В нашей базе был плавучий кран ПК-150. Уникальное сооружение. Его построили немцы на Крупповских заводах для линкора «Тирпиц», для него же был построен и док. Половину от него ушло на металлолом, а половину поставили в судоремонтный завод в Росляково для докования больших подводных лодок. В нем, кстати, поднимали «Курск».
Кран этот стоял у девятого пирса и был предназначен для погрузки торпедного и ракетного оружия.
Команда состояла из матросов срочной службы, а командиром был мичман. И жили они на этом кране и кормились и все прочее.
Для того, чтобы не ходить в береговой гальюн, команда изобрела свой. Был он сделан из металлических листов, а каркасом служили могучие швеллера. Все сооружение было надежно приварено к концу пирса.
Кроме наших лодок под погрузку к крану иногда приходили МРК - малые ракетные корабли из Гранитного. У них были ракеты «Малахит», такие же, как на наших лодок 670М – проекта.
А вообще катерники, а МРКшники к ним тоже относили себя, были ребята лихие. Базировались они на Гранитный, как я уже говорил. А если Север-это жопа, то Гранитный – это одна из ее дырок.
Добираться туда было сложно из Мурманска, снабжение минимальное, и развлечений вообще никаких, кроме алкоголя. По - этому поход в нашу базу, под погрузку, для них, можно было сказать, был праздник.
И естественно, они всегда стремились продемонстрировать нам подводникам свою военно-морскую лихость. Промчаться по губе Западная лица полным ходом, разводя волну, подудеть своими звуковыми средствами сигнализации, повонять солярочным выхлопом и тому подобное.
Орлы, одним словом!
Однажды, будучи в доке в Росте встретил одноклассника по училищу, который служил в Гранитном на ракетном катере. Так они прибыли в Мурманск по очень важному делу, они прибыли за пивом. Что и говорить – лихие ребята.
Вообще швартовка боевого надводного корабля – это незабываемое зрелище. И как швартуется корабль, судят об уровне подготовки его экипажа и о классе Командира.
Будучи курсантами на практике в Севастополе на Большом противолодочном корабле довелось наблюдать такую картину. Мы вышли в море в составе двух одинаковых больших противолодочных кораблей встречать Командующего Болгарского военно-морского флота на таком же, корабле с целой делегацией высокопоставленных болгар на боту идущих в Севастополь . Их везли на празднование Дня Военно-Морского флота СССР.
Картина получилась такая. Наш корабль на полном ходу заходит носом в Южную бухту, затем дает полный назад, задним ходом идет к минной стенке и, когда до причала остается метров десять дает полный вперед. Бурун, на стенку летят швартовые и тут же сбрасывается трап, по которому небрежно сходит командир.
Наш исполнил все безупречно. Следующим маневр начал выполнять болгарин. Но, наш, то у своего причала как в любимых старых домашних тапках, а болгарин чего - то не учел. Полный вперед в Южную бухту исполнил и назад тоже исполнил, но затормозить во время не успел, врезал задницей от души по Минной стенке и только потом дал полный вперед. Бурун выдул из - под стенки вековое говно, мазут, ил и все это хозяйство влетело на ют, где стояли готовые к сходу на берег болгарские товарищи при полном параде. Затем им добавил еще второй корабль почетного конвоя, который ошвартовался так же лихо, как и первый наш БПК, только с другого борта Болгарина. Вышло не запланированное купание. Так вот бывает при швартовке.
Вернемся к нашему рассказу.
Был тихий зимний вечер, а может быть полярный день, не помню точно. Звезды, небо чистое, снег не идет. Красота, одним словом.
И вот под рев сирены, полным ходом с буруном за кормой в губу Западная Лица врывается малый ракетный корабль. Проходит на полном ходу вдоль всех причалов, к которым пришвартованы наши Пароходы, разгоняя накопившийся в воде мусор и раскачивая плавпирсы вместе с привязанными к ним лодками, полным ходом прет в сторону осушки, там, где губа заканчивается.
Не доезжая до девятого причала с плавкраном и не снижая хода, резко поворачивает налево с явным желанием произвести лихую швартовку левым бортом к пирсу и носом к плавкрану.
Все классно! Но, малость, не рассчитали, а вернее не учли наличие металлического гальюна на оконечности пирса.
Как консервная банка под тесаком начинает рваться левый борт Малого ракетного корабля со скрипом, скрежетом и искрами. Сортир был построен надежно, крепкий сортир сработали бойцы с плавучего крана ПК-150. Воина, справляющего нужду в это время, даже не сдернуло с насеста, только открылась дверь.
В длинную дырищу в борту видны койки, перепуганный личный состав и суета и паника!
Дело этим не заканчивается. По лихому сценарию необходимо дать полный назад и набросить веревки на кнехты пирса. Но скрежет и хруст отвлекли внимание лихого капитана, все судоводы этого корабля побежали смотреть, на крыло мостика, что там хрустит по левому борту. Они так обалдели, что даже забыли сыграть аварийную тревогу И по сему команду на задний ход дали, с опозданием, вернее дали тогда, когда лихой корвет со всей дури въехал в плавучий кран носом.
Крану хоть бы хны, даже не качнулся и куда там нашей железяке против крупповской клепаной стали.
Короче говоря швартовка закончилась дырой метров 10 в левом борту и смятым в металлолом носом многострадального кораблика. Все были счастливы, что никого не покалечили и не поубивали.
Боец из сортира спокойно закончил свое не легкое дело и удалился на кран.
А мы, наблюдавшие это увлекательное зрелище с мостика своей лодки, порадовались за братьев надводников, что не свернули они влево чуть раньше. Если бы повернули чуть раньше, то они так бы и наделись на наш винт и линию вала. Их не видно из- под воды, от хвостового стабилизатора все это хозяйство уходит под воду метров на десять.
Есть такая поговорка «Везет дуракам и пьяницам» ребятам с МРК повезло вдвойне.