Командир подводной лодки

Опубликовано в Островский А. И. "Заметки на полях вахтенного журнала" Четверг, 13 февраля 2020 15:42
Оцените материал
(2 голосов)

«Каждый  гражданин должен уметь правильно расставлять жизненные приоритеты.

Я всю жизнь считал, что главное-это интересы Родины, затем честь и, наконец, — жизнь».

Командующий Балтийским Флотом

адмирал Николай Оттович фон Эссен.

 

Подготовка командного состава ВМФ СССР осуществлялась системой ВМУЗ. К сожалению, даже в командных училищах вопросу командирской подготовки уделялось недостаточно внимания. Это всё не могло не сказаться на соответствии командиров всех степеней их должностям. Раньше училища выпускали офицеров, в дипломах которых значилось «вахтенный начальник». На флотах они назначались на должности командиров БЧ-1, 2 , 3 или 4. Совершенствуясь по специальности, офицеры с первого дня готовились стать командирами подводных лодок. И это было естественно. Позднее, когда вырос уровень вооружения подводных лодок, командные училища стали выпускать офицеров по специальностям: штурман, ракетчик или минёр, из которых в дальнейшем и выходили командиры лодок.

 

            Правда были эксперименты, когда продвигали на командные должности специалистов по электронике и даже химиков. Это были, главным образом, «инвалиды». т. к., эксперимент был неудачным.  Кроме «брака», из этого ничего не вышло, а то, что ломали этим людям судьбы, начальникам было безразлично.

 

Анализ аварий и происшествий показал: если командир из штурманов, на корабле не было навигационных происшествий и аварий. Когда командир - из минеров или ракетчиков, корабль не имел происшествий с оружием и отлично выполнял торпедные и ракетные стрельбы.

 

           Но была еще одна категория командиров. Это командиры атомоходов, которые вышли из командиров — дизелистов. Попробую пояснить. Конец 50-х - начало 60-х годов - время становления нашего атомного подводного флота. Тогда подводный флот насчитывал в своем составе несколько сот дизельных подводных лодок типа «М» проекта 615, типа «С» проекта 613 и типа «Б» 611(641) разных модификаций. На флоте существовал порядок - командиры дизельных лодок  типа«М» продвигались на должность командиров средних пл пр.613, а позже становились командирами больших пл проекта 611 или 641. Из них вышли и первые командиры атомоходов. Как показала практика, это было грамотное решение. Так сложилась новая специальность - «Командир подводной лодки». Из 10- 15 лет службы на подводных лодках эти офицеры были в должности командиров лодок от 7 до 10 лет. У них и мышление было совсем другое, чем у офицеров атомных крейсерских подводных лодок, прошедших путь от командира группы до командира лодки за тот же срок. Первые командиры атомных лодок имели большой опыт службы в должности командиров, но недостаточно хорошо разбирались в тонкостях ГЭУ и нового ракетного оружия. Им приходилось учиться этому на берегу и в море. В штабах соединений была предусмотрена должность «Заместитель командира бригады ( дивизии) по подготовке командиров». Они обучали командиров самостоятельным действиям в море. Правда в 1966 г. анализ навигационных аварий и происшествий на ТОФе, показал, что Командиры кораблей   в должностях 3-5 лет были наиболее грамотными и совершили минимальное количество происшествий, в то же время, самые аварийные командиры –те, кто в должностях проходили 7-10 лет.

 

              Занимаясь исследованием операций и анализом БС сил ТОФа, я встречался практически со всеми командирами подводных лодок в период с 1972 по1978 г. г. Не могу сказать, что их действия всегда были безошибочными и грамотными. Не все могли принять волевое и обоснованное решение. Их действия чаще всего носили формальный характер. Творчества было крайне мало. Встречались и те, кто грубо нарушал или вообще не выполнял боевые распоряжения. Только покровительство со стороны командования флотом спасло некоторых от предания суду военного трибунала. Во время войны их действия неминуемо привели бы к срыву выполнения поставленной задачи и гибели подводной лодки. Они часто забывали требование КУ-55 ст.147. «Командир корабля отвечает за безопасность кораблевождения и маневрирования корабля. Он должен управлять кораблем смело, энергично и решительно, без боязни ответственности за рискованный маневр, диктуемый обстановкой».

 

          Профессиональные знания, морская выучка и практические навыки, общее развитие и культура, уважительное отношение к подчиненным, способность отстоять свое мнение перед начальством формируют авторитет командира лодки. Главная роль в становлении командира лодки отводится командованию соединений, т. е. его непосредственным начальникам. Если капитан 1 ранга командир атомной ракетной подводной лодки добирается до места службы в кузове грузовика («коломбины»), а не в автобусе или в служебной        легковой машине, если на еженедельных подведениях итогов командир соединения позволяет отчитывать командира лодки в присутствии его подчиненных ( зама или старпома), если в море старший на борту исполняет роль командира, подчас подменяя его, если флагманские специалисты соединения не помогают утверждению в сознании членов экипажа авторитета командира,  как 1-го штурмана, 1-го минера и 1-го ракетчика на лодке, то это всё подрывает авторитет командира подводной лодки и не способствует боеготовности корабля. Всегда в отечественном подводном флоте было здоровое стремление строевых офицеров стать командирами. Однако, в середине 70-х годов в некоторых объединениях сложилась ситуация, когда старшие помощники командира не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению лодкой, боясь ответственности. Так в 1977 г. во 2-ой Фпл ТОФ из 21 старпома 19 не сдавали на допуск. В этом вина Командования ВМФ, которое многими своими действиями способствовало созданию такого положения на флотах.

 

           Мои слова полностью подтверждаются и воспоминаниями капитана 1 ранга Копьёва  А. Ф. «Я был удивлен одним обстоятельством: Рычков, исполняя должность старшего помощника два года, не стремился сдать зачеты на допуск к самостоятельному управлению кораблем и пользовался особым расположением начальника штаба капитана 1 ранга Алкаева  Н. Н., выполняя меркантильные поручения последнего.»

 

              К сожалению, командирские качества проявляются и воспитываются у моряков не в простой обстановке, а в аварийных ситуациях. Анализ аварий и катастроф в ВМФ СССР и РФ подтверждает высказывание ГК ВМФ адмирала Флота Советского Союза  С. Г. Горшкова, что чаще всего — это дело рук человеческих. Мы сами создаем предпосылки к авариям, не выполняя азы подводной и морской службы, записанные в уставах ВМФ.

 

             Те, кто создает эти предпосылки, не пришельцы из космоса, а вышедшие из нашей среды командиры и начальники разных уровней, порой незаслуженно пригретые высокими покровителями и с их легкой руки продвинутые на высокие должности, которые являлись трамплином в их служебной карьере. Виной всему сложившаяся система, прекрасно описанная английским публицистом Сирилом. Н. Паркинсоном в его книге «Законы Паркинсона». Эти объективные законы развития человеческого общества действуют независимо от общественного строя, будь то социализм или капитализм. Однако, в определенных видах человеческой деятельности можно создавать условия, не допуская «случайных людей» в элиту Вооруженных Сил — военных летчиков и моряков-подводников.

 

             Летчик практически остается один на один с техникой в системе «человек- машина». У подводников та же ситуация. Анализы аварий подтверждают, что кто-то вмешался, нарушил правила отбора л/с и «подсунул брак», а брак дал сбой. Количество катастроф в подводном флоте можно значительно уменьшить, только решив задачу качественной подготовки КОМАНДИРОВ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК.Командиры подводных лодок — особая категория военных. Чем же отличаются командиры атомных крейсерских подводных лодок от командиров надводных кораблей (крейсеров)?

 

Во-первых, командиры атомных стратегических подводных лодок по международному статусу выше командиров надводных кораблей, за исключением авианесущего крейсера, единственного в составе ВМФ РФ. Командиры атомоходов с помощью имеющегося на лодке вооружения могут  решать стратегические задачи, в то время, как командиры надводных кораблей могут решать только тактические задачи. Командир стратегической подводной лодки может рассматриваться как персона, которая самостоятельно может НАЧАТЬ ВОЙНУ, ВЕСТИ БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ВЫИГРАТЬ ВОЙНУ, УНИЧТОЖИВ ТО ИЛИ ИНОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

Такой статус командиров атомоходов требует особого отношения к ним со стороны не только их прямых начальников и Командования ВМФ, но и Верховного Командования ВС России.

 

 Во-вторых, над всем экипажем лодки — «один рубочный люк». Он задраивается и отдраивается только командиром лодки, это играет большую психологическую роль.

 

В-третьих, у подводников офицеры, старшины и матросы питаются одним и тем же пайком с одного камбуза. Казалось бы, что это мелочь. Но нет, это имеет большое моральное значение. Экипаж лодки - это одна большая семья, когда от каждого зависит жизнь всех его членов. Создать по-настоящему профессиональный, дружный и сплоченный коллектив может не каждый командир.

 

В — четвертых, когда лодки имели только тактические номера, моряки своему экипажу давали имя командира. Этого никогда не было у надводников, которые на вопрос, где они служат, называли имя, присвоенное кораблю. Например, на Ворошилове (имея ввиду БПК «Маршал Ворошилов»).

 

В - пятых, экипаж подводного крейсера насчитывает не более 150 человек, в т. ч. около 30 офицеров. Командир знает всё о своих подчиненных, Это на надводных крейсерах с экипажем 500-700 человек командир знает ограниченный круг лиц. Поэтому нигде кроме, как на подводной лодке, нет такой близости командира к своим подчиненным. Здесь каждый матрос и старшина чувствуют «плечо друг друга», в т. ч. и командира, который всегда рядом. Они смотрят на него как на человека, от которого зависит не только их будущее, их жизнь, но и который при выполнении боевых задач может послать их на смерть. Такого ни на одном надводном корабле быть не может.

 

Ни командование дивизии, ни командование флотилии, а КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ-ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО, на котором должен держаться ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ.

 

Для восстановления престижа службы на подводных лодках и повышения роли командира в системе ВМФ и ВС РФ предлагаю:

 

1. Представляя офицера к назначению на должность командира подводной лодки, рассматривать несколько кандидатов, учитывая и указывая при этом:

 

1). Срок службы на подводных лодках.

 

2). Плавательный ценз и знание театра.

 

3). «Везение по службе».

 

4). Его реакцию на изменение обстановки при движении лодки на максимальной для нее скорости ( в узлах). Например «Реакция на 10 узлов».

 

5). Поведение и действия в аварийных ситуациях ( если такие были).

 

6). Продвижение по службе и сроки получения воинского звания.

 

7). Достигнутые успехи на предыдущих должностях.

 

8). Оценки за сдачи курсовых задач ( при окончательном назначении).

 

9). Ошибки и недостатки,  выявленные в период временного назначения.

 

10). Преимущества данного кандидата перед другими.

 

11). Отзывы о нём командиров других лодок соединения.

 

12.) Установить денежную доплату «Командирские», после  назначения на должность командира лодки.

 

13). Умение строить свои взаимоотношения с офицерским составом экипажа –важная черта командира -воспитателя  В аттестации  оценка его деятельности  должна включать сколько перспективных офицеров он подготовил или работал только на себя. До революции ( любил повторять мой папа),, командир полка член царской фамилии в свободное время мог позволить себе поздороваться за руку с  с офицером полка, вечером в клубе выпить рюмку водки. Сейчас, командир полка, вышедший из рабоче-крестьянской семьи, никогда подобного не позволит.

 

14.) С 1906 года все офицеры российского флота, изъявившие желание служить на подводных лодках, должны были пройти специальную подготовку в течение 10 месяцев и закончить классы на базе учебного отряда подводного плавания в г. Либава. Сдавшие выпускные экзамены получали звание «ОФИЦЕР ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ».

 

Предлагаю:

 

1) Внести следующие изменения. «Офицеру, закончившему Высшее Военно-морское учебное заведение и сдавшему на самостоятельное управление подразделением на пл согласно занимаемой должности, после сдачи всех курсовых задач  присваивать воинское звание «ОФИЦЕР ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ».

 

Например, в дальнейшем его воинское звание будет значиться «лейтенант ( капитан — лейтенант, адмирал) подводного плавания». Такой прецедент в ВС РФ существует. Офицеры — врачи носят дополнение к званию — «медицинской службы», юристы — «административной службы», интенданты-«интендантской»службы. Офицерам, находящимся на действительной военной службе, в запасе или в отставке, и соответствующим вышеизложенным требованиям, внести необходимые дополнения в записи по воинским званиям во все документы. Ответственность за реализацию данного решения возложить на кадровые органы ВМФ РФ и военные комиссариаты РФ.

 

15) Разработать и внедрить комплексную программу подготовки командного состава подводных лодок.

 

Включить в неё следующие вопросы:

 

1). В системе ВМУЗов : — Возвратить ВУЗам ВМФ название ВВМУ;

— Разделить (организационно) подготовку курсантов:

а. на подготовку специалистов надводных кораблей; 

б. на подготовку специалистов по подводным лодкам;

 

 

— В программы обучения курсантов и слушателей

ввести курс «Командирская подготовка»;

 

 

— Считать основной задачей учебных заведений ВМФ

воспитание профессионально подготовленного Командира.

 

2). В ВМФ.

 

 

— Ввести в штат должности военных психологов, подчинив их только главному военному специалисту - психологу Флота и предоставив им решающее право при отборе и аттестации курсантов, матросов, старшин и офицеров. (Нельзя их подчинять командованию частями, соединениями и объединениями, иначе они станут орудием мщения и коррупции в руках нечистоплотных военных чиновников).

 

— Широко использовать имеющийся опыт психологического тестирования кандидатов всех уровней.

 

3). Командованию ВМФ, совместно с Ветеранскими организациями моряков-подводников ( всех действующих организаций в РФ и странах СНГ), как коллективному органу, имеющему значительные знания и опыт, в течение определенного срока ( например-6 месяцев) подготовить и провести научно-практическую конференцию по вопросу «Командир пл и его место в системе ВМФ РФ».

 

 Итогом данного совещания должно быть принятие документа, определяющего место и особые права командира подводной лодки. Для успешной его реализации должна быть предложена реальная комплексная программа, касающаяся всех организаций и учреждений ВМФ РФ, от которых зависит формирование командира как личности.

 

Сегодня нет моряков — подводников России, которых бы не интересовало будущее подводного флота. Мне хотелось бы услышать мнение по этим заметкам.

 

Прочитано 991 раз
Другие материалы в этой категории: « Работа с л/с Подводники-испытатели »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь