Роковые ошибки (подводные лодки, потопленные своими силами в двух Мировых войнах)

Опубликовано в Историк Боженко Петр Владимирович "Субмарины на войне" Понедельник, 15 июня 2015 12:56
Оцените материал
(1 Голосовать)

Во время прежних морских войн практически не случалось, когда корабли дружественных стран ошибочно атаковали друг друга, а тем более топили. Бои велись на дистанции "пистолетного выстрела", и противники сближались друг с другом достаточно долгое время, чтобы внимательно все рассмотреть, С появлением парового флота и, особенно, ко времени Первой Мировой войны положение изменилось. Значительно возросли скорости, дальности стрельбы и сократилось время на принятие решения, так как морское оружие достигло такой разрушительной силы, что достаточно было иногда нескольких попаданий для тяжелого повреждения или гибели корабля, особенно это относилось к торпедам.

 

Поэтому не удивительно, что именно подводные лодки становились чаще всего жертвой ошибочной атаки. Их слишком опасались моряки любых кораблей, к тому же лодки внешне очень были похожи друг на друга, а нападавший стремился как можно скорее применить оружие, чтобы субмарина не успела скрыться под водой.

 

В первом же значительном сражении мировой войны - Гельголандском бою (28.8.1914), в котором участвовали 6 английских лодок из 8-й флотилии, произошел досадный инцидент.

 

Подводники не знали, что на подмогу вышла 1-я эскадра легких крейсеров. В свою очередь, командир эскадры не знал о присутствии в районе своих лодок. В итоге флагманский крейсер “Southampton" атаковал свою же лодку, которая смогла спастись только нырнув в последюю секунду под корабль. После этого коммодор Гуденауф счел за благо уйти из опасного района.

 

Активнее других новое оружие в морской войне использовали немцы. Они же открыли список лодок, потопленных по ошибке.

 

21 января 1915 г. субмарина U-22 лейтенанта Хоппе обнаружила у голландского побережья подводную лодку. Дав дважды опознавательный сигнал и не получив ответа, Хоппе атаковал цель. После взрыва на воде остался один человек. Его подняли на борт и тут-то выяснилось, что потоплена своя U-7. Причем лодкой командовал лейтенант Кениг, лучший друг Хоппе, на суше они просто были неразлучны. Возможно, свою роль сыграло то, что корабли принадлежали к разным флотилиям. Подобные накладки происходили и в дальнейшем. 27 мая 1917 г. у берегов Норвегии U-19 вышла в атаку на большую подводную лодку, посчитав ее английской. Только в самый последний момент капитан-лейтенант Шпис заметил на корпусе некоторые особенности, характерные для немецких лодок, и отказался от атаки. Даже опытному подводнику трудно было правильно определить тип корабля. Причина недоразумения была в том, что U-19 принадлежала к Флоту Открытого моря, а подводный крейсер U-155, возвращавшийся от побережья Америки, подчинялся непосредственно Морскому Генеральному штабу в Берлине. U-19 оповещения о проходе своей лодки не имела.

 

Большое количество одновременно действовавших в море подводных лодок давало большие возможности для ошибки немцам, но все же больше ни одна немецкая лодка не стала целью для торпед своей "подружки" - как в Первой, так и во Второй Мировой войне. Вероятно, вопросы опознования и связи удалось решить достаточно эффективно, так что U-7 стала единственной жертвой ошибки во флотах, противостоящих Антанте.

 

Союзники вели противолодочную войну несравнимо интенсивнее и из-за этого, конечно, возрастала вероятность каких-либо случайностей и ситуаций, когда "свои" шли на "наших". Причем все трагедии произошли в два последних года войны, когда, с одной стороны, противолодочное оружие и тактика действий достигли определенной степени совершенствования, а, с другой стороны, подводная война стала особенно беспощадной

 

10 марта 1917 г. в Средиземном море около северо-восточного побережья острова Сардиния английский шлюп "Сус1атеп"таранил и добил артиллерией всплывшую недалеко подводную лодку, которая оказалась итальянской "Alberto Gugiiemonti". Через полгода ситуация повторилась в Северном море. 16 сентября 1917 г. английский эсминец "Petard" атаковал и таранил свою же английскую лодку G-9. Вид всплывшей подводной лодки действовал на моряков как красная тряпка на быка.

 

Воздушные силы активно включились в борьбу с подводным против- ником. Причем, кроме аэропланов, эту задачу выполняли и дирижабли. Они могли часами висеть в воздухе, и само присутствие воздушного корабля отпугивало лодки от атаки. Зато двигались они намного медленнее аэропланов и, как правило, заметив их издалека, субмарина успевала уходить от опасности. Да и в случае применения оружия само лет имел преимущества в атаке с низкой высоты, а снизившийся дири жабль становился слишком хорошей целью для неробких немецких под водников. Поэтому в истории зафиксировано единственное результативное боевое столкновение дирижабля и субмарины.28 марта 1918 г. в Ла-Манше к северо-востоку от Фрекампа французский дирижабль "АТО" сбросил 6 бомб на подводную лодку и видел, как она затонула. Радость оказалась недолгой. Целью для двух прямых попаданий послужила английская D-3. Вероятно англичане не очень спешили уйти под воду. Немцы почти не использовали дирижабли для противолодочной обороны, более того - "АТО" был передан французам из Англии и внешний вид своего, английского воздухоплавателя не внушил опасения морякам Флота Его Величества,

 

Подводная лодка как оружие против подводной лодки в предвоенное время серьезно не рассматривалась. Зато, когда к исходу первого года войны союзники потеряли подводную лодку Е-3 в стычке с немецкой U-27, над возможностью такого применения своих субмарин задумались глубоко, а в конечном итоге почти половину боевых выходов английские подводники совершили именно с задачей противолодочной обороны. Чаще всего они занимали позицию в районе базы противника и ждали своего часа. Всего за войну "томми" потопили целую флотилию немецких лодок - 17 единиц, но и здесь не обошлось без "накладки".

 

17 апреля 1918 г. лодка Н-1 обнаружила в Северной Адриатике "вражескую субмарину" и точно отстрелялась. Целью оказалась итальянская лодка Н-5. Самое удивительное в том, что лодки были абсолютно одинаковыми. Однотипные корабли построены в Америке для союзных держав, имели даже одинаковый буквенный индекс и довольно характерный силуэт, что можно видеть на примере наших лодок АГ, идентичных упомянутым

 

Н-5 оказалась второй и последней лодкой, потопленной своей же субмариной по ошибке. Последней ошибочно потопленной вообще ста™ ла английская J-6 - за месяц до окончания войны, 15 октября 1918 г.: в Северном море она попала под удар корабля-ловушки "Cymric". Вероятно морякам с "Q-шипа" очень хотелось добиться победы после длительных и безрезультатных плаваний, а в конце войны немцы почти не попадались на такую "наживку", это и заставило стрелять по всплывшей лодке без малейшего раздумья.

 

Таким образом, в Первой Мировой войне жертвами ошибочных ударов своих сил стали 3 английские, две итальянские и одна немецкая подводные лодки. В этой войне в боях погибло со всех сторон около 250 лодок, т.е. процент ошибок — около 2,5%.

 

Во Второй Мировой войне резко возросло число участвующих стран и действующих подводных лодок. Соответственно возросло и количество трагедий.

 

Уже через неделю после объявления войны 10 сентября у побережья Норвегии в районе Мотроз - Оберстад лодка "Tritone" атаковала и потопила свою лодку "Oxley", примерно в том же районе "Sturgeon" дала залп по подводной лодке, оказавшейся своей же "Swordfish", но, к счастью, мимо. В дальнейшем англичане нарезали позиции лодкам с зазором не 16, а 20 миль и более, и подводные корабли Флота Его Величества не сокращали этот флот сами. Вообще англичанам повезло больше во Второй Мировой войне. Еще только одна лодка - "Unbeaten" в Бискайском заливе попала под удар своей авиации и затонула в годовщину окончания Первой Мировой - 11 ноября 1942 г. Зато сами моряки "Гордого Альбиона" приложили руку к кораблям многих‘’стран-союзников. Открыла печальный список польская лодка, находящаяся под контролем Британского Адмиралтейства.

 

26 апреля 1942 г. лодка "Jastrzab" заняла свою позицию у побережья Норвегии, находясь в дальнем охранении конвоя PQ-15. Этот корабль с 1922 г. плавал в составе флота США под названием S-25, в декабре 1941 г. был передан Англии, а от нее - сразу же, прямо в США - Польше. Указанный поход являлся первым боевым заданием корабля, имеющего английский тактический номер Р-551.

 

2 мая поляки увидели вблизи, но не смогли атаковать немецкую подводную лодку. Через несколько часов английский тральщик "Seagull" и норвежский эсминец "St. Albans" из охранения того же конвоя, проводя противолодочный поиск, засекли лодку. Тральщик про- бомбил ее, а когда субмарина всплыла, англичане и норвежцы по всем правилам парусного флота взяли ее в "два огня", обстреляв из пулеметов и зенитных автоматов. Убито и ранено около половины экипажа, пробитая во многих местах субмарина затонула в 20 мин. Причиной ошибки послужило наличие неподалеку немецкой лодки и незнакомый силуэт, заставивший англичан стрелять по всплывшему кораблю сразу же, хотя поляки махали флагом.

 

Возможно английские корабли причастны к гибели французской лодки "Protee". Она после капитуляции Франции перешла на сторону союзников и погибла в Средиземном море 29 декабря 1943 г. После- дней лодкой, потопленной англичанами, к сожалению, стала советская. В счет раздела итальянского флота наш Северный флот в 1944 г. получил 4 английские лодки. Одну из них, бывшую "Sunfish", а ныне В-1, возглавил Герой Советского Союза капитан 2 ранга И.И.Фисанович. Для перехода в Полярное из порта Лервик на Шетландских островах англичане выделили коридор безопасности шириной 20 миль плюс минус 15 миль в каждую сторону. Лодки должны были двигаться в надводном положении.

 

Во время пребывания наших моряков в Англии произошел ряд не совсем понятных и подозрительных происшествий. На совещании по организации перехода домой И.И.Фисанович выразил в связи с этими происшествиями недоверие англичанам и сказал, что не верит в безопасность маршрута и следовать им не хочет. Командир дивизиона приказал идти только согласованным маршрутом.

 

25 июля 1944 г. в 17.00 лодка В-1 ушла в Полярное, куда не прибыла. Обстоятельства ее гибели до конца не выяснены, но с очень большой долей вероятности лодка была потоплена 27 июля. В районе 300 миль севернее Шетландских островов в 50 милях от положенной В-1 точки, самолет "Либерейтор" атаковал подводную лодку и достиг прямого попадания в рубку. Спасенных не было. Немцы там лодок не теряли. Почему английский пилот атаковал лодку, по силуэту явно не немецкую, а английскую - свою же, зная, что рядом проходит трасса безопасности, и почему Фисанович нарушил приказ следовать только по трассе, теперь навсегда останется неизвестным.

 

Таким образом, англичане потеряли две своих и потопили 3 союзных лодки. Конечно, ошибка ошибке рознь, иногда они почти неизбежны.

 

После капитуляции Польши лодка "Wilk" перешла в Англию и стала действовать под контролем Британского Адмиралтейства. В июне 1940 г. лодка получила приказ выйти в патруль к побережью Норвегии. В ночь с 20 на 21 июня при зарядке аккумуляторов, примерно в полночь, наблюдатель заметил впереди по курсу силуэт неизвестного корабля.

 

В полной темноте корабль обнаружили по пенному следу около носа, опознали его как подводную лодку, которая стала уходить в воду. Поэтому старший помощник командира капитан Болеслав Романовский сразу же пошел на таран, другого решения не оставалось. Лодка ударила чужую субмарину в районе только что скрывшейся в воде рубки. Удар оказался очень сильным, "Wilk" получил много различных повреждений и со скоростью 3 узла еле дошел до базы. После войны оказалось, что немцы в этом районе своих лодок не теряли, зато в соседнем секторе пропала без вести голландская субмарина 0-13. Утверждать абсолютно точно, что именно она стала жертвой тарана сложно, но вероятность такого исхода событий очень велика. В этом случае никто, не станет обвинять польского подводника, но судьба расчиталась с ним довольно жестоко, именно он командовал польской лодкой "Jastrzab", о потоплении которой упоминалось ранее.

Американцы так же приложили руку как к своим, так и к союзным лодкам.

8 октября 1943 г. на подходах к Панамскому каналу у порта Колон немецкая лодка 1М24 выставила 15 мин. Американцы засекли факт присутствия лодки и выдали оповещение авиации.

 

Еще 6 октября из базы Нью-Лондон в Тихий океан вышла новая подводная лодка SS-248 "Dorado", следуя через Панамский канал. 12 октября с базы в Гуантанамо на Кубе вылетел американский самолет "Маринер", пилот которого имел оповещение о немецкой лодке.

 

Летчик нес противолодочную охрану конвоя, шедшего из Гуантанамо в Тринидад. Через некоторое время он обнаружил подводную лодку и, не получив ответа на опознавательный сигнал, сбросил глубинные бомбы. Сам летчик посчитал атаку неудачной, она состоялась в Мексиканском заливе недалеко от Кубы. Тем не менее бомбы оказались прицельными. Погибла именно американская лодка со всем экипажем. Еще через два часа тот же пилот встретил действительно U-124, которая отбилась от самолета зенитным огнем и плавала еще год до июля 1944 г.

 

В том же месяце 8-го числа в Атлантике американская авиация ошибочно потопила французскую лодку "Perle", воевавшую на стороне союзников. Конечно при таком размахе боевых действий, который вела американская противолодочная авиация, две ошибочные атаки, это не очень большой процент, хотя погибшим от этого не легче. Каждая ошибка вызывалась стечением ряда обстоятельств, так произошло и на Тихом океане через 3 месяца, правда авиация в той истории играла не главную роль.

 

21 сентября 1944 г. лодка SS-197 "Seawolf" вышла с базы Брисбейн в Австралии на 15-й военный патруль. 29 сентября она зашла на заправку в порт Манус на островах Адмиралтейства и пошла дальше в район Молуккских островов, где на восточном побережье Самра должна была произвести высадку 17 человек военного персонала с грузом. Субмарина выполняла операцию по доставке разведывательной партии на остров, занятый противником.

 

3 октября в 07.56 лодка обменялась сигналами с другой лодкой SS-176 "Narwhal". В том же районе, где произошла встреча, недалеко от острова Моротаи, находилась оперативная группа 7 флота, поддерживающая операции против Моротаи. В нее входили эскортные авианосцы "Midway" и "Fanshaw Вау" в сопровождении эскортных эсминцев "Shelton", "Richard М.Rowel", "Eversole" и "Edmonds".

 

По случайному совпадению через несколько минут после контакта двух американских лодок оперативная группа подверглась атаке японской субмарины Ro-41 (капитан-лейтенант Шиизука), которая торпедировала "Shelton", и он вскоре затонул. Место атаки находилось е 20 милях от позиции "Seawolf". "Rowel" установил гидроакустический контакт и провел атаку подводной цепи* не добившись каких-либо видимых результатов. В 11.30 два самолета "Авенджер" с авианосцев вылетели на противолодочный поиск и вскоре обнаружили лодку, сбросив на нее бомбы, так как сигнала опознования не получили, К месту контакта полным ходом устремился “Rowel" и в 13,10 нащупал гидролокатором цель.

 

Горя желанием отомстить за товарищей, моряки эсминца произвели пять залпов из бомбомета "Хеджехог" и одну атаку глубинными бомбами. После второго залпа с глубины пришел гидроакустический сигнал, не похожий на сигнал опознования свой - чужой, и его проигнорировали и атаки продолжили. В воде произошли 4-5 взрывов от прямых попаданий и на поверхность начали всплывать обломки. Так погиб "Морской Волк". Основной причиной ошибки стало и совпадение по времени, и то, что командование флота не успело передать командиру авианосной группы о местонахождении подводных лодок. Обеспокоенное возможностью ошибки, оно срочно провело сеанс радиосвязи с субмаринами, но из 4-х откликнулись только три.

 

К сожалению, кроме лодки В-1 советский флот потерял от самостоятельных действий еще несколько своих лодок.

 

Первый же выход Черноморского флота окончился трагедией. В первый день войны, 22 июня в 16.30 в западную часть Черного моря к румынскому побережью вышла лодка 1-й бригады - Щ-206 капитан- лейтенанта С.А.Каракая. 26 июня отряд легких сил флота, лидеры "Харьков" и "Москва" нанесли артиллерийский удар по порту Констанца. На отходе, в 6.45 лидер "Харьков" подвергся атаке подлодки. Вскоре в охранение корабля вступил эсминец "Сообразительный". В 7.30 последовала еще одна атака и три торпеды прошли рядом. Эсминец "Сообразительный" в годы войны заслужил Гвардейское звание и известен еще тем, что не потерял из экипажа ни одного человека убитыми или ранеными, что, конечно, говорит о высоко профессиональной подготовке экипажа. Здесь это мастерство, к сожалению, так же проявилось. Корабль точно накрыл бомбами место залпа. На воде появилось масло и обломки.

 

Наши моряки считали, что потопили румынскую лодку "Delfinul", но она, хотя и действительно находилась примерно в этом районе, повреждений не получила и уже в начале июля вышла в боевой поход к Новороссийску*. Щ-206 не была оповещена о выходе наших кораблей к Констанце, а ее задачей было топить все корабли, выходящие из порта. Вероятно Каракай посчитал наш лидер румынским эсминцем типа "Regele Ferdinand!".

 

Эти корабли строились в Италии и внешне в некоторой степени походили на лидеры типа "Ленинград", на которых тоже отразилось влияние итальянской корабельной архитектуры.

Через два дня чуть было не случилась ошибка на Балтике.

 

28 июня возвращавшаяся с моря Л-3 прошла через позицию 04. Капитан-лейтенант С.Д.Абросимов опознал свою лодку только перед залпом» Наши надводные корабли в ходе войны неоднократно атаковали свои лодки, и, к счастью, видимо, ни одна атака не завершилась "успехом", сомнение вызывает один случай.

23 апреля 1942 г. лодка Северного флота Ш-401 капитан-лейтенанта А.Е.Моисеева потопила транспорт "Steensas", донесла о израсходовании боезапаса и следовании в базу, до которой ходу было 1 - 1,5 суток» В ночь на 24 апреля из маневренной базы Пумманки в море на свободную охоту вышли торпедные катера ТКА-13 и ТКА-14 (ст. лейтенант Б.Ф.Химченко и капитан-лейтенант М.И.Моль). В Ва- рангер-фиорде катера обнаружили подлодку в надводном положении. Катерники имели строгий приказ не атаковать лодки, так как в море находились наши "малютки". Однако встреченная лодка была явно не маленькой, она стала подавать световые сигналы и дала сблизиться катерам на дистанцию 150 м, только после этого стала уходить под воду с дифферентом на нос. Катер Куксенко дал ход и сбросил бомбы над носом и рубкой, когда корма еще оставалась на поверхности. Химченко выпустил две торпеды и приготовился к бомбометанию, но первая серия бомб дала такой взрыв и выброс обломков, что в гибели лодки сомнений не осталось. Командир звена и командиры катеров награждены орденами Красного Знамени. Однако затем выяснилось, что немецкий флот в том районе лодок не терял. Определенные сомнения вызывает и тот факт, что лодка не погружалась, подпуская катера в упор и пытаясь подавать сигналы. Как бы то ни было, а Щ-401 в базу не вернулась.

 

Последней лодкой, погибшей от своих, стала одна из старейших лодок Северного флота Щ-402. 17 сентября 1944 г. она вышла в море под командой капитана 3 ранга А.М.Каутского. Через 2 дня в район порта Гамвик у норвежского побережья полетели на свободную охоту торпедоносцы 36-го и 9-го гвардейских минно-торпедных полков ВВС СФ. Командир одного из "Бостонов" капитан Протасов в 6.42 обнаружил в 5,5 милях севернее упомянутого порта подводную лодку. Экипаж не был оповещен о запрещении атаки лодок в этом районе, хотя штабу ВВС дважды сообщали об этом. Протасов точно попал торпедой в лодку. Почему опытный подводник Каутский утром находился на поверхности вблизи вражеского порта осталось не ясным.

 

Таким образом союзники в результате ошибочных действий лишились целой флотилии подлодок: Англия - 2, Польша - 1, Голландия - 1, Америка - 2, Франция - 2, СССР - 3 или 4.

 

Флот стран "Оси" вел войну в основном против торговых судов, поэтому риск ошибки несомненно был меньшим, тем не менее они происходили. В ходе подготовки к боевому использованию многочисленного своего подводного флота немцы потеряли много лодок, столкнувшихся друг с другом или кораблями обеспечения, но только в суматохе последних дней войны случилась непоправимая ошибка.

 

Лодка U-235, после того как получила в мае 1943 г. сильные повреждения в Киле от бомб союзной авиации, переведена в разряд учебных. 14 апреля 1945 г. она потоплена в проливе Каттегат ошибочной атакой своего миноносца Т-17. Немецкий подводный флот активно действовал во всех районах Мирового океана, но ни одна лодка не потопила свою торпедами. Правда, не совсем ясно., как квалифицировать случай с французской лодкой "Sfax".

10 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 19 - "Начинание Атиллы", в нем он предписывал недопустить переход кораблей Франции из метрополии на сторону неприятеля. 19 декабря 1940 г. около Касабланки лодка U-37 торпедировала французскую лодку. Командир "немки", капитан-лейтенант Клаузен вероятно посчитал, что лучшим выполнением директивы будет уничтожение любой французской лодки, хотя бы и оставшейся нейтральной, под контролем правительства Виши. По некоторым источникам - лодка считалась действующей на стороне союзников. Зато абсолютно бесспорно ошибочным потоплением явилась атака итальянской лодки 8 октября 1940 г. В тот день в Средиземном море на подходах к порту Хайфа итальянская субмарина "Jemma" стала целью для торпед своей же лодки "Trishero".

 

Вероятно, один из кораблей зашел в зону патрулирования другого, а боевой опыт у итальянских подводников еще не был велик.

 

Таким образом, немцы и итальянцы сократили свой флот на две или три лодки. Всего во Второй Мировой войне потоплено ошибочными атаками примерно 15 лодок, что вдвое больше, чем в Первой Мировой войне, но общий процент потерь снизился, В войне погибло немногим более 1000 лодок, поэтому этот процент равен примерно 1,5. Конечно, без сомнения, не все случаи стали известны, есть случаи подрыва на своих минах и т.д. Подводные лодки часто не просто гибнут, а пропадают без вести, поэтому иногда их обстоятельства гибели так и не становятся известными даже после прошествия многих лет. Наверное, многие из них не станут известны никогда.

 

Подводные лодки всех стран мира, потопленные ошибочными атаками

Дата

Название и принадлежность

Район

Причина

21.7.15

U-7, Германия

У Голландского побережья

Торпеды лодки U-22

10.3.17

"Alberto

Средиземн. море

Таран артогонь

 

Gugliemotti",

около острова

английского

 

Италия

Сардиния

шлюпа "Cuclamen"*

16.9.17

G-9,

Англия

Северное море

Таран

англ, эсминца "Petard"

 

 

 

 


Продолжение

Дата

Название и принадлежность

Район

Причина

15.3.18

D-3, Англия

Ла-Манш

Французский дирижабль "Ато"

17.4.18

Н-5, Италия

Северная Адриатика Торпеды английской лодки Н-1

18.10.18

J-6, Англия

Северное море

Артиллерия английского корабля ловушки "Cymric"

10.9.39

"Oxley",

Англия

Норвежское

побережье

Торпеды английской лодки "Triton"

20.6.40

0-13, Голландия "

Таран польской лодки "Wilk"

8,10,40

"Jemma",

Италия

Средиземное море Торпеды лодки "Trishero" ок. Хайфы

19.12.40

"Sfax",

Франция

Атлантический

океан

у Касабланки

Торпеды немецкой лодки U-37

26.6.41

Щ-206, СССР

Черное море, р-н Констанцы

Глубин, бомбы эсминца "Сообразительный"

24.4.42

Щ-401, СССР

Варангер-фиорд

Торп, катера ТКА-13 и ТКА-14

2.5.42

"Jastrzab",

Польша

Норвежское

море

Корабли охранения конвоя PQ 15

11.11.42

"Unbeaten",

Англия

Бискайский залив

Английская авиация

12.10.43

"Dorado",США

Мексиканский залив

Противолодочный самолет

29.12.43

"Protee",

Франция

Средиземное море. Английские корабли

8.7.44

"PerSe",

Франция

Атлантика

Американская авиация

27.7.44

В-1, СССР

Севернее Шетланд, о-ов

Английский самолет

"Либерейтор"

17.9.44

Щ-402, СССР

Норвежское море, р-н Гамвика

Торпедоносец "Бостон"

3.10.44

"Seawolf",

США

Тихий океан

Эсминец "Richard М. Rowel"

14.4.45

U-235,

Германия

Пролив Каттегат

Миноносец Т-17


 



 

Прочитано 6358 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь