Возвращение на Камчатку

Опубликовано в Капитан 1 ранга Темнов Виктор Петрович Среда, 23 ноября 2011 14:41
Оцените материал
(2 голосов)

С прибытием на Камчатку я был назначен СПК на 305-й экипаж. Командиром к нам на экипаж после учебы в академии пришел кап.2 ранга Сысуев Юрий Николаевич, (в настоящее время он адмирал, долгое время был начальником  ВМА им. Кузнецова). Экипаж был боевой и имел уже много достижений в боевой подготовке. Мы быстро подтвердили линейность с новым командиром, выполнили ряд боевых задач и весной 1983 года убыли на МПП, (межпоходовую подготовку), в УЦ г. Обнинска.

В 1982 году командиром дивизии уже был назначен капитан 1 ранга Алкаев Николай Николаевич, (на соединении в народе его ласково называли «дядей Колей»), он был спокойным, доброжелательным, опытным и уверенным в своем л/составе командиром дивизии. Он сменил контр-адмирала Берзина Альфреда Семеновича, который убыл на 6-е ВОК ВМФ начальником кафедры тактики подводных лодок.

Перед убытием в г. Обнинск мне предложили должность командира 379 экипажа вместо убывающего преподавателем на 6-е ВОК ВМФ кап. 1 ранга Суворова Н.М., и я согласился.

23 июня 1983 года на Камчатке произошла трагедия. В б.Саранная во время дифферентовки перед переходом в район выполнения торпедных стрельб легла на грунт, а точнее затонула, пла «К-429» с 379 экипажем на борту под командованием кап .1 ранга Суворова Н.М. Старшим на борту был НШ 10 дивизии Герой Советского Союза кап. 1 ранга Гусев А.А. Никто не мог тогда даже предположить, что это могло случится с опытным командиром и с опытным экипажем. Эта авария несомненно произошла по вине людей, находившихся на этой пла, но при трагическом стечении многих обстоятельств и событий, предшествовавших этому выходу в море. Все это описано в материалах расследования, но полную правду всего этого никогда и никто не узнает, ее унесло с собой море, как и правду о гибели пла «Комсомолец» и пла «Курск». Неблагодарное это дело, сидеть в теплой каюте на берегу и осуждать людей, которые попали в беду и погибли.

Я знаю одно. На «К-429» в момент аварии никто не струсил и выполнил свой долг до конца, даже в минуту смерти. Это подтвердили и мои товарищи,  будущие мои подчиненные по 379 экипажу, которые остались живы, и которыми я затем командовал и ходил с ними в море. Это кап.2 ранга Ледовской Владимир Михайлович – командир БЧ-2, помощник командира кап. 3 ранга Александр Разборский, командир БЧ-1 кап.3 ранга Михаил Краевский и другие.

После подъема пла и похорон 16-ти погибших подводников был суд. Командира 379 экипажа кап. 1 ранга Суворова Н.М. осудили на 10 лет, а командира БЧ-5 кап. 2 ранга Бориса Лиховозова – на 7 лет. Я в то время уже прибыл с обучения из УЦ г. Обнинск в составе 305 экипажа и присутствовал при зачтении приговора. На зачтение окончательного обвинительного приговора были собраны все командиры пла, старшие помощники командиров и командиры БЧ-5 для осознания своей ответственности за исполнение служебных обязанностей и в назидание потомкам. Став командиром 379 экипажа, мы с офицерами экипажа на сколько могли финансово помогали семье Суворовых и ему самому.

Хочется здесь отметить, что еще никто в мировой практике не выводил из затонувшей подводной лодки с глубины 41 метра через ТА ТА,( торпедные аппараты), и АСЛ, (аварийно-спасательный люк), кормового отсека 104 человека! Это грустный, но все же – опыт.

Но жизнь есть жизнь, и боевая деятельность 10-й дивизии продолжалась по годовому плану. Подводные лодки выходили в море на БП, готовились и выходили на боевые службы, которых было спланировано немало.

Прочитано 6163 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь