Глава 3. Авария при строительстве АПЛ пр. 661 «Золотая рыбка», первая титановая

Опубликовано в Санитарный Врач Васильев Анатолий Александрович "Записки санитарного врача" Четверг, 24 сентября 2020 11:04
Оцените материал
(1 Голосовать)

Ещё в 1962 г. когда в эллинге, где закончили постройку первой серии наших АПЛ пр. 627, началось переоборудование под работу с титановым сплавом. Не помню и не видел потом нигде, включая Финскую верфь «Вяртсиля», такой чистоты и порядка какой был организован в этом цехе. Перестелили покрытие пола, влажная уборка, новая разводка к сварочным постам и пр.пр. Так сложилось, что технология работы с титаном в последующем и оказалась темой моей кандидатской диссертации.  Особенность: прежде всего это сварка в среде аргона, с неизбежным образованием высокотоксичного озона, (как это странно ни звучит) и невозможность активной вентиляции. Большие, по сравнению со сталью уровни шума и сложность механической обработки. Тот, кто   пытался просверлить отверстие и нарезать метчиком резьбу или зачистить окисленную после газорезки кромку титана, с этим знаком.  Лабораторией разработки инструмента руководил Гена Папоров, и к тому же яхтсмен, о котором у меня остались самые лучшие воспоминания.

 

Мне не хочется, чтобы забылся трагический случай гибели 5 рабочих цеха.  Постепенно, по мере формирования корпуса, создавались замкнутые объёмы.  В кормовой   дифферентной   цистерне (прочный корпус) надо было приварить Г-образную трубу осушения к   патрубку   в носовой переборке. При сварке   титана защита шва от окисления осуществляется подачей аргона изнутри и снаружи шва. При сварке труб   аргон подается внутрь трубы на проток через специальные вставки. Так как труба осушения доходила почти до дна цистерны, подручный сварщика установил вставку со стороны смежного отсека и подключил подачу аргона. Через какое-то время в цистерну спустился сварщик, затем подручный, бригадир и т.д. Последней оказалась медсестра здравпункта цеха Валентина Боровкова. Она потеряла сознание, но ее сразу вытащили и осталась жива. Это привело к потере ребенка. Первым реально оценил ситуацию зам. начальника цеха по сварке Рустем Утюшев. Он прибежал из дальнего пролета цеха схватил шланг сжатого воздуха, отвернул какую-то машинку и полез вниз. Но уже было поздно. Доставать погибших, да и спустится туда, было не просто из-за двух горизонтальных переборок со смещенными вырезами размером 600 на 400 мм. Сверху дно не просматривалось. Дальше следственный эксперимент и суд завода с ЦНИИ «Прометей». Когда мы со спецпрокурором  (Романюк) вновь заполняли цистерну аргоном,  то выяснили, что линия разделения между 21 % и практически 0% кислорода менее 0,3 метра. Аргон тяжелее воздуха в 1,4 раза. На суде я честно сказал, что даже не представлял   возможность такой ситуации.  Сварка титана велась уже 4-5 лет.  ЦНИИ, которое представлял зам. директора Ардентов, доказывало, что ничего уникального в этой ситуации нет и известны случаи гибели в чанах при засолке капусты. Пояснял, что механизм действия разный и отравление СО2 имеет предвестники, в отличие от острой гипоксии. В конечном счёте на «-надцатой» странице описания технологии нашлось указание о необходимости отсоса из нижних точек. Стрелку перевели на завод.  По всему цеху смонтировали сигнализацию по содержанию кислорода. После того было переработано еще много титана (Комсомолец, пр. 705 и пр.) Не слышал, что были случаи срабатывания сигнализации.  А против пирамидок из титана на могилы возражал   кто-то неведомый.   

 

 А о судьбе «Золотой рыбки» смотри по ссылке: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=jB-0x0XV7qQ 

Прочитано 559 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь