боекомплекта  нужно  раз  шесть  заменить  батареи,  что  раза  в  четыре  увеличит  стоимость  торпеды,  и  без  того  не  дешевой.  Эти  сроки  не  поддаются  никакой  логике.  Может  быть,  портится  от  времени  электролит?  Так  его  и  заменить  можно.  Словом,  проблема  перевода  торпед  в  повышенную  степень  готовности  созрела  для  передачи  гражданскому  персоналу  арсеналов  и  баз  оружия  соединений.  Очень  непродуманны  в  плане  эксплуатации  наши  торпеды.  Не  привлекают  Минно-торпедные  управления  флотов  на  защиту  эскизных  и  технических  проектов  новых  торпед.  Сверхсекретно.  Круг  лиц,  допущенных  к  ознакомлению  с  документами,  строго  ограничен.  Похоже,  что  слишком  строго.  Вот  и  результат.  Если  подвести  по  торпедному  оружию  итоги,  пока  итоги  не  подвели  нас,  то в сухом остатке следующее:   
                                                                   

 Главные  задачи  баз  оружия  флота:

 - Перевод  торпед  в  повышенную  степень  готовности  под  руководством  инженеров  заводов-изготовителей  по  документации  Главного  конструктора.

 - Хранение  торпед  в  повышенной  готовности  в  подземных  и  железобетонных   (арочных)  сооружениях  или  на  плавсредствах  в  готовности  к  немедленному  рассредоточению.

 - Степеней  готовности  должно  быть  не  более  трех:  полная,  повышенная,  ремонтный  фонд.

 Определение  количественного  состава  торпед,  хранимых  в  полной  и  повышенной  степени  готовности - прерогатива  Оперативного  управления  Штаба  флота.  Подтверждение  этому   совсем  недавний  перевод  эскадры  подводных  лодок  в  повышенную  готовность.  «Карибский  кризис».  Для  срочно  вышедших  из   ремонта,  из  доков  кораблей  и  подводных   лодок  просто  не  хватило  торпед  для  их  вооружения.  При  существующей  системе  содержания  торпед и  приготовления  их  к  выдаче  на  носители  производительность  баз  оружия  явно  недостаточна  для  своевременного  вооружения  кораблей  при  переводе  флота  в  повышенную  готовность:  один  торпедный  расчет - один  рабочий  день - одна  торпеда.  Похоже  на  формулу  генерала  Карбышева.  (Один  батальон - один  час - один  кол - один  километр).  А  Тихоокеанскому  флоту  может  понадобиться   срочно  до  трех  сотен  торпед  и  более.  А  когда  фактически  понадобилось,  то  Минно-торпедное  управление  вышло  из  положения,  организовав   приготовление  торпед  для  эскадры  лодок  силами  срочно  сформированных  расчетов  из  рабочих  арсенала  под  руководством  начальников  цехов  и  офицеров  Управления,  задействовав  все  базы  оружия  в  районе  Владивостока  и  залива  «Стрелок».  Да  и рассредотачивать  нужно  готовые  торпеды,  в  сборе,  а  то  потом  и  не  соберешь. Выход  один:  организация  в  арсенале  цеха  по  переводу  торпед  после  получения  от  промышленности  и  после   ремонта  в  повышенную  готовность.  Мое  решение - моя  и  ответственность.  За  готовность  и  сохранность   торпедного  оружия  спрос  с  меня.  Вообще-то,  количество  торпед  в  повышенной  и  полной  степенях  готовности  должно  быть  обсчитано  и  утверждено  на  самом  высоком  уровне:  Главнокомандующего  ВМФ.   Выходить  с  такими  серьезными  предложениями  в  УПВ  бессмысленно:   упоминание  моей  фамилии  действует  на  начальника  УПВ,  как  красная  мулета  тореадора  на  испанского  быка.  Государственный  человек,  во  всяком  случае,  должен  им  быть,  а  вот,  поди  ж  ты,  амбиции  заели. 

 Оставим  на  время  кабинет  начальника.  Сюда  мы  еще  вернемся.  Не  одни  торпеды  предмет  его  забот.  

Прочитано 3176 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь