Первый опыт передачи нашей ПЛА в аренду ВМС Индии

Опубликовано в Капитан 1 ранга Темнов Виктор Петрович Среда, 23 ноября 2011 14:48
Оцените материал
(1 Голосовать)

В конце 1990 года закончился контракт с Индией по эксплуатации нашей подводной лодки «К-43» проекта 670, индусы называли ее «Чакрой», в переводе – вечно вращающееся колесо. В конце декабре 1990 года я с экипажем кап. 2 ранга Петра Арзамазова убыл принимать от индийского экипажа нашу лодку.

Подводная лодка «Чакра» прибыла в б. Малый Улисс г.Владивосток перед самым Новым 1991 годом.

Подводная лодка была в хорошем состоянии, ухоженная, практически вся автоматика механизмов корабля работала безупречно. Это результат постоянно проводимого регламента по ремонту и содержанию подводной лодки в полном объеме, рекомендованного ее изготовителем, чего не имели и не имеют на сегодня наши современные подводные лодки. Когда экипаж ВМС Индии покидал подводную лодку, некоторые из них плакали и молились за нее и ее будущее. Она стала им родной. Они благодарили нашу Родину за прекрасный надежный и мощный корабль. В разговоре с командованием индийского экипажа они изъявили желание взять у нас в аренду пла 3-го поколения пр. 971. Мы им ответили, что это нереально, и наше правительство на это не пойдет, так как это - лучшая, на сегодня, многоцелевая наша пла, не уступающая американской пла типа «Лос-Анджелес».

Не прошло и 14 лет, как это событие произошло. С 2004 года в УЦ ВМФ г. Сосновый Бор мы начали подготовку 2-х экипажей ВМС Индии для передачи им в аренду одной из строящихся пла пр. 971.

Мы с экипажем Арзамазова успешно приняли от индусов и перевели пла «Чакра», т.е. уже «К-43», на Камчатку в состав 42 дивизии. Доложили командованию флотилии о хорошем состоянии пла и предложили использовать ее в боевой подготовке 10-й и 42-й дивизии, но командование Флота и флотилии поставили лодку в «отстой», а затем она была списана. Причина – недоверие к состоянию пла после ее аренды ВМС Индии. Было очень жаль, что мы «потеряли» хорошую и надежную, на мой взгляд, подводную лодку.

Хочется еще вспомнить и сказать несколько слов о нашем вернувшемся из Индии экипаже кап. 1 ранга Теренова Александра Ивановича, который страховал и учил индийские экипажи и успешно справился с этой боевой задачей. Об этом можно прочитать в интересной и познавательной книге кап. 1 ранга Теренова А.И. « Хождение за три моря». Экипаж Теренова В.И. тоже прибыл во Владивосток вместе с семьями, которые прилетели на самолете. Заканчивался 1990 год, был разгар перестройки, так называемого «смутного времени». И они из относительно благополучной капиталистической страны Индии, где у них не было проблем с жильем, с выбором продуктов питания, с денежным довольствием и т.д., прибыли в холодный зимний Владивосток, продуваемый ледяными ветрами, где их не ждали. И пошли сплошные проблемы: жилья нет, зарплаты нет, дефицит продуктов во Владивостоке, детей надо устраивать в школы, надо прописываться, искать работу и т.д. Некоторые семьи были в шоке, кто-то из жен плакал, но надо было перетерпеть этот трудный период в жизни. Чем все это закончилось, не знаю, мы с подводной лодкой «К-43» уже были на Камчатке.

Этот случай с нашей ПЛА «К-43» показателен в отношении и сегодняшних подводных лодок, когда почти новые, прослужившие 10-15 лет подводные лодки уже 3-го поколения списываются в отстой из-за нехватки денег на их техническое  обслуживание и эксплуатацию. Мы вкладываем миллиарды рублей на строительство уникальных кораблей, а деньги на их 35-45 летнюю эксплуатацию не закладываем в военный бюджет! Это большая недальновидность и расточительство, господа, стоящие у власти!

 

Прочитано 4406 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь