Глава 11. Из истории создания флота

Опубликовано в Санитарный Врач Васильев Анатолий Александрович "Записки санитарного врача" Четверг, 24 сентября 2020 11:21
Оцените материал
(0 голосов)

В 1933 г. решено было построить судостроительный завод на Востоке страны. Место выбрали на окраине Хабаровска. Сформировали эшелон комсомольцев-добровольцев и в июне месяце, не очень торопясь, отправили на Восток.  Начальником стройки был назначен некто Каттель. Он упросил Орджоникидзе на один день съездить в Ленинград и знакомится с проектом. Все наши судостроительные заводы проектировало ГСПИ-2 (ныне «Союзпроектверфь»).  Выяснилось, что ниже по Амуру много мелей.  А ведь на повестке дня строительство крейсеров.  Решили перенести стройку на 400 км ниже по Амуру, ориентировочно против поселка Пивань.  Эта телеграмма догнала эшелон в Чите. По прибытии в Хабаровск народ погрузили на баржи и выкинули на левый низменный пустой берег. Зимы там ранние, а строительный лес на правом берегу, где нанайский поселок Пивань. Отсюда и первые подвиги строителей по переправке леса по ледовому каналу. Воспето в фильме «КОМСОМОЛЬЦЫ». Скоро стройку передали в ведение НКВД. Первый цех-эллинг закладывал Блюхер. Памятную доску приладили много позже. Все выбирали подходящее время между правящими.

 

Это я вычитал в книге, изданной к юбилею города в 1969 г., в семье потомственного комсомольчанина, начальника  службы РБ завода.

 

В 1937 г. началось строительство на Севере. Стало ясно что через Беломоро-Балт канал ничего путного не протащить. Сталин указал построить завод не далее 30 км.  от Архангельска. Рассматривалось два варианта. На восточном берегу против о. Мудьюг или южном против о. Ягры. Оба варианта сплошь болота. Выбрали второй вариант. Там был небольшой монастырь и его остатки сейчас на территории завода Севмаша. Так и родился город Молотовск, ставший Северодвинском. На острове Чайка, что в дельте Северной Двины, организовали лагерь НКВД.  Строили одновременно корабль, док вокруг него, цех-эллинг, город и канал выхода в море. На фронтоне цеха сохранилась изречение, что нужны нам сильная армия и флот. Автор Молотов замазан черной краской. Место удобное из соображений доставки грузов от железной дороги по внутренним протокам, не выходя в море.  Железнодорожная станция Исакогорка на левом, ближнем берегу Двины.  Моста в Архангельск, на правый берег, тогда не было. Ветку железной дороги 30 км.  построили до войны, а автодорогу не успели и начатое рассосалось в болоте. А лучшим местом была бы пресноводная Унская губа, поселок Пертоминск. С моря не видно, вход с двумя коленами, высокий берег, втекает река. Там тоже был лагерь.  Но это еще 50 км.

 

Это я нашел в архивах ОКСа (отдел кап. строительства завода).   Искал сведения по приливно-отливным течениям, чтобы определить оптимальное время сброса жидких отходов в аварийном случае.  Это после истории с К-11.      

Прочитано 472 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь