Реквизированный подводный флот (подводные лодки Турции во Второй Мировой войне)

Опубликовано в Историк Боженко Петр Владимирович "Субмарины на войне" Понедельник, 15 июня 2015 12:41
Оцените материал
(0 голосов)

Еще во время Первой Мировой войны турецкие моряки при обороне Дарданелл убедились в реальной силе подводного флота. Однако страна, после проигранной мировой войны, пережившая еще и войну с Грецией, была не в состоянии думать о строительстве новых кораблей, едва поддерживая на плаву уцелевшую часть султанского флота.

К началу 30-х гг. положение Турции стабилизировалось, и вспомнили о подводных лодках, которые при своей эффективности не требовали очень больших финансовых затрат. Германия к тому времени еще не вернула себе право строить подводные лодки, но ее лучшие конструкторы перебрались в Голландию, где основали фирму IvS (Инженерная Судостроительная Контора). Эта фирма стала принимать заказы на разработку проектов и постройку подлодок от всех желающих. В Испании на верфи "Echevarrietta у Larrinaga" с 1929 по 1932 г. построена по чертежам фирмы IvS лодка Е-1, или "Echevarrietta". Получив определенный опыт, конструкторы пошли дальше, испанцы решили не приобретать лодку, так как у них шла постройка лодок серии D по лицензии американской фирмы "Holland". Осматривать лодку приезжали специалисты многих стран, в том числе и из СССР. Тогда и был заказан проект лодки, положенный в основу создания наших лодок IX серии (типа "Сталинец"). Наконец, в 1934 г. готовую лодку приобрела Турция, переименовав ее в "Gur". Вообще турки старались заказывать лодки во многих странах: две построены в Голландии в 1927 г. по проекту опять же IvS, две в 1931 г. приобретены в Италии.

В 1935 г. по англо-германскому морскому соглашению немцы вернули себе право постройки подводных кораблей и здесь-то и пригодился опыт IvS. Убедившись в хороших качествах купленного корабля, Турция заказала теперь уже непосредственно в Германии сразу 4 подводные лодки. Из них одна должна была строиться в Турции под немецким наблюдением. Лодки относились к двум разным типам. В 1936 г. заказаны две лодки, подобных немецкой субмарине IX типа, еще одна такая же лодка строилась в Стамбуле. Верфь Германия в Киле выполнила заказ, и в 1938 г. "Atilay" и "Saldiray" пополнили турецкий флот, правда первая уже в 1942 г. погибла на учениях в проливе Дарданнелы, последняя, третья лодка закончена постройкой в Турции в 1939 г.

 

Еще одна лодка, строившаяся по заказу 1937 г. — "Batiray", как и "Gur", была вариантом немецкой океанской лодки типа I.

 

Водоизмещение 1128/1284 т, длина 86,6 м ширина 6,8 м, осадка 4,12 м. Скорость 18/8,4 узла. Вооружение 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 12 торпед, одно орудие 105 мм, 2x20 мм, 40 мин.

 

С началом Второй Мировой войны почти готовую лодку 20 сентября 1939 г. реквизировали и зачислили в германский флот под названием UA. Эта субмарина участвовала во многих компаниях, имела победы, но поскольку все-таки была нестандартной немецкой с 1942 г. она больше служила для учебных целей. 2 мая 1945 г. последний командир UA обер-лейтенант граф фон-унд-цу Арко-Зинненберг затопил свой корабль в Киле. Позднее лодку подняли, но не восстанавливали.

 

Не надеясь только на Германию, Турция в марте 1939 г. заказала еще 4 подводные лодки в Великобритании. Это были корабли среднего класса, их проект базировался на очень удачной английской лодке типа S. Разница заключалась в небольшом уменьшении размеров и сокращении на один числа торпедных аппаратов.

Компания "Vickers Armstrong" на своей верфи в Barrou in Firners быстро начала реализовывать полученный заказ.

 

Характеристики кораблей следующие:

 

Водоизмещение 683/856 т, длина 61,4 м, ширина 6,8 м, осадка 3,6 м, скорость 13,7/8,4 узла. Вооружение — 4 носовых торпедных аппарата и один кормовой вне прочного корпуса, 9 торпед, одно орудие 102 мм. Лодки получили названия: "Oruc Reis", "Murat Reis", "Burak Reis" и "Uluc Ali Reis".

 

После начала Мировой войны и эти лодки постигла та же участь: они были реквизированы английским военным флотом и переименованы в Р-611, Р-612, Р-614 и Р-615 соответственно. Две первые лодки спущены на воду в июле 1940 г. и после непродолжительного использования при обороне метрополии в 1942 г., совершив с английскими командами опасный переход через все Средиземное море, прибыли в Турцию и переданы заказчику. На двух последних лодках можно было внести необходимые изменения, приблизив их к стандартам английского флота, в частности на лодках поставили торпедные аппараты, способные стрелять английской торпедой Мк-8, кормовой аппарат заряжался торпедой Мк-10. Эти переоборудования позволили использовать лодки как тренировочные лодки "Ройял Неви". В октябре-ноябре 1940 г. лодки сошли на воду, и когда две первые "турчанки" отправились домой, две последние пошли в Западную Африку, в район Фритауна (Сьерра-Леоне). Там они изображали немецкие лодки для тренировки экипажей противолодочных кораблей, базирующихся поблизости.

 

В начале 1943 г. Адмиралтейство решило одну из этих лодок направить в район Маллакского пролива, на поддержку голландских субмарин, патрулирующих в этом районе.

 

17 апреля 1943 г. Р-615 под командой лейтенанта С.Ламберта покинула Фритаун и двинулась в ганский порт Такоради, под эскортом одного лишь моторного тральщика ММ-107. Утром следующего дня "конвой" встретил торговое судно "Empire Bruce" и сблизился с ним для опознания. Любопытство оказалось роковым. За "купцом" уже наблюдала немецкая лодка U-123 обер-лейтенанта Хорста фон Шрё- тера. Теперь он быстро выбрал более интересную цель и около 8 утра атаковал Р-615 торпедой, которая прошла мимо. Атаку заметили с эскортного корабля и сообщили на лодку, но лейтенант Ламберт не поверил в достоверность донесения, к тому же связь была плохая, и приказал следовать дальше. Шрётер командовал большой океанской лодкой с июля 1942 г. и обладал достаточным опытом, чтобы разобраться в ситуации и рискнуть повторить атаку. К тому же был еще один фактор, подталкивавший его к более активным действиям. Два предыдущих командира U-123 - капитан-лейтенант Карл Мёле и капитан-лейтенант Рейн Хардеген получили за заслуги “Рыцарские кресты". Без сомнения и Шрётеру хотелось достигнуть такого результата, а потопленная субмарина явно приближала его к заветной цели.

Примерно через час после первой атаки, в 9.05 снова сработали торпедные аппараты немецкой лодки и теперь не зря. Две торпеды попали в правый борт в район боевой рубки Р-615 и она мгновенно затонула со всем личным составом.

 

Шрётер неуклонно шел к заветной цели, он не успокоился на достигнутом, через несколько часов догнал и потопил "Empire Bruce". Немецкий подводник добился желаемого и 1.06.1944 г. получил "Рыцарский Крест" и чин капитан-лейтенанта, В этом отношении U-123 можно назвать абсолютным рекордсменом Кригсмарине, шесть офицеров этой лодки удостоены такого высокого отличия. За Р-615 осталась сомнительная слава последней английской лодки, потопленной немецкой субмариной. U-123 пережила надолго свою жертву. 18 августа 1944 г. лодка попала в Лориане под налет союзной авиации и затонула. Позднее ее подняли французы и вывели в состав своего флота под названием "Blaison", прослужила лодка до 1955 г.

 

Последняя лодка "реквизированного флота" — Р-614 до конца войны изображала из себя "живую мишень" для противолодочных кораблей, а в декабре 1945 г. благополучно прибыла в Турцию и передана заказчику. Так закончилось невольное участие турецкого подводного флота во Второй Мировой войне. Остальные подводные лодки собственно турецкого флота "вступили в войну” против Германии в феврале 1945 г., когда боевые действия на Черном море давно закончились.

Прочитано 4330 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь