Часть четвертая. Штабной ординар.

Опубликовано в Офицер Флота Лёха Мамин Понедельник, 27 февраля 2012 11:32
Оцените материал
(0 голосов)
Известно суждение Наполеона о равновесии «ума и характера» для военачальника. Такое же равновесие «ума и характера» должно быть свойственно и редставителям Штаба флота, особенно для Северного. В чём специфика Штаба Северного флота? Театр плавания и использования сил флота для боевой подготовки ограничен небольшим пространством и глубинами, что налагает особую ответственность на Штаб флота. Выходы и входы в Базы, организация использования полигонов в условиях Севера сопряжено с высоким риском. Так как всеми атомными лодками управляет Штаб флота, на него и ложится ответственность за соблюдение мер безопасности. Отсюда следует, что начальник Штаба флота и офицеры штаба должны иметь высочайшую подготовку.

Мне довелось непосредственно наблюдать деятельность 4-х начальников штаба флота, трое из которых были назначены с должностей Командующих флотилий, а один из них – адмирал В.Н. Поникаровский с должности начальника Штаба ЧФ, а до этого прошедший школу оператора в должности зам. начальника ОУ ГШ ВМФ. Деятельность В.Н. Поникаровского разительно отличалась от деятельности других начальников штаба – у него было в достатке не только «ума и характера», но и высокой операторской подготовки. Фактически, В.Н. Поникаровский окончательно сформировал школу успешного и безаварийного использования атомных подводных лодок. Жаль, что на его багаже штаб флота жил приблизительно до 1985 года. Подобных себе В.Н. Поникаровский подбирал на должности начальников ведущих управлений – это начальник УБП контр-адмирал И. Швецов, начальник ОУ контр-адмирал В. Дудин и другие. После ухода В.Н. Поникаровского на ведущие должности нередко назначались удивительно посредственные начальники. В.Н. Поникаровский лишён чванства и высокомерия. Когда понадобился во время инспекции Министра Обороны корабль – цель для атак инспектируемыми подводными лодками отряда боевых кораблей (ОБК), он лично приехал на крейсер «Мурманск», стоявший после докового ремонта в пятисуточной готовности, и решал все организационные вопросы, связанные с кратчайшим выходом корабля в море. А мог бы и команду дать! Кстати, что касается крейсера «Мурманск», то этот корабль, особенно в период командования им П.Г. Святашовым (впоследствии НШ ЧФ, вице-адмирал) успешно обеспечил подготовку командиров ПЛ. Пожалуй, нет ни одного командира из многоцелевых ПЛ, кто не выходил бы в атаку по крейсеру «Мурманск».

Если исходить из пользы дела, на должности НШ СФ не должно быть случайных людей. Видимо, их целесообразно назначать после службы в ГШ ВМФ, чтобы начальник штаба не вздрагивал от звонков, исходящих из Главного Штаба от клерков, знал, что такое Главный Штаб и не боялся отстаивать интересы своего флота. К сожалению, с середины 90-х годов должность НШ СФ виделась карьерным трамплином, что привело к гибели ПЛ ПЛ «К-219», «Комсомолец» и «Курск».

Меня сейчас некоторые «Герои» трагедии «Курска»пытаются упрекать за стихи в книге «Крест косой Андреевского флага», где я утверждал, что «Курск» погиб не от мин и не от лодки НАТО, а предположил, что лодке не «хватило глубины», не зная на момент написания стихов истинных причин гибели «Курска». Они пытаются оправдать себя тем, что «в целях экономии моторесурса» дали «Курску» этот район, т. е. сознательно нарушили «Правила использования полигонов». Враньё и жалкие оправдания. Сместите точку гибели «Курска» западнее на 15 миль, а южнее на 10 миль и она окажется на глубинах под 200 метров. Просто стыдно и трудно признаться, что прошляпили, проглядели все– от УБП до Начальника Штаба флота, а КП флота не подстраховал. Мне недавно один из «адвокатов» заметил: «А чтобы изменилось, если бы «Курск» погиб на глубине 200 метров?» Я отвечаю, что факт нахождения лодки на 100 метровой изобате говорит о потере навыка и великой школы Штабом флота. Нас учил адмирал В.Н. Поникаровский, что «лодка должна ходить и погибать по науке», т.е. каждый на своём уровне должен выполнить свои обязанности – командир, НШ флота, КП флота, Комфлот. Так как от случайности никто не застрахован, то должны быть исполнены все закономерные вещи. Примеры: «Правила использования полигонов» запрещают одновременный выход и вход атомных ПЛ в Мотовский залив. ОД СФ нарушил это правило, в результате чего столкнулись ПЛ «К-140» и «К-373». При возвращении с боевой службы ПЛ «К-308» по ФВК-3, командира не предупредили о том, что слева в полигоне находится ракетный крейсер «К-490», что привело к столкновению этих лодок, к счастью без последствий. Вот что такое Штаб флота и КП! Меня можно упрекать, что я не подводник. Да, это так. Но 7 лет по моим маршрутам, утверждённым НШ СФ, ходили все атомные ПЛ в полигонах БП. Я твёрдо знал, что если бы по моей вине лодка оказалась на 100-метровой изобате, меня бы немедленно сняли с должности. Не хочу казаться и быть умнее тех, кто сейчас служит в Штабе флота. Не вина их, а беда, что они потеряли школу и навык. Опыт и навык – это не багаж, который хранится в чемодане, опыт и навык всегда в действии. Но когда флот стоит, откуда навык и школа? По этому поводу в своей книге «Россия – Русь, последняя свобода» я написал:

«А «Курск»? Ты «Курск», поэт, не трогай –
Его губила вся страна!»

Сейчас уместно провести аналогию между состоянием флота с состоянием Западного Особого военного округа на момент 22 июня 1941 года. Сталин за свои ошибки не простил Командующего Округом генерала Армии Д.Г. Павлова – расстрелял его, также и Путин за прохлопы руководства страны крайними назначает Командование Северным флотом. Суд, который закончился над Комфлотом Г.А. Сучковым – тому пример.За развал страны Ельцина не судили, за взрывы в Москве, за гибель людей под крышей Аквапарка, за сгоревший «Манеж» спроса нет ни с мэра, не с господина Президента. Вывод один – в условиях безвременья нельзя идти ни на какие сделки, всё исполнять по уставу и по закону. Есть ресурсы на один корабль, он должен ходить в море. Нет ресурсов – уходите в отставку, как это сделал адмирал Н.С. Мордвинов, морской Министр в 1802 году.

Флот практически за последние 10-12 лет избавился от всех адмиралов, не согласных с политикой Кремля. Подбор идёт по принципу преданности. Флот в угоду власти занимается «показушными мероприятиями» – то в Индийский океан идёт «на честном слове и одном крыле», то новый Министр «летает» на «ТУ-160», после чего он гробится, то к визиту господина Президента подают крейсер «Москва» или БПК «Чабаненко», то выводят на рейд ТАВРК «Кузнецов» без хода, то на Балтике собирают жалкие брежневские остатки для Президента. Невольно хочется сказать: «Держат флот, едрёна мать, чтобы рейтинг поднимать!» или «Флота нет, но есть уже всё же яйца ФАБЕРЖЕ». Должна быть система повседневной БП, далёкой от показухи. Энергия у командования флотом и офицеров одна – если что-то ушло в «свисток», то немедленно скажется трагедией (пример гибели «К159» и позорного провала, опять-таки, показушных ракетных стрельб). Остаётся только сказать:

«Жаль ракеты, словно ком,
Поперёк застряли!
Убедил вождя Главком –
Мы и не стреляли!»

В России с 1816 года по 1826 год было совершено около 15-ти успешных кругосветных плаваний, а мы через 200 лет после кругосветок и за последние 15 лет вышли в Индийский океан и кричим, как о достижении. Стыдно и обидно смотреть на вас, господа Главкомы, Министры и Президенты. Господин В. Путин и не представляет пропасти, в какой находится флот. Но Главком и Министр не пытаются поставить вопрос ребром или уйти в отставку. Только принципиальная позиция Главкома заставит Кремль задуматься о проблемах флота. Более того, нет кораблей, но на глазах продолжается развал системы подготовки кадров для флота. Здания училищ разваливаются, быт ущербный. Как можно на фоне нефтяных и газовых офисов содержать в бытовой нищете будущих защитников Родины, когда они не могут по настоящему помыться и, простите, «отправить естественные надобности». Нет училищ – нет проблем! Уже раздаются голоса, что можно готовить штурманов в гражданских ВУЗах, да и вообще – зачем нужны Училища? «Сословный Мандаринат» готов забрать под свои конторы Адмиралтейство, здания Училищ – их интересует только нажива. Их дети учатся и живут за границей, а Россия нужна, как полигон, где проводят антироссийские реформы, где убивают и зарабатывают деньги.

В дни юбилеев модно вспоминать Петра Великого и его детище – Флот. История сохранила случай, когда церковный вития Платон в Петропавловском Соборе, во время молебна по поводу победы при Чесме, сошёл с амвона и ударил посохом по гробнице Петра Великого, призывая: «Восстань и воззрей на своё детище – Флот!» Но один из деятелей Екатерины Великой, зная состояние флота сказал: «Если Пётр встанет, он всем задаст!» Так что, господа, опасайтесь призывать Петра!

Сейчас модно говорить, что флот и раньше не был готов. Что американцы следили за нашими лодками, даже в терводах следили за «Акулами», что ракетами "Томагавк» американцы могли уничтожить весь флот. Напоминаю придуркам и неучам, а возможно, сознательным фальсификаторам, что война внезапно начинается для тех, кто живёт в «шорах» мирных договоров. Нарком Н.Г. Кузнецов показал, как надо готовить флот к войне. И уверяю всех, что о периоде, который охватывает моё повествование, у руля флота стояли достойные адмиралы. И даже 10% ядерной мощи Северного флота хватило бы для того, чтобы Америка стала «глухой и слепой». Напоминаю, что в этот период Северный флот в ходе боевой подготовки выпускал до 30-ти баллистических ракет в год с высокой точностью, как правило с оценками «5» и «4».



Жива российская привычка, даже если ты виновен, оправдывать свои действия. Нельзя забывать, что можно быть и умным, и образованным, и Героем, но когда ты причастен к гибели такой лодки, как «Курск», надо хотя бы промолчать. Всё свершилось. Несите достойно свой крест, господа. Иногда ставьте себя на место отцов тех моряков, которые погибли на «Курске». Понятно, вы не обучались в Пажеском и Кадетском корпусах, и до сих пор считаете, что формула: «Честь имею!» означает, что это вы имеете честь. На самом деле, если поглядеть в «Словарь русского языка» С.И. Ожегова – это есть «формула вежливости в речи, обращённой к вышестоящему лицу». Напоминаю это для того, чтобы ваши ошибки не повторяли будущие адмиралы.

Начальник Штаба и Комфлот должны работать в единой связке, первый не должен считать, что он уже Комфлот, а второй – что он уже Главком. Напоминаю некую статистику для будущих НШ Северного флота (для тех, кого уже сняли, напоминать бессмысленно – они всю жизнь будут считать, что пострадали безвинно). Из 28 начальников Штаба СФ за всю его историю, ни один начальник Штаба отдельно от Командующего СФ не снимался, а если снимался, то вместе с Командующим. Так, вместе с В.П. Дроздом был снят И.Ф. Голубев-Монаткин, вместе с В.И. Платоновым снят В.И. Сурабеков (кстати, основная вина за столкновение крейсера «Чапаев» и эсминца «Осмотрительный» в марте 1952 года лежала на Сурабекове), вместе с В.А. Поповым снят М.В. Моцак. За всю историю флота только три начальника Штаба стали Командующими – В.И. Платонов, В.Н. Чернавин и О.А. Ерофеев. Два бывших начальника Штаба стали Командующими СФ, но после прохождения службы в другой должности – это А.Г. Головко и Г.М. Егоров. Следует заметить, что совсем недавно начальник Штаба и Командующий СФ были похожи на телезвёзд. А кому это нужно на фоне убогого флота?

Кое-что о кадровой политике. Непонятно, как начальник Штаба флотилии, прослуживший на многоцелевых лодках, становится Командующим 3 флотилии, а потом и начальником Штаба флота (при нём погибли «К-219» и «Комсомолец»). Непонятно, как Командующий 1-ой флотилии через год с небольшим после гибели лодки «Комсомолец»» становится начальником Штаба флота. Это результат кадровой политики бывшего Главкома ВМФ В.Н. Чернавина.

Не хочу умолять ничьё достоинство, но утверждаю – адмиральские звания и звания Героев, полученные флотоводцами при СССР, были весомее, чем при Ельцине. И кто тут и кем только не стал.

Говорят, американцы в аттестациях указывают такое качество офицера, как «везучий» и «невезучий». В этом есть глубочайший смысл. Если исходить из этого постулата, наш Главковерх «невезучий» – посетил Северный флот в апреле 2000 года, в августе погиб «Курск», посмотрел показное учение на Балтике летом 2003 года с участием кораблей СФ – в августе погибла «К-159», вышел в море на учение кораблей СФ – ракетная стрельба лодки была сорвана.

Всё, о чём я пишу, знаю досконально. Ещё неизвестно, кто полезнее для флота – посредственный начальник Штаба или высокоподготовленный офицер Штаба флота. Но давно известно – только настоящий начальник Штаба имеет настоящий штаб. Флоту нужны новые Поникаровские, Голосовы, Святашовы, Искандеровы, Швецовы. Их надо готовить и подбирать заранее, исключая всякую случайность. Честность, профессионализм, прямота, умение действовать в критической ситуации – вот основа. Да будет так!
Прочитано 4198 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь