Кого нынче удивишь автомобилем? Я не про «Лексус» или «Мерс», я про «Жигули».
Их и за машину уже многие не считают! Машин — море! Иди, выбирай любую! Только плати!
А, каких-то двадцать — тридцать лет назад, было совсем иначе. Обладатель «Жигуля» был не просто состоятельным человеком. Он был «счастливчиком»! Потому, что в те времена мало было иметь деньги на машину, надо было умудриться ее купить. Машин было мало, а в свободной продаже не было вообще. За ними стояли многолетние «очереди» на предприятиях. А заветный «талон» получали только самые «достойные».
Офицер- подводник, прослуживший на Северах года три — четыре, уже мог себе позволить авто.
Но ситуация была та-же. Придет на дивизию разнорядка на три — четыре машины, так они наверху
и «рассосутся». Если «Жигули», или, тем паче, «Волга». А вот «Москвич» могли «спустить» ниже.
На соседнем экипаже каплей, Толя Криницкий, приобрел Иж-комби. Даже мне, старлею, однажды
предложили «Запорожец». Помню, долго бегал главный «комсомолец» дивизии, искал ему хозяина.
Отказываться нельзя — в следующий раз «квоту» для дивизии снизят! «Зажрались!», скажут.
Но эти, ныне «иномарки», не пользовались популярностью на флоте.
Надо отметить, что наличие авто давало офицеру ряд преимуществ. Помимо общеизвестных.
Надо, к примеру, командиру «смотаться» в поселок в служебное время. К кому он обратится?
Конечно, к автовладельцу. «А не подбросишь ли…?» А почему нет? Все лучше , чем
«любить матчасть».
А если заму надо в Мурманск — вообще красота! Целая экскурсионная программа! И пива можно
привезти, если повезет.
Опять-таки, в автобус не надо втискиваться, и «плющиться» в нем. Утром — до базы, вечером — обратно.
И в отпуск летом на авто поехать можно, не «париться» насчет билетов. Много плюсов дает машина!
У нас счастливым обладателем авто был старший инженер, Олег Муратов. Ох, и любил же он свою «троечку». Так он величал ВАЗ-21013. Сильнее любил только жену, детей и, конечно, службу! Кроме перечисленных, «троечка» давала Олегу еще один «плюс». Она была его лекарством!
Получит Олег «вздрючку» на службе, или дома с женой разругается — сразу за руль! И гоняет по окрестностям на предельных скоростях! Сколько «выжмет»! Порой часами, пока нервы не «улягутся», покой в душу не придет. А, поскольку нервы советскому офицеру трепали с завидной регулярностью, то и авто для него было средством первой необходимости!
Бывало, что «процедуры» заканчивались лишением прав. Олег мучился три месяца без машины.
Потом права возвращали и он вновь оживал. «Терапия» возобновлялась.
Как-то готовимся мы в отпуск. Уже все получено, сидим в каюте, ждем последнее «добро».
Олег едет на машине. Один. Накануне с женой поругался. Планы на отпуск у них не совпали.
Сидит — мрачнее тучи. Обсуждает сам с собой, «чего ей не хватает».
Остальные решают, как лучше уехать. Улететь шансов мало. Склоняемся к поезду…
Тут Олег «подводит черту» под своими рассуждениями:
— Эх, разогнаться сейчас километров до ста двадцати, и — в столб! Надоело все!
Поворачивается ко мне:
— Петрович, ты как решил, поездом? Может, со мной, на машине?
Повисла пауза…Я оказался не готов…
— Спасибо, Олег! Я — поездом…
…Через несколько лет я приобщусь к славному клану автовладельцев. И почувствую вдруг, что и мой организм «отзывчив» к скорости…И вспомню Олега…
От него заразился? Или это пресловутое: «Какой-же русский…»?