Капитан 2 ранга Гнеденко Валерий Алексеевич

Опубликовано в Феодосийский Подплав Среда, 11 мая 2016 15:26
Оцените материал
(1 Голосовать)




Родился 26 марта 1959 г. в г. Тапа, Эстония.

Прохождение службы:

1976-1981 гг. — курсант Севастопольского высшего военно- морского инженерного училища

1081-1982 гг. — командир моторной группы ПЛ «С-11»;

1982-1985 гг. — командир моторной группы ПЛ «С-100»;

1985-1991 гг. — командир БЧ-5 ПЛ «СС-226»;

1991-1996 гг. — помощник начальника ЭМС по живучести Феодосийского 475-го ДнПЛ;

1996-2005 гг. — заместитель начальника отдела организации поисково-спасательного обеспечения и боевой подготовки управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота;

2005 г. — увольнение в запас;

2005 г. - по настоящее время — главный инженер отдела управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота.

 

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВАЛЕРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА

Прибыл в Феодосию в 1981 г. Первые впечатления были не самые благоприятные по сравнению с Севастополем, где вырос, закончил военное училище и считал своим родным городом. Но дальнейшая служба сделала для меня Феодосию дорогим и любимым городом, в который с большим удовольствием приезжаю и радуюсь при встрече с друзьями.

 

Первым командиром БЧ-5 на ПЛ «С-11» у меня был капитан 3 анга Корж Валентин Владимирович. Авторитет его на лодке был высочайший. 633 проект он знал в совершенстве. Несколько автономок на Северном флоте провел. Пунктуальный, грамотный офицер. Первое время даже боялся его по имени отчеству называть. Но когда я получил на береговой базе 153 бригады 7 отсечных комплектов № 17 и другое аварийно-спасательное имущество — зачетный лист мой стал подписываться гораздо быстрее. Я узнал его увлечения — профессиональное фотографирование, классическая игра на гитаре. Понял, что не только службой живет офицер. Но самое главное, что он заложил во мне основы профессионального подхода к службе на подводной лодке.

 

 

За 15 лет службы в 27 бригаде и дивизионе практически на всех подводных лодках выходил в море. Но у каждого офицера были лодки, служба на которых запоминается особо. Для меня это были — «С-100» 613 проекта и «СС-226» 690 проекта.

 

 

ПЛ «С-100» — это была школа жизни и выживания. Лодка после ремонта была отправлена в Одессу на консервацию. В 1982 г. был создан экипаж для расконсервации и ввода в линию этой подводной лодки. Матросы и старшины были назначены из Одесского дивизиона. Матросы опыта плавания не имели никакого, да и дисциплина хромала на обе ноги. Офицеры и мичманы, в основном с ПЛ «С-350», были достаточно опытны и профессионально подготовлены. Мне, молодому лейтенанту, пришлось на себе испытать основное флотское правило — «годковщину» на флоте еще никто не отменял. Так получилось, что за 2 года сменилось 4 командира БЧ-5. Я постоянно был «врио» и выполнял все, что входит в обязанности командира БЧ-5.

 

Но какие это были замечательные механи- :-;и— капитаны 3 анга Бойко А.А, Щерба Ю.Л., Ла- дутько И.А. Я благодарю судьбу, что мне повезло с ними служить в одном прочном корпусе. Я старался впитывать весь их опыт и знания. Особенно опыт в ремонтной подготовке. Редкий выход в море обходился без поломок. Возвращались в базу и сразу на завод или в СРМ. Но постепенно все «механические ежики» устранились и техническая готовность стала соответствовать ПЛ первой линии. Экипаж сформировался тоже боевой. А с приходом командиром БЧ-5 Супруна С.П. (с которым мы были знакомы еще с училища и дружим до сих пор) «С-100» стала настоящим боевым кораблем. Хочется вспомнить старшин команд — замечательных специалистов и настоящих подводников: мичманов А. Гопай- ца., А. Евтушенко, П. Гусячего.

 

 

В 1985 г. был назначен командиром БЧ-5 ПЛ-ми- шени «СС-226», проекта 690, «Кефаль». Это была особенная лодка. «Атомоход» с дизелем вместо ядерного реактора. Много автоматики, ВВД-400, 4 группы высокоплотной аккумуляторной батареи и многое другое. А экипаж двухсменный, в БЧ-5 — 12 человек. Да еще лодка только вернулась после заводского ремонта. Но опять повезло — замечательные наставники — капитаны 3 ранга Цыбуш- ник В.Н. и Зюбин Е.И., «кефалисты» со стажем. Довольно быстро сдал зачеты и самостоятельно в море стал выходить. Поначалу старые опытные мичманы скептически относились к моим требованиям (старлей с 613 проекта), но после уверенной сдачи задачи Л-2 приняли в свою семью. И действительно экипаж стал семьей. Прекрасные отношения, взаимовыручка в решении поставленных задач. Особенно хочется вспомнить старшин команд мичманов М. Горчакова, М. Дудкина и В. Фисину.

 

 

27 бригада подводных лодок отличалась своей спецификой. Лодки разных проектов, выполняющие специальные задачи, эксплуатировались в районе, удаленном от судоремонтных предприятий и основных складов довольствующих органов флота. Но аварий техники и гибели личного состава не было. Мое мнение, что в этом огромная заслуга элекромеханической службы.

 

 

Основу традиций заложил заместитель командира бригады по ЭМЧ капитан 2 ранга Краюшкин Г.Д. и его помощники капитаны 3 ранга Нишпор В.Ф, Борисов В.Е. Их требовательность запомнились на всю службу.

 

 

Для меня примером офицера, механика, начальника и подводника был капитан 2 ранга Бут Анатолий Владимирович. Он умел быть и требовательным начальником, и заботливым старшим товарищем.

 

 

Техническая грамотность и опыт позволяли решать самые неожиданные задачи. Вспоминается такой случай. На глубине 110 метров вырвало штуцер на системе забортной воды в 5 отсеке. Приняли тонн 10 воды, всплыли. Чем устранять? Возможен срыв испытаний изделий. Анатолий Владимирович предлагает — вставить две 3-копечные монетки, зажать и погружаться. Отходили все галсы на различных глубинах, вернулись в базу — испытания не сорвали.

 

 

Вообще быть охотником в электромеханической службе дивизиона была почетная обязанность, приравненная к должностным обязанностям. По молодости, времени на охоту у меня просто не было. Но уже капитаном 3 ранга я в приказном порядке был принят в военно-охотническое общество. Появилось увлечение, которое доставляло физические трудности, но огромную эмоциональную разгрузку. Подготовка к охоте начиналась в понедельник, а заканчивалась в воскресенье. Вспоминаю своего первого зайца. Я еще с одностволкой охотился. Возвращаемся после очередного захода — команда «ложись» (выполняется беспрекословно). Рядом мой наставник по охоте (да и по жизни и по службе) Женя Зюбин. Стреляю — мимо. Женя стреляет два раза — попал в глаз. Заяц круги описывает. Стреляю — попал в лапу. Женя попадает, а заяц все круги описывает. Потом еще по выстрелу, а он все бегает. Наконец упал. Охотники возвращаются — дикий смех. Устроили расстрел бедного зайца — ворошиловские стрелки.

 

 

В 1991 г. назначен помощником начальника ЭМС по живучести. Обязанности увеличились — все лодки теперь в подчинении, подготовка по ЛВД. И опять повезло. Замечательные начальники: капитан 2 ранга Дмитриев Иван Ильич — настоящий мастер нашего механического дела. Скромный, порядочный человек. Разносторонне развитый офицер. Он сумел создать коллектив профессионалов по разным специальностям: капитан 2 ранга Аши- хин В.Е., капитан 3 ранга Нелепа В.И.— по электрочасти, инструкторы: мичманы Дворянинов В., Ходус И., водолазы Герасимов Н., Байлема Н.

 

 

Хочется вспомнить командиров БЧ-5, с которыми вместе служили и делили нелегкие механические будни: Бурков В.В., Воробьев А.Б., Данилов А.М., А.Замчалов., Косинов Ю.Н., Рубцов М., Чеботарь С.А., Фролов Э., Новогрибельский С.А., Шевцов В.М., Лысак А.И.

 

 

Хотелось многих еще боевых товарищей вспомнить, так как Феодосийская бригада подводников — это прежде всего настоящая школа жизни и самое главное — это замечательные люди, настоящие моряки и боевые товарищи.

 

Прочитано 44595 раз

  • Melindamam
    Melindamam
    Понедельник, 19 декабря 2016 15:11

    Hello)
    XRumer16.0 is coming soon
    Good luck!

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь