2.1. «Первый круг»

Автор  Опубликовано в 2. Флот и завод Вторник, 27 апреля 2010 19:01
Оцените материал
(1 Голосовать)

В феврале 1966 г. был сформирован экипаж пларк «К-23» проекта 675, в который я был назначен старшим штурманом. В период с 9 марта по 15 августа офицерский состав прошел подготовку в новом УЦ ВМФ г. Палдиски, а затем по март 1967 г. в полном составе отработал курсовые задачи на однотипной пларк в 26 дипл.


В апреле 1967 г. экипаж под командованием капитана 2 ранга Можейкина Александра Ефимовича прибыл в 71обспл г. Комсомольск — на Амуре.

 

Подводная лодка строилась на Судостроительном заводе им. Ленинского Комсомола *( ныне Амурский судостроительный завод).

 

Необходимость создания судостроительной базы на Дальнем Востоке побудила правительство страны в начале 1930-х г.г. принять решение о создании крупного судостроительного завода № 199, способного обеспечить Тихоокеанский флот боевыми кораблями. Для этого был и построен новый город Комсомольск-на-Амуре.

 

Свою деятельность завод начал с создания ПЛ типа «Ленинец» и лидеров - эскадренных миноносцев. К началу Великой Отечественной войны строительство завода не было полностью завершено. В первый же военный год из Ленинграда в Комсомольск-на-Амуре прибыли кадры опытных корабелов. Это благотворно сказалось на уровне производства дальневосточного предприятия.

 

В 1945 г. завод приступил к постройке современных боевых кораблей, а в конце 50-х гг. - атомных подводных лодок. Директором завода № 199 им. Ленинского Комсомола был Георгий Кононович Волик. Под его руководством 28 июня 1961 г. ТОФу была сдана первая атомная ПЛ проекта 659 - «К-45» и построены ещё 4 подводных лодки этого проекта. Затем последовала более современная пл пр. 675 и его модификации. Первая ПЛАРК («К-175») была сдана флоту в декабре 1963 г., за ней еще 12 единиц данного проекта.

 

Начиная с 1967 г., завод начал строить атомные лодки 2-го поколения, а спустя 6 лет и первую атомную лодку 3-го поколения - многоцелевую АПЛ пр. 971 («Акула») - «К-284». Серийное строительство столь сложного и перспективного корабля впервые было организовано на дальневосточном заводе, что убедительно свидетельствовало о повышении уровня кораблестроения в азиатской части СССР.

 

Завод сдал флоту 8 единиц этого проекта. Амурский завод построил и атомные подводные крейсера стратегического назначения - пр. 667А, 667АУ - 10 единиц и 667Б - 8 единиц.

 

Подавляющее большинство субмарин, сошедших с его стапелей, несли боевую службу в Тихом и Индийском океанах, а также в Средиземном море. Всего дальневосточники передали флоту 58 атомоходов. Среди них: 29 подводных ракетоносцев с крылатыми ракетами, 18 - с баллистическими ракетами и 11 противолодочных ПЛ - со скоростными ракето.торпедами.

 

Особенности гидрологии р. Амур ( подъем уровня воды был только два раза в год) позволяли выводить корабли в транспортных доках из затона завода в  залив Чихачева Японского моря.

 

Пларк «К-23» ( 12-ый корпус пл этого проекта, из 13, построенных в г. Комсомольске - на Амуре) была заложена 23 февраля 1966 г. и спущена на воду 30 июля 1967 г. Она вошла в состав ВМФ 30 декабря 1967 г. и была названа в честь героически погибшей 12 мая 1942 г. пл К-23 СФ.

 

После проведения заводских испытаний наша лодка была спущена на воду и переведена в затон завода. Среди почетных гостей был первый космонавт Ю. А. Гагарин. Выступая на митинге при открытии Дворца Молодежи города он, показал рукой на бараки, в которых жили первопроходцы, поздравил их с праздником 35- летия города. Юрий Алексеевич не знал, что 90% строителей города были заключенными и жили в других условиях. Присутствующие на митинге первопроходцы это знали, но молчали. Такие были времена.

 

К сожалению, во время спуска произошел инцидент, который омрачил праздник. Перед спуском право разбить бутылку шампанского о форштевень спускаемого корабля было предоставлено по морской традиции, женщине, которая участвовала в отделке нашей пл. Когда старший помощник командира пл капитан 2 ранга Пылев Анатолий Иванович нес две бутылки из своей каюты, то на мостике лодки одну уронил. Дальше - хуже. Женщина бросила бутылку, привязанную лентой к форштевню лодки. От удара бутылка раскололась, а большой кусок стекла отскочил и сильно поранил ей руку.

 

Заводские и швартовые испытания прошли без замечаний. Подводная лодка была заведена в транспортный док и переведена в залив Чихачева Японского моря. В бухте нас ожидал морской буксир МБ-171, который за 5 суток довел нас до достроечной базы - завод «Восток» в б. Большой Камень. Директором завода был А. Кузьмин. Рядом находился СРЗ «Звезда».  Ходовые и государственные испытания прошли не без замечаний. Пл отстреляла двумя ракетами П-6 по морской цели и одной ракетой П-5д по берегу. К сожалению, к моменту подписания акта государственной комиссии было много недоделок и замечаний, в т. ч. и по приборам штурманского вооружения. Представители предприятия - изготовителя не смогли предъявить в рабочем состоянии из приборов штурманского вооружения корабельный приёмо - индикатор КПИ-3м и радиопеленгатор АРП-53.

 

Но несмотря на десятки замечаний, 30 декабря 1967 г.  состоялось подписания акта приемки пл от промышленности членами государственной комиссии, которую возглавлял капитан 1 ранга Примаченко Анатолий Платонович. Будучи членом госкомиссии, я отказался подписывать акт из-за неисправности двух приборов штурманского вооружения. Директор достроечной базы А. Кузьмин всенародно перед членами госкомиссии, представителями ВМФ и сдаточным экипажем лодки заявил, что в течение 10 дней замечания будут устранены и дал слово коммуниста. Хотя никто «за язык его не тянул».

 

Акт подписали за сутки до Нового 1968 года. Завод выполнил годовой план и внес весомый вклад в выполнение пятилетки Хабаровским краем.

 

Через десять дней лодка перешла к месту своего постоянного базирования в б. Павловского и вошла в состав сил постоянной готовности 26 дипл ТОФ. Однако, неисправные приборы так и не были отремонтированы.

 

Накануне нашего ухода из завода, я очередной раз обратился к Кузьмину, он даже слушать меня не захотел, сказав, что акт подписан, и претензии не принимаются, надо было раньше думать. И это несмотря на то, что он дал слово Коммуниста.

 

Ходовые и государственные испытания проходят всегда сложно. Экипажи новостроящихся подводных лодок похожи на летчиков — испытателей серийных машин при приемке их на заводе - изготовителе. Эта рискованная работа хорошо оплачивалась. За испытания они получали до 30.000 руб. в месяц. Просто большие деньги по тому времени. Мы же, военнослужащие - члены экипажей пл ничего за испытания не получали даже благодарности. Гражданские члены сдаточного экипажа имели огромные премиальные. Например, главный строитель за сдачу пл получил только разовую премию в размере 15.000 руб. ( Сравните. Оклад командира пл был 210 руб. т. е. такую сумму он получил бы за 6 лет службы.).

 

Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза тов. Горшков  С. Г. был «государственным человеком», всячески экономил на своих подчиненных, за что его соответственным образом «уважали» в низах.
Так, только под давлением академика Анатолия Павловича Александрова экипажам атомных подводных лодок стали выплачивать 15% от оклада, т. н. «атомные», увеличили дополнительный отпуск до 28 суток и стали давать автономный паек при нахождении экипажа на берегу.

 

Когда начинаешь задумываться о той гонке вооружения, в которую, по глупости нашего руководства, втянули нас американцы, понимаешь, как и почему рухнула экономика «победившего социализма».
Наша серийная АПЛ, которая могла бы уничтожить американский авианосец с вероятностью всего 8—9%, стоила около 25.000.000 руб. Притом, что серийный 64 квартирный дом,- «хрущевка»- около 100.000 руб. На эти деньги можно было вместо апл построить 250 домов, целый поселок городского типа.

 

Подводные лодки второго поколения стоили еще дороже, так, рпкСН пр.667а-100.000.000 руб. ( Это же 1000 домов), а пл пр.667б — на порядок больше. А где они сейчас? Ржавеют на свалках разделочных баз СРЗ. Почему, спрашивается, Командование ВМФ, зная низкую эффективность пларк проекта 675, заказала промышленности такую большую серию? Ответ простой -надо было загрузить работой судостроительные заводы. Опасность при проведении различных испытаний на новостроящихся лодках всегда высока. Достаточно вспомнить недавнюю аварию на АПЛ «Нерпа», когда во время ходовых испытаний погибло 20 человек и 41 обратился за помощью.

 

Отработав все задачи курса БП КАРПЛ, наша лодка в течение полугода занималась испытаниями нового вооружения и несла боевое дежурство с готовностью к выходу в море -1 час.

 

1 ноября экипаж передал пларк второму экипажу под командованием капитана 1 ранга Коновалова Владимира Харитоновича и убыл в очередной отпуск.

 

Первый мой круг замкнулся 19 февраля 1969 г.

Прочитано 6418 раз Последнее изменение Суббота, 15 февраля 2020 13:42
Другие материалы в этой категории: « 2.2. «Второй круг»
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь