Интерфакс
9.6.2008
РОССИЯ-АПЛ-ИСПЫТАНИЯ
Корабелы Амурского СРЗ и Севмаша успешно провели испытания очередной
субмарины проекта "Щука"
Северодвинск. 9 июня. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В акватории
Амурского судостроительного завода успешно проведены испытания
многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971.
"Помощь в проведении испытаний амурским судостроителям оказали
специалисты северодвинского ОАО "ПО "Севмаш", - сообщил в понедельник
"Интерфаксу" руководитель пресс-службы предприятия Михаил Старожилов.
По его словам, "на днях из дальневосточной командировки вернулась
группа инженеров-механиков, специалистов по паротурбинным установкам,
холодильным машинам и системам воздуха высокого давления". Он напомнил,
что на Севмаше с 1984 по 2001 год было построено семь АПЛ проекта 971,
позднее ВМФ РФ были переданы две отремонтированные подлодки этого
класса. "Это позволило сохранить на предприятии школу испытателей. И
сегодня только в Северодвинске на практике можно готовить операторов
ядерной энергетической установки", - подчеркнул М.Старожилов.
Предполагается, что команда Севмаша в ближайшее время вновь
отправится на Дальний Восток для участия в комплексных швартовных
испытаниях корабля.
Строительство АПЛ проекта 971 (заводской номер 518) из-за
недофинансирования растянулось на ОАО "Амурский судостроительный завод"
на 20 лет.
Проект "Щука-Б" ( в классификации НАТО "Акула") разработан в СКБ
"Малахит". Всего пока построено 15 кораблей проекта 971, которые входят
в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Последняя субмарина,
получившая название "Гепард", сдана Северному флоту в декабре прошлого
года.
По оценке специалистов, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной,
не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и
надводных кораблей противника по кильватерному следу: установленная на
лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы
после прохождения подводной лодки противника.
На корабле установлен навигационный комплекс "Симфония-У", а также
комплекс радиосвязи "Молния-МЦ" с системой космической связи "Цунами" и
буксируемой антенной.
Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата
калибром 533 мм и четыре - 650 мм ТА (суммарный боекомплект - более 40
единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм).
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее
стратегических ядерных сил России - дискуссия и аргументы", даже при
самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для
Баренцевого моря в зимний период АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться
американскими лодками типа "Лос Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не
более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе мирового
океана обнаружить их гидроакустическими средствами практически
невозможно.
Сами американские военно-морские аналитики признавали, что
"появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ 3-го
поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители
ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось".
Риа-новости
13.6.2008
РИАН
* РОССИЯ * ФЛОТ * СУДНО * ВОЗВРАЩЕНИЕ *
#Спасательное судно "Георгий Титов" вернулось в Североморск
с учений "Болд Монарх-2008"#
СЕВЕРОМОРСК, 13 июн - РИА Новости. Спасательное судно
Северного флота "Георгий Титов" в пятницу утром вернулось на
главную базу флота - город Североморск после участия в
международных учениях "Болд Монарх-2008", передает корреспондент
РИА Новости.
Учения проходили с 26 по 5 июня в Норвежском море. В них
приняли участие спасательные суда ВМС Великобритании и США, а
также подводные лодки "Меркурий и Роттердам" ВМС Голландии,
польское водолазное судно "Лех" и норвежское судно "Тир".
Целью международных учений была проверка совместимости
спасательных устройств и систем ВМФ России и ВМС стран НАТО, а
также организация взаимодействия при проведении спасательных
операций.
Как сказал руководитель похода, начальник Управления
поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота первого
ранга Игорь Плишкин, Россия впервые принимала участие в учениях
в таком составе.
"В аналогичных учениях в 2005 году принимал участие только
спасательный буксир Черноморского флота с группой водолазов", -
уточнил Плишкин.
Он уточнил, что в этом году Россию представляло судно
"Георгий Титов" со спасательным аппаратом АС-34, группа
водолазов 328-го экспедиционного отряда и парашютно-десантная
группа ВВС Северного флота.
"Я считаю, что весь объем поставленных задач выполнен с
хорошим качеством и в полном объеме. Это же было отмечено
руководителями учений со стороны НАТО", - сообщил Плишкин.
По его словам, спасательный аппарат АС-34 показал, что он
способен оказывать помощь дизельным подводным лодкам стран НАТО
- найти их, обследовать, спасти и вывести экипаж.Всего за время учений было совершено восемь стыковок с
переводом личного состава двух подводных лодок Голландии и
Норвегии на АС-34. Около 70 наблюдателей и 20 членов экипажа
этих подводных лодок практически были спасены", - уточнил
руководитель учений.
Он отметил, что сложность возникла на первом этапе учений с
подводной лодкой Польши.
"Не получилась самая первая стыковка с подводной лодкой
Польши. Причиной стало несоответствие стандартов, то есть
диаметр внешней комингс-площадки польской подлодки оказался
меньше наружного диаметра комингс-площадки нашего спасательного
аппарата, плюс на польской лодке комингс-площадка находится в
углублении легкого корпуса, что не позволяет стыковаться", -
сказал Плишкин.
По его мнению, главный результат - показать, что россияне
способны спасать экипажи лодок стран НАТО - был достигнут.
"Главный результат учений в том, что теперь и мы, и страны
НАТО знаем - российские спасательные средства способны оказать
помощь подводным лодкам Альянса во внештатных ситуациях. Мы это
доказали на деле", - подчеркнул Плишкин.
Он отметил, что следующие аналогичные учения военных
спасателей предварительно планируется провести в Средиземном
море в районе Испании в 2011 году.
Командир спасательного глубоководного аппарата АС-34
капитан третьего ранга Максим Поликарпов сказал журналистам, что
данный аппарат способен оказывать помощь аварийным подводным
лодкам, лежащим на грунте на глубине до тысячи метров, стыковать
с подводной лодкой и выводить за один рейс до 18-20 человек.
Экипаж АС-34 составляет пять человек. Аппарат построен в 1989
году. Он может автономно находиться под водой от восьми до
десяти часов.
"За время погружений на учениях ни одной поломки не было",
- заметил Поликарпов.
По его словам, иностранные спасатели, побывав на российском
аппарате, высоко оценили степень его надежности.
"У них все достаточно сильно автоматизировано. У нас все
более ручное, и иностранные коллеги отмечают, что на автоматику
не всегда можно положиться", - отметил Поликарпов.
Он привел пример, что у аналогичного иностранного аппарата
"Немо" во второй фазе учений появилась неисправность, и он не
смог дальше выполнять работу.
После швартовки у военного причала Северного флота, экипаж
поздравили с успешным возвращением домой представители
командования флота и по традиции вручили личному составу судна
жареного поросенка.
Риа-новости
15.6.2008
РИАН
* РОССИЯ * ПРИМОРЬЕ * ПОДВОДНИКИ * ПАМЯТЬ *
#Митинг памяти погибших моряков атомной субмарины "К-56"
прошел в Приморье#
ВЛАДИВОСТОК, 15 июн - РИА Новости, Анатолий Ильюхов.
Митинг памяти моряков атомной подводной лодки "К-56", погибших
35 лет назад в Японском море во время столкновения субмарины с
научно-исследовательским судном "Академик Берг", прошел в
воскресенье на кладбище приморского города Фокино, сообщил РИА
Новости представитель пресс-службы Тихоокеанского флота (ТОФ).
Четырнадцатого июня 1973 года при столкновении теплохода
"Академик Берг" с субмариной погибли 27 человек, в том числе 16
офицеров и пять мичманов. В живых остались около 140 моряков. На
месте захоронения подводников в городе Фокино установлен
мемориал "Скорбящая мать".
"Почтить память погибших пришли их родственники, вдовы,
друзья, молодые моряки -подводники. Они говорили о том, что во
время трагедии моряки вели себя мужественно и действовали
грамотно, что позволило избежать гибели всего экипажа", -
отметил собеседник агентства.
По его словам, подлодка "К-56" возвращалась на базу
прибрежным фарватером в сопровождении крейсера "Владивосток".
Настроение у экипажа было приподнятое: накануне они в Японском
море на отлично выполнили зачетные ракетные и торпедные
стрельбы.
"Около часа ночи в надводном положении лодка огибала мыс
Поворотный в заливе Петра Великого. С крейсера "Владивосток" за
два часа до трагедии засекли надводную цель, шедшую навстречу
субмарине. Расстояние между ними было около 40 миль. Никаких
опасений эта ситуация не вызывала. На АПЛ "К-56" радиолокатор не
включили, полагаясь на зоркость верхней вахты. Радиолокационная
станция (РЛС) весь день работала во время стрельбы с предельной
нагрузкой. Требовалась техническая пауза, и РЛС вывели в так
называемый "горячий резерв". За пять минут до непредвиденного
столкновения станцию включили. На экране возникли отметки сразу
четырех целей, однако кто, куда и с какой скоростью движется,
определять уже не было времени", - сказал собеседник агентства.
"Ходовые огни "Академика Берга" сигнальщики в туманной ночи
обнаружили за две минуты до столкновения. На предпринятую
попытку уклониться от удара оставалось слишком мало времени.
"Академик Берг", шедший со скоростью девять узлов, ударил "К-56"
в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в
прочном корпусе огромную пробоину. Командир боевой части (БЧ)-5
капитан второго ранга Леонид Пшеничный приказал задраить
переборку между отсеками. Он же за две минуты до своей гибели
определил по телефону личному составу БЧ-5 единственно верные
действия: заблокировать аварийную защиту реактора. Иначе
подводная лодка потеряла бы ход и борьба за живучесть была бы
сведена к нулю", - сказал представитель пресс-службы ТОФ.
Так, ценою собственной жизни Пшеничный и еще 26 моряков,
изолировав себя во втором аварийном отсеке, спасли подводную
лодку от гибели. Личный состав отсека погиб в результате
отравления хлором из-за попадания морской воды в аккумуляторные
баки. Потом отсек окончательно затопило.
Столкновение "Академика Берга" с "К-56" было отнесено к
разряду "навигационных происшествий с тяжелыми последствиями".
Интерфакс
18.6.2008
РОССИЯ-МОРЕ-БЕЗОПАСНОСТЬ-ЗАКОН
Российские сенаторы рекомендуют принять закон о подводных объектах,
угрожающих окружающей среде
Москва. 18 июня. ИНТЕРФАКС - В комиссии Совета Федерации по
национальной морской политике выступают за принятие закона "О
безопасности подводных потенциально опасных объектов РФ".
Принятие этого закона будет способствовать предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных
объектах во внутренних водах и территориальном море России, сообщил
"Интерфаксу" член комиссии, бывший первый замглавы МЧС Юрий Воробьев.
"Этот вопрос обсуждался на заседании нашей комиссии в связи с
ситуацией, связанной с нахождением на морском дне потенциально опасных
объектов. К ним относятся не только затонувшие подводные лодки и крупные
морские суда, но и оружие, а также химические боеприпасы времен первой и
второй мировых войн", - сказал он.
"После второй мировой войны в рамках международных договоренностей
СССР и Великобританией было затоплено в Балтийском и Северном морях в
общей сложности 300 тыс. тонн химических боеприпасов", - добавил
Ю.Воробьев.
При этом он подчеркнул, что эти объекты представляют реальную
угрозу не только окружающей среде, морской флоре и фауне, но и человеку.
"Существует и реальная опасность при прокладке труб газопровода
"Северный поток" по дну Балтийского моря, которая связана с подрывом
этих боеприпасов и возможным выбросом отравляющих веществ из химоружия",
-сказал сенатор.
Кроме этого, боеприпасы с химическими агентами подвергаются морской
коррозии, токсины попадают в воду, нанося вред экологии.
Сенатор также сообщил, что МЧС разработал реестр подводных
потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море
РФ.
"Исключение составляют подводные переходы трубопроводного
транспорта, и в настоящее время МЧС разрабатывает и представляет в
правительство РФ или президенту страны проекты нормативно-правовых актов
по вопросам проведения подводных работ особого назначения", - пояснил
Ю.Воробьев.
Он сообщил, что сегодня во внутренних водах и территориальном море
России в 41 районе общей площадью более 500 кв. миль затоплено около 17
тыс. подводных потенциально опасных объектов различного типа и уровня
опасности.
"Ежегодно МЧС организует и проводит работы по поиску и обследованию
затопленных объектов. Такие работы проводятся в Балтийском,
Дальневосточном, Карском морях, а также на озере Байкал, в том числе и в
Норвежском море в районе гибели атомной подводной лодки "Комсомолец", -
сообщил Ю.Воробьев.
По его словам, на сегодня анализ международного опыта обращения с
затопленными подводными объектами показывает отсутствие законодательно
закрепленных норм и правил обращения с ними.
Он отметил, что в этой связи с целью повышения эффективности работ
по ведению реестра потенциально опасных объектов, находящихся под водой,
и в целях предупреждения и ликвидации ЧС на них необходимо
совершенствовать нормативно-правовую базу.
Кроме того, по его словам, необходимо разработать единый подход к
завершению цикла комплексного обращения с такого рода объектами с целью
снижения риска возникновения ЧС, в том числе и возможный подъем этих
объектов для дальнейшей утилизации.