Глава 10. Покатались на шлюпке (у берега о. Колгуев, сентябрь 1963 г.)

Опубликовано в Санитарный Врач Васильев Анатолий Александрович "Записки санитарного врача" Четверг, 24 сентября 2020 11:20
Оцените материал
(0 голосов)

С участником этой прогулки познакомились летом 1963 на теплоходе «Букавина» в экскурсии из Архангельска на Соловки. Это была первая проба, после многолетних с 1923 г., ограничений на массовое посещение островов. Так вот там моя супруга Галина увидела   свою знакомую по школе, еще на Дальнем Востоке в Новосысоевке. Они обе из семьи военных. Маша и ее муж Юрий окончили институт киноинженеров (ЛИКИ) в 1959г.   Юре после института пристроили лейтенантские звездочки и они с 1961 г.  оказались вместе в Северодвинске.

 

Командировки у Юрия были часто. Так и оказался он прикомандированным на СКРе ,  покачивающемся  на океанской арктической зыби,  на якоре у берега  о. Колгуев,  в режиме ожидания покуда пролетит ракета из Белого моря. После обеда решили походить на шлюпке и заодно поснимать резвящееся в округе морское зверье. Погрузилось 6 гребцов, рулевой, лейтенант - командир и Юрий уже ст. лейтенант, в качестве пассажира с фотоаппаратом. 

 

Как уж вышло, что решили сходить на берег?   Похоже возникла несогласованность действий. Это толком не выяснилось и в последующих расследованиях.  На подходе мирная океанская зыбь превратилась в разрушающуюся волну и перевернула шлюпку. По воспоминаниям в 3 каб. от берега.  Вода 4 градуса.  Глубина по грудь. Пошли к берегу.  Дно кончилось и пришлось плыть. Ситуация типичная для отмелого берега – намытый бар затем лагуна. Выбрался Юра и четыре матроса. Темнеет рано, одежда мокрая, босые или в носках, огонь не развести.  Продержались ночь, складываясь в кучу. Юра тормошил ребят не давая спать.

 

На СКР о происшествии в верха сразу не доложили, и на следующий день снарядили вторую шлюпку. Так же 6 гребцов рулевой и командир и все в жилетах. Она подошла поближе, зацепилась на якоре и пыталась стравить на берег плотик с аварийным запасом. И тоже перевернулась!   Больше на СКР шлюпок нет. Еще одна ночь и гораздо тяжелее первой, пол соленых огурца, найденного на осушке, вода из ямок в болоте. На утро встретились с четырьмя моряками спасшимся со второй шлюпки.  Первую шлюпку нашли на берегу замытой песком, а вторая стоит перевернутая на якоре вдали от берега.

 

Тревога и спасательная операция. На третий день с самолета сбросили помощь и записку: построится, чтобы подсчитать наличность и нужное количество меховых комплектов одежды.  К вечеру десантный катер снял и доставил на борт. Подключились врачи, отогрели, накормили.  В часть, где служил Юрий и работала Маша, слухи дошли, но кто жив толком не знали.   И сейчас Маша вспоминает о повышенном внимании и предупредительности со стороны знакомых и сослуживцев в эти дни. Всех матросов сразу в госпиталь, а   Юра переночевал дома, а затем госпиталь, расспросы, допросы.  Он оказался единственным офицером, хоть и без флотской выучки. Главное, что рюкзак с казенной меховой одежкой, подлежащей возврату, сберег.

 

Сейчас Юра прибаливает, но четко помнит, что были неуставные ботинки, без шнурков.  которые удалось сбросить и доплыть до берега.  Конечно, был большой шорох по Северному флоту. Приказы и фитили. 

Прочитано 497 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь