5.1. Матросы и старшины

Опубликовано в 5. Мои сослуживцы Среда, 28 апреля 2010 13:06
Оцените материал
(2 голосов)

Когда я пришел служить на дизельную подводную лодку в 1961 г. на должность  командира рулевой группы, то попал в непростую обстановку. Все шесть рулевых – сигнальщиков, моих подчиненных, были специалистами 1 класса, служили по последнему году и были старше меня по возрасту, имели 7 классов образования. В море все рулевые  располагались в 7 отсеке, где создали как бы свою «республику», подчас  не выполняя мои распоряжения. Передо мной стоял один вопрос, как подчинить их и заставить выполнять мои приказания.  Командир лодки капитан 2 ранга Кодес А.А. был настроен против меня, и я все время чувствовал эту антипатию. Мичман  Н, боцман, старшина команды рулевых – сигнальщиков был «любимчиком» командира и почти полностью игнорировал мои распоряжения.

 

Но вот на подводную лодку  пришел новый старпом капитан 3 ранга N. (фамилию не помню) вместо капитана 3 ранга Важникова Е., который был назначен командиром лодки в Конюшковскую бригаду. Новый старпом обратил внимание на мои проблемы с л/с и решил помочь.

 

Однажды, когда пл отрабатывала задачи БП в надводном положении при  шестибальном  шторме, он вызвал меня на мостик и приказал проверить проведение малой приборки в 7 отсеке. В отсеке  все лежали на койках и не думали работать, а на мои замечания заявляли,  что они готовятся к вахте. Я снова обратился к старпому. Чтобы заставить их работать, он посоветовал перевести управление вертикальным рулем из ЦП в 7 отсек, откуда вручную в шторм физически крайне тяжело управлять лодкой. По команде старпома  управление ВР было переведено в 7 отсек. Первые 15 минут  матросы  спокойно и со смешком выполняли все команды. Постепенно им становилось всё тяжелее управлять ВР. Через  8 часов такой работы они очень устали, но  поняли, что мои приказания выполнять необходимо. Так я добился беспрекословного выполнения моих распоряжений.

 

Прошло 3 месяца, я сдал на самостоятельное управление штурманской БЧ и несение ходовой вахты в должности вахтенного офицера. Ситуация изменилась. У нас сложились  с моряками  хорошие отношения.

 

При комплектовании экипажей атомоходов особое внимание уделялось образованию л/с. В основном матросы имели среднее или средне – техническое образование. Только рулевые – сигнальщики и коки имели семилетнее  образование.

 

Моряки служили срочную службу 4 года, а с 1965 -3 года.

За время службы на подводных лодках мне пришлось командовать многими штурманскими электриками. Я помню всех, но самым исполнительным был матрос Кытьков Анатолий Александрович.  Когда в 1970 г. формировался экипаж рпкСн  «К-236», где я служил командиром БЧ-1, то через отдел комплектования штаба ТОФ я получил разрешение отобрать в учебном отряде подводного плавания  штурманских электриков по своему усмотрению.

 

Одним из них был матрос А. А. Кытьков. Он был призван на воинскую службу тогда, когда его «годки» уже увольнялись. Этот человек прошел тяжелую школу жизни. После окончания техникума в течение трех лет работал мастером – контролером пути на железной дороге. У него было в подчинении около 300 женщин, вышедших из заключения. Молодой парень сумел поставить себя так, что они выполняли его распоряжения беспрекословно. Сразу же по прибытию на лодку Кытьков сдал за две недели зачеты на самостоятельное несение вахты и обслуживание своего заведования ( приборов). За два года мне ни разу не пришлось что – либо  ему указывать. Все он делал с опережением и качественно. Он был очень надежным,  и на него всегда можно было положиться.

 

В 1967 г. на лодку прибыл старшина команды штурманских электриков мичман Пузыня Алексей Иванович, служивший по контракту.  Это был скромный и трудолюбивый человек. Имея за спиной всего 7 классов образования, но «золотые руки», он ремонтировал всё, начиная от пылесоса, всю электронику, оптические приборы и  даже  дизеля. Все шли к нему с просьбой о помощи. Через 2 года он ушел на должность начальника лаборатории в 9 НИИ ВМФ в

г. Ленинград.

Прочитано 8304 раз
Другие материалы в этой категории: « 5.2. Младшие штурмана
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь