О грустном...

Опубликовано в Владимир Бойко "Байки от Бойко" Понедельник, 07 июня 2010 09:17
Оцените материал
(9 голосов)
…Не всегда так весело в этой жизни, как хотелось бы. Не служил бы я на флоте, если бы не было смешно — такая вроде поговорка ходит среди нас? Вспомнилось трагическое, хотя каждый из нас, прослужив более 15-20 лет на флоте, всегда сталкивался с экстремальными и аварийно-трагическими ситуациями. И дней рождения у большинства из нас по два-три. У меня — три, основное в январе, когда на свет появился, остальные в июле и августе ( пожар в отсеке и поступление забортной воды с хреновыми последствиями, но выжил, значит родился заново).

1982 год. До конца автономки ( боевой службы ) трое суток. Сегодня наша боевая смена готовит пельмени на весь экипаж. Я подошел под самый конец, сел рядом с Володей Рыбальченко ( ИГДУ, командир 8 отсека), слепил десяток пельменей, попал на фотоаппарат ЗКПЧ и появился на фото в стенгазете, как самый ярый ударник коммунистического труда по лепке пельменей. Действительно, надо вовремя оказаться в нужном месте.

Ночью получили радио: вам коридор глубиной 120 метров, скорость 24 узла и все это на оставшиеся трое суток. КДД и механик садят меня на Пульт ГЭУ бессменно на все это время ( мол больше опытнее нет никого), я выжимаю из обоих установок все возможное и невозможное, и мчимся через Фарреро-Исландский рубеж как та «Катти Сарк».

Перед обедом ( а питание мне на Пульт и приносили!) в 8 отсеке вырывает прокладку циркуляционного насоса главного конденсатора. Вода в отсек, всплывать нельзя, насосы с откачкой не справляются, запустили все насосы ГОН, да еще два насоса ракетчиков на осушение восьмого. Только тогда вода начала держаться в трюме 8 отсека на пайолах постоянно и при круглосуточной работе насосов.

Так прошли трое суток. По просьбе механика командир принимает решение при всплытии на перископную глубину ( давление забортной воды спадет) заменить разорванную прокладку циркуляционного насоса. Всплываем на перископ. Механик дает команду при падении давления заменить прокладку. Давление забортной воды упало, но все равно вода просачивается. Механик ( сын степей ) дает команду создать противодавление в отсеке и работать дальше. Создали давление 0.8. Вода не поступает. Заменили прокладку.

У меня на пульте начинают скакать все приборы по конденсатно-питательной системе, грозя сбросить АЗ реактора. Все это от избыточного давления в 8 отсеке. Механик дает команду запустить компрессора на снятие давления из восьмого. Запустили. Не справляются. Дает он следующую глупейшую команду — в восьмом открыть переборочную дверь между 8 и 7 отсеками, стравить давление. Старший лейтенант Рыбальченко и матрос Мухамметдинов открыли ее со второго раза, пользуясь рычагом. О том, что не могут открыть переборку, Рыбальченко докладывал в ЦП. Открыли и улетели в седьмой. Тела их превратились в мешок костей. Вот так они и погибли за сутки до возвращения в базу.

Подумал бы своей головой мех и не давал бы эту команду, на открытие переборочной двери, явившуюся смертным приговором ребятам. Механика совесть не мучила. На партсобрании долго искали виноватого, пока я не встал и не сказал «Хватит. Виновен в гибели ребят командир БЧ-5 капитан 2 ранга Мустафин. Вот его и посылайте сопровождать «Груз-200». Сил у меня больше не хватало ни на что и я прямо после своих слов ушел с партсобрания, не ожидая его завершения. Через полчаса догнали меня мичмана и офицеры экипажа и выражая слова благодарности за то, что я один из сорока членов КПСС лодки сумел сказать правду в лицо, увели поминать погибших.

Может быть за это мне НачПО два года препятствовал назначаться на штатную должность помощника командира атомной подводной лодки? А механика наказали: отправили продолжать службу старшим военпредом в Башкирию ( его родина ).
Прочитано 9914 раз
Другие материалы в этой категории: « Люлька О грустном, но не очень... »

  • Лазарев
    Лазарев
    Суббота, 18 октября 2014 18:40

    Это трагическое событие послужило хорошим уроком другим подводникам. Точно такой случай произошел на РПК СН К-395, командир капитан 2 ранга Лазарев. Только случилась авария в 9 отсеке, на глубине 160 метров и ПЛ шла под одной линией вала в десяти бальный шторм (высота волны 20 метров). Тот же насос, , та же прокладка. Борт обесточивается, срабатывает защита ректора. Лодка теряет ход. До побережья Бермуд всего 50 миль, всплывать нельзя. Пока переходили под электродвигатели, лодка начала проваливаться. Остановились на 200 метрах и начали всплытие на 40 метров под ГЭДами. Лодка много приняла воды и была тяжелая, вода продолжала поступать. Одновременно вводилась ГЭУ второго борта. Насосы не справлялись откачкой воды. Дифферент на корму юыл критическим. Пришлось дать воздух в отсек. И только при 4 кг/см кв. поступление воды прекратилось. Температура в отсеке 90 градусов. Перед этим разгерметизировали все цистерны чтоб избежать их разрывов и пожаров. Силами двух человек устранили течь заменили прокладку. Помня аварию, о которой написано, мы выставили по два человека на переборках чтоб ни кто не мог их открыть до снятия давления. Давление снимали 12 часов чтоб не допустить азотного отравления и кесонной болезни людей в аварийном отсеке. Через 12 часов давление было равно давлению в смежных отсеках. Разгерметизировали отсек, и только потом была дана команда на открытие переборок. Весь личный состав поздравлял героев, мичмана и матроса. Позже они были представлены к правительственным наградам, а подводная лодка продолжила решение задач боевой службы. По прибытию в базу на лодку прибыл главный штаб ВМФ под руководством главного механика ВМФ Алпатовым. Никаких нарушений руководящих документов не выявлено и отмечены решительные и правильные действия всего экипажа. Но я уверен, что во многом нам помог опыт других экипажей, которые оказывались в аварийных, экстремальных ситуациях. Мы знали про этот случай и в какой то мере обязаны погибшим своей жизнью.

    Пожаловаться
  • Александр
    Александр
    Суббота, 03 декабря 2011 17:46

    Всё, что произошло в автономке 1983 года на РПК-СН К-418 пр.667АУ под командованием кап.1р. Соколова - осталось в моей памяти на всю жизнь.
    Сам я с К-245 (Попова-Зверева), на К-418 был прикомандирован на срок БС.

    Пожаловаться
  • Александр
    Александр
    Среда, 30 ноября 2011 18:28

    2 июня 1983 года на РПК СН К-418 со вторым экипажем К-426 произошла авария -(8 отс). унесшая жизни старшего лейтенанта Рыбальченко В.В. и старшего матроса Абдулаева (Махачкала).ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ! После, как в сказке назначили и наказали виновных и все всех устроило...

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь