Конец 5-ой главы

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 15:50
Оцените материал
(1 Голосовать)

Эпопея  с  вооружением  подводных  лодок  3-го  поколения  торпедами  укладывается  в  чисто  житейское:  «так  уж  получилось».  А  как  так? 

 Рассматривать  результат  любой  серьезной  работы  в  отрыве  от  конкретных  условий  ее  проведения - некорректно.

На  подводных  лодках,  скажем  так,  нулевого  поколения  связь  торпеды  с  торпедным  аппаратом  была  элементарной:  на  торпеде  наделки  да  курок,  на  торпедном  аппарате -  дорожки,  стопор,  да  курковой  зацеп.  С  разработкой  подводных  лодок  следующих  поколений  связи  торпеды  с  аппаратом  возрастали  количественно:  последовательно  появились  установки:  глубины  хода,  углов  отворота,  маневров,  режима  хода  и  т. д.   И  на  торпедах,  и  на  торпедных  аппаратах.  Подводная  лодка  3-го  поколения - это  качественно  новый  корабль.  Разработать  для  него  качественно  новую  торпеду  без  серьезных  испытаний   совместно  с  лодкой - заводских! -  невозможно.  Хотелось,  конечно,  все  и  сразу:  и  лодку,  и  торпеду.  Рождалась  лодка  3-го  поколения,  а  торпеда  для  нее  рождалась,  так  сказать,  в  роддоме  2-го  поколения:

 - выстреливаться  торпеда  будет  из  других  торпедных  аппаратов,  которых  пока  (разработка  и  испытания  торпеды)  нет,  но  они  будут  на  лодках  3-го  поколения.  А  оборудует  ли  Минсудпром  таким  аппаратом  хотя  бы  один  опытовый  корабль?  Так  и  аппарата-то  еще  нет.  И  вместо  того,  чтобы  «поднимать»  торпеду  до  уровня  ПЛ  3-го  поколения  в  части  сопряжения  с  торпедным  аппаратом  и  БИУС,   «Гидроприбор»  вынужден  был  «опустить»  торпеду  до  уровня  2-го  поколения.  Значительную  часть  испытаний  торпеда  проходила  в  «шпиндельном»  варианте  исполнения:  для  кораблей  предыдущего  поколения.

 -«общаться»  с  БИУС-ом  торпеда  будет  на  электронном  языке.  Буквы  языка  были  согласованы  разработчиками  и  торпеды,  и  БИУСа.  Знание  букв  еще  не  гарантирует  вам  свободного  владения  языком.  Разговорная  практика  обязательна.  А  для  торпеды,  торпедного  аппарата  и  БИУСа  это  совместные  испытания.  То,  что  произошло  при  сдаче  первой  лодки,  когда  торпеда  и  БИУС  не  понимали  друг  друга,  это  неудача  для  Государственных  испытаний,  но  вполне  нормальный  результат  для  испытаний  заводских.  И  трагедии  тут  нет.  Подробности  этого  этапа  испытаний  красочно  описаны  в  книге  Р. Гусева.

  Боевое  использование  новой  торпеды  предполагалось  во  всех  соленых  морях  и  океанах.  А  где  наши  полигоны  хотя  бы  с  приблизительно  такими  условиями?  Полигон  это  не  только  некоторая  акватория.  Это  серьезное  производство  на  берегу:  подготовка  торпед  к  выстрелу,  система  слежения  за  ходом  торпед,  ловля  и  подъем  торпед.  Необходима  и  бригада  стреляющих  кораблей  с  различными  типами  торпедных  аппаратов.  В  Баренцевом  море  и  в  дальневосточных  морях  оборудованных  полигонов,  аналогичных  феодосийскому,  не  было.  В  результате  получили  то,  что  получили.  А  чья  вахта  организовать  такие  полигоны?  Во  всяком  случае,  не  только  «Гидроприбора».   И  даже  не  только  4-го  главка.  Это  уже  уровень  Министерства  Судостроительной  промышленности  и  Заместителя  Главкома  ВМФ  по  кораблестроению  и  вооружению.

 Стрельба  опытными  торпедами  на  флоте  в  интересах  разработчиков  торпед  должна  быть  приоритетной  задачей  для  командиров  соединений.  Разработчики  оружия  не  должны  быть  просителями  у  флотских  начальников  кораблей  для  испытаний  оружия.  Нормально,  это  обращение  адмиралов:  «чего  изволите,  товарищи  ученые».  Вахта  ученых - разработчиков  оружия -  находить  и  реализовывать  в  своих  разработках  технические  решения  проблем.  Тратить  время  инженеров  разработчика  оружия  на  организационные  хлопоты -  очень  мягко  скажем,  нерационально. Стрельбы  выполнялись,  хотя  и  с  большими  организационными  трудностями.  Выполнялись  потому,  что  приказами  Главнокомандующего  ВМФ  председателями  комиссий  по  проведению  стрельб  назначались - с  подачи  московских  торпедных  начальников - командиры  соединений.  В их  распоряжении  главное:  корабли.  Иначе  нам  удачи  не  видать. 

 Все  эти  недостатки  должны  были  быть  обнаружены  на  этапе  заводских  испытаний.  А  с  каких  кораблей  их  можно  было  провести?  Не  было  таких  кораблей.  А  если  следующие  поколения  торпед  будут  впервые  встречаться  с  лодками  следующих  поколений  на  Государственных  испытаниях,  то  история  будет  повторяться.

 С  учетом  сложности  научных  и  технических  проблем  и  конкретных  условий,  в  которых  разрабатывалась  торпеда,  результат  работы  «Гидроприбора»  следует  признать  вполне  удовлетворительным.

 

                                                                    Послесловие  

 Неожиданную  признательность  за  работу  автор  получил  в  г. Воронеже  на  презентации  альманаха  «Колыбель  Российского  флота».  Бывший  командир  бригады  подводных  лодок,  базировавшихся  в  Триполи.  в  частной  беседе  с  автором  сказал  следующее:

 -Из  Ваших  очерков  я  узнал  две  вещи:  кому  мы  обязаны  избавлением  от  необходимости  возить  каждый  год  торпеды  из  Севастополя  на  замену,  и  каких  трудов  стоило  изменить  одну  цифру  в  документе.  Большое  тебе  спасибо. 

 На  кого  работают – те  и  благодарят.  За  диссертации – ученые  адмиралы,  за  торпеды – флотские.

Прочитано 3067 раз
Другие материалы в этой категории: « Второй наезд на торпеду Эпилог »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь