Перед Вами уважаемый читатель, книга написана подводником ,служившим в далекие шестидесятые годы на одной из первых атомоходов Северного Флота бывшего Советского Союза.
В свою книгу я положил в первую очередь воспоминания тех, с кем пришлось служить мне, кто служил до меня и после на атомоходе в разные годы. Кто строил ее, испытывал в океане, море. Кто потом принял на себя ядерный удар. Кто не жалея своего здоровья ликвидировал последствия этой страшной аварии, кто участвовал в научных экспериментах по заданию руководства ВМФ и науки. Целью моей многолетней работы - рассказать в книге о тех прекрасных людях, офицерах, мичманах, старшинах и матросах, с которыми свела меня судьба во время службы на этом корабле.
Мне бы хотелось, чтобы эта книга стала Книгой-Памятью тем кто прошел все тяжелые испытания во время службы на экспериментальной атомной подводной лодке. Моряки-подводники из экипажа К-27 были одним из сотен экипажей атомоходов бывшего СССР, которые за короткий век службы корабля прошли через победы, радости и через горечь потерь, разочарований, личных трагедий. Что с этого получилось, судить Вам.
О каких только АПЛ не снимали кино, не писали книг! Но один из самых удивительных, опередивших своё время была АПЛ К-27 проекта 645. На ней были установлены уникальные ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, аналогов которых не было в мире. За короткий срок пребывания в составе Северного Флота в жизни корабля, экипажей были триумфы ,победы, героизм и горькие трагические события связанные с испытанием ядерных реакторов в океане и морях. Но информация о подвиге моряков уникального корабля так и остается до настоящего времени закрытой для широкой общественности. Тогда это было при распавшемся Союзе, сегодня со стороны стран, где они проживают.
Понятно в те годы про подводников, служивших на атомных ракетных субмаринах, никто не писал и не говорил в средствах массовой информации, их не показывали по телевидению и в кино. Все, что касалось атомных ракетных подводных лодок, являлось "тайной за семью печатями". Секреты в то время охранялись очень жестко. Например, размеры подводной лодки, вооружение, дальность похода, глубина погружения, скорость, численность экипажа, наличие ядерной установки, место базирования и еще много чего являлось секретом. Практически вся техническая документация по проекту 645(апл К-27) также была строго засекречена. Фотографироваться внутри и снаружи нашей лодки, да и не только, а также на пирсе, в общем, во всех местах, связанных с подводной лодкой, было категорически запрещено. Писать в письме домой, друзьям, а также говорить, что ты служишь на атомной подводной лодке и ходишь в автономку также было строго запрещено.
Были не редки случаи, когда офицеров либо понижали в звании, либо надолго задерживали присвоение очередного воинского звания лишь за то, что они небрежно относились к закрытым документам или где-то по пьянке сболтнули лишнего. Но кому надо до сих пор скрывать от людей завесой позорной и никому уже не нужной секретности?
Атомоход К-27 называли атомоходом лауреатов, героев и орденоносцев. В разные годы школу АПЛ К-27 прошли семь действующих и потенциальных адмиралов, четыре Героя Советского Союза, один Герой Социалистического Труда. Практически все офицеры, мичмана, матросы и старшины-участники автономных походов в Атлантику и Средиземное море были награждены орденами и боевыми медалями. А спустя 30 лет после ядерной аварии, многие моряки-подводники были отмечены орденом Мужества за мужество проявленное ими во время самой аварии и за ликвидацию ее последствий. К сожалению высокой российской наградой были отмечены только моряки-подводники из числа граждан России. А вот те, кто сегодня проживают на Украине и являются ее гражданами оказались за бортом, их посчитали «иностранцами».
Иностранцами « оказались подводники которые в далеком 1968 году были единым экипажем, достойно защищавшим свое Отечество. Материалы накопленные в боевой и повседневной деятельности АПЛ К-27 позволили ученным защитить две докторские и девять кандидатских диссертаций по актульным для Флота темам. Двое из них стали профессорами, а восемь человек доцентами и старшими научными сотрудниками. Живым подводным памятником героизму АПЛ К-27 является она сама, как отмечают во многих своих мемуарах и статьях адмиралы, писатели-маринисты. В России в Верхнем храме Никольского Богоявленского военно-морского собора в г.Санкт-Петербурга открыта Мемориальная Доска в память погибшим в аварии К-27 24 мая 1968 г.Белый мрамор и 6 фамилий моих сослуживцев.
Среди них и два украинца старшина 2-й статьи Виктор Гриценко с Луганской области и старшина 2-й статьи Иван Пономаренко с Киевской области. Оба погибли во время аварии. Вот только имена на их родине -Украине забыты, их не знают, да и никому не нужны.
Воздавая должное храбрости и мужеству всех моряков-подводников уникальной атомной подводной лодки ее занесли в «Золотую Книгу Санкт-Петербурга» по разделу «Защита Отечества».Это заслуженная оценка ее вклада в дело развития Военно-морского Флота, отечественной военной науки .
В завершении хочу искренне поблагодарить своих сослуживцев- тех, кто служил до меня и после на К-27 за оказанную помощь в сборе материалов, документов, фотографий, предоставлении своих воспоминаний- контр-адмирала В.В. Наумова, капитанов 1 ранга В.Н. Милованова, В.Г.Шеремета , Г.А. Фытова, Ю.М. Сорокина, А.В, Шпакова, С.М. Полетаева, капитана 2 ранга Г.А. Агафонова, .А.А.Иванова, Ю.Н. Воробьева, капитана 3- го ранга В.В. Домбровского, лейтенанта Л.Д.Сивова, гл.старшин Н.Я. Ганжу, Г.О Раину, старшину 1-й статьи П.П.Стакиониса, ст. мичмана П.А. Щербину, мичмана И.И.Ивченко и мн.др Особая признательность всем тем, кто оказал спонсорскую помощь в издании настоящей книги.
Вячеслав Мазуренко - член экипажа апл К-27.
Четверг, 31 марта 2011 01:22
Сыраев Альберт Шагитович. Камчатка. Рыбачий. 675 Проект. К-48. Спецтрюмный.Ст.1статьи. Служил 67-70гг.(Командир-Контр-Адмирал Катышев-Герой Сов. Союза).Много морячили.Бывало всякое.Под водой в автономке горели- 9 отсек- камбуз.Мне и моим товарищам приходилось устранять неиспр.на 1 этаже под биологической защитой при t в термостойком костюме (шток2-п2) итд и тп.При работе ГЭУ корабельные приборы радиац.контроля отключали.(Как новогодняя елка..).Про трагедию на К-27 мы узнали быстро но не в подробностях.Было очень жаль ребят.С Уважением. Сыраев А.Ш.
Пожаловаться