Вадим Кулинченко
Кто такие «шаманы» флотским людям объяснять не надо, а для не флотских поясню- шифровальщик. Заведование, если можно так назвать интеллигентное, но очень ответственное. Моряки, которые связаны с железом, воздухом и водой, реактором и турбиной, не зная их специфики работы, много баек посочиняли про этих, столь необходимых специалистов во всяком военном деле, не только флотском. Завидуют им по двум или трём причинам: в заведовании находится один небольшой сейф-ящик; второе - небольшой объект приборки, только командирская каюта; и главное- он несёт «односменку», всегда на вахте один и спит, когда возможно. Но это только видимая часть жизни «шамана» для непосвящённых. На самом деле должность весьма трудная.
Есть одна проблема в их деле, которую не могут решить до сих пор. На вид самая
простая - уничтожение шифромашин и бланков так, чтобы и кусочка не осталось. Если
Вы имеете достойную идею - смело выходите с нею в Академию наук и патент Вам
обеспечен....
В наше время основным ликвидатором спец секретов была, да и сейчас остаётся, кувалда, по-флотски этот «прибор» именовался «кувалдометр», в этом убедился сам Президент. Инструмент не заменимый, как и лом, во всех делах и отношениях. Он всегда находился при хозяине сейфа. Сила есть - ума не надо!
Эти кувалды были своего рода сувенирами для отслуживших свой срок службы «шаманов». За 4-3 года службы такая кувалда отполировывалась до зеркального блеска и содержала столько надписей служебно-специального эпоса, что была памятью моряку на всю оставшуюся жизнь. Новый, принимающий дела «шаман» с завистью мог только посмотреть на этот «прибор», вздохнуть и искать новый, чтобы к концу своей службы сделать подобный или даже лучший шедевр.
Такой предмет мог бы украсить любой флотский музей, но, к сожалению, во-первых
- сегодня не модно музейное дело, а во-вторых - такие экспонаты становятся семейными реликвиями.