История АПЛ "К-122"

Опубликовано в Капитан 1 ранга Коротких Виктор Васильевич Пятница, 22 ноября 2013 16:52
Оцените материал
(5 голосов)

АПЛ «К-122» проекта 659, на которую я получил назначение, после текущего ремонта находилась в г. Большой Камень на судоремонтном заводе «Звезда» и готовилась к переходу на Камчатку к месту своего постоянного базирования. Но переход не состоялся, так как Правительство СССР к этому времени приняло решение – из-за технической невозможности переоснащения АПЛ проекта 659 новым противокорабельным ракетным комплексом, модернизировать эти ракетные подводные лодки в торпедные. Таким образом АПЛ «К-122» осталась на СРЗ «Звезда» и стала головной АПЛ по проекту 659Т, выполненному в ЦКБ-18 (главный конструктор О.Я.Марголин). 21 октября 1965 года вместе с женой мы приехали в г. Большой Камень и добрались до расположения 72 отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей. Меня встретили и проводили до казармы, где размещался экипаж атомной подводной лодки «К-122». О своем прибытии для дальнейшего прохождения службы доложил старшему помощнику командира (СПК) капитану 2 ранга В.Ф.Копьеву, который был исполняющим обязанности командира, так как командир капитан 2 ранга Вьюхов был в отпуске, также представился заместителю командира по политической части капитану 3 ранга Б.В.Михайленко. Свободной квартиры в экипаже не было, то в мое распоряжение выделили мичмана Л. Гурьева, моего подчиненного, с которым пошли в город для поиска сдающегося жилья. Комнату нашли, которая стала для нас с женой первым жильем в г. Большой Камень, Приморского края.

 

На следующий день, 22 октября, на утреннем построении экипажа АПЛ «К-122», старший помощник командира капитан 2 ранга В.Ф.Копьев представил меня и двух лейтенантов-инженеров Л.Брагина и В.Чередничок, прибывших вместе со мной, экипажу. Днем выдали каждому зачетные листы на допуск к самостоятельному управлению по занимаемой должности и началась боевая жизнь в экипаже. Помню первых командиров боевых частей атомной подводной лодки: командира штурманской боевой части (БЧ-1) – капитан-лейтенанта Е.Казака (будущего командира РПКСН проекта 667А и командира Керченско-Феодосийской Военно-Морской базы), командира минно-торпедной боевой части (БЧ-3) – капитан-лейтенанта А.Храптовича (будущего командира РПКСН проекта 667 БДР, начальника цикла №-1 Учебного центра ВМФ, г. Обнинск), командира боевой части связи и начальника службы радиотехнических средств – капитан-лейтенанта В.Пьянова (летом 1966 г. поступил в академию), командира электромеханической боевой части капитан-лейтенанта Л.Полищука (самого молодого командира электромеханической боевой части атомных лодок КТОФ, будущего Заместителя командира 25-й дивизии 2-ой флотилии АПЛ КТОФ по электромеханической службе, старшего преподавателя ВМА имени Н.Г.Кузнецова), начальника медицинской службы майора м/с П.Поркалов и других. Из командиров дивизионов помню: командира 1-го дивизиона (дивизиона движения) капитан-лейтенанта Г.Огаркова, командира 2-го дивизиона (электротехнического дивизиона) капитан-лейтенанта В.Михайлова; из командиров групп вспоминаю: капитан-лейтенанта О.Ястребова, старших лейтенантов В.Сурова, Б.Потанина, Б.Завьялова, В.Басилова, В.Ковальчука, которые уже служили в экипаже. Из сверхсрочников помню мичманов Л.Гурьева, Н.Грачева, Б.Хромова, В.Бутылкина, Б.Ахмадеева, Н.Копытко и старшину 1 статьи сверхсрочной службы В.Задорожного.

 


К моменту моего назначения экипаж уже знал, что атомная подводная лодка «К-122» остается на судоремонтном заводе «Звезда» для проведения модернизации по проекту 659Т. Это событие очень расстроило экипаж, так как все хотели ходить в море и служить на Камчатке. Экипаж был хорошо подготовлен к плаванию, прошел подготовку в Учебном центре ВМФ в г. Обнинске (в 1961 г), выполнил два дальних похода в Тихом океане по 45 суток. Срок модернизации был неизвестен, все зависело от поставок новой материальной части от промышленности и от работы судоремонтного завода «Звезда». В начале было сказано, что срок модернизации полтора года, а на деле он продлился три года, до апреля 1969 года. Упадническое настроение охватило экипаж, первыми начали «бежать» сверхсрочники, переводясь на плавающие АПЛ, а за ними и офицеры, кто на повышение по службе, кто на учебу.

 


Поселок Тихоокеанский, в котором мы прожили 10 лет, очень красивый военный городок, построенный для военных моряков, в распадке между сопками, покрытых лесом характерным для Приморской тайги, на 140 километре трассы Владивосток-Находка. Самые большие сопки: в 1 километре к юго-востоку-«Иосиф» с профилем И.В.Сталина, в 2-х километрах к северо-западу-«Халаза». Особенно красиво было наблюдать морские дали Японского моря, о. Аскольд, о. Путятин и даже через Уссурийский залив г. Владивосток. В те времена очень богата была флора и фауна моря, мы такие деликатесы ели, которых сейчас нет в продаже, а те которые есть в магазине, они стоят очень дорого. Особенно нам нравились креветки, по-приморски они назывались «чилимы», их размер достигал 10-12 см. В п. Тихоокеанский можно было доехать автобусом, идущим по маршруту Владивосток-Находка, а также поездом Владивосток – п. Дунай, который останавливался в 5-ти километрах. К этой остановке ездил автобус из п. Тихоокеанского. Очень красива Приморская тайга осенью, такие краски описывал А.С.Пушкин «в багряц и золото одетые леса». Тайга богата грибами, лимонником, диким виноградом, кедровыми орехами, можно было найти корень женьшень. 

 


До 1968 г. сменилось часть командиров боевых частей и дивизионов: назначены командир штурманской боевой части капитан-лейтенант В.Савчук, командир минно-торпедной боевой части капитан 3 ранга Р.Лалетин, командир БЧ связи и начальник службы радиотехнических средств капитан-лейтенант В.Митько, командир 2-го дивизиона (электротехнического дивизиона) капитан-лейтенант Ю.Митрофанов, командир 3-го дивизиона (дивизиона живучести) капитан-лейтенант Б.Джумагалиев, командир электро-навигационной группы лейтенант Н.Фоменко, командир электротехнической группы 2-го дивизиона лейтенант В.Мурчиков. Весной 1968 г. в экипаж с дизельной подводной лодки назначен новый начальник медицинской службы старший лейтенант м/с Марат Меджидов, (с которым мы очень подружились), настоящий врач, хирург, отзывчивый, неунывающий и добрый человек, настоящий подводник, имеющий отличную хирургическую практику в дальних океанских походах на дизельной ПЛ.
Прочитано 10628 раз
Другие материалы в этой категории: Подготовка к выходу из завода »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь