Порядок награждения был отработан в стране до автоматизма на самом «верху». Главные герои - кремлевские «старцы»: дожил до 60-ти лет - и уже герой, а до 70-ти - так уже и дважды. Один носил только орденские планки. Носить сами награды ему было уже не под силу: так же трудно, как нам сосчитать их.
Итак, «Представить коллектив….». А где этот самый коллектив? В КБ завода. И руководители завода директор В. Шнурников и главный инженер Е. Кононов формируют список представляемых. В списке, естественно, главный конструктор Д. Гинзбург и его заместитель Е. Барыбин. Промышленники, представляя коллектив разработчиков, включали в него и военных, принимавших активное участие в разработке.
Где есть военные - хотя бы один - обязательно будет и начальник. Иначе у нас и не бывает. «Список» поступил в Москву: в УПВ и в Главк. На рассмотрение, визирование, согласование и «утрясание». Там это умеют делать!
По согласованию руководителей завода с П. Колядиным две кандидатуры - от военных, о чем Колядин доложил своему московскому начальнику Г. Акопову.
-Одна - твоя, Петр Кузьмич.
-Вторая - Петров?
Грант знал все и обстановкой в УПВ, безусловно, владел и ответил: «не пройдет».
С. Бутов, возможно, единственный из начальников Центральных управлений не отмеченный Госпремией к тому времени, остался без премии за «Водопад». А тут такой шанс! О том, что «запахло премией» узнал Миша Берсудский, немедленно попер в Москву и с таким напором доложил Бутову о своих заслугах, что Бутов не выдержал натиска и сдался: одна «кандидатура от военных» была определена. А вторая? Нелегким был выбор у Сергея Алексеевича, но он был сделан. Попытки Валентина Вязникова отстоять кандидатуру П. Колядина успеха не имели: против начальства идти - себе дороже. Ложиться «на амбразуру», как это сделал Колядин при подписании подложного финансового документа, и подставлять под награду собственную грудь - «две большие разницы».
К этому времени были получены положительные отзывы о торпеде от Минно-торпедных управлений Северного и Тихоокеанского флотов. Весьма кстати.
К этому же нужному времени позиция Военного института в отношении торпеды 53-65К изменилась на противоположную. Возможно, вынужденную. Оба института, по существу, были прижаты заводом лопатками к ковру: торпеда завода на кораблях, а торпеды институтов либо уже на полках, либо вообще до кораблей не дошли. Адмирал Хурденко А. А. на этот раз дал высокую оценку торпеде и высказался за присвоение коллективу разработчиков Государственной премии. Cреди Лауреатов Госпремии был, естественно, и Бутов.
Длительная эволюция и естественный отбор среди начальников привели к тому, что среди выживших видов оказались и такие, которые в любой момент готовы подставить под награду свою грудь, а под фитиль - задницу подчиненного.
А Петр Колядин Лауреатом Госпремии так и не стал. Лауреатами стали С. Бутов - по положению начальника (как хорошо быть адмиралом!)- и М. Берсудский, принимавший активное участие в работах с торпедой, а, главное, с большим напором доложивший Бутову о своих заслугах. Для Петра Колядина, более всех рисковавшего, возможно, не только погонами при финансировании работы, помогавшего изо всех сил заводу, автора некоторых технических решений, по существу, исхлопотавшего эту премию, места в лауреатском списке не нашлось. Но это обычная флотская практика: награждение непричастных и наказание невиновных. Таковы уж особенности национальной военной службы в России.
Но не только у военных были проблемы с формированием списка представленных к присвоению звания Лауреата Госпремии. Были они и у гражданских. Нет, не на заводе. Там всем известно, кто чего стоит в разработке и испытаниях торпеды. События со списком в Главке развивались примерно так же, как и у военных. От КБ завода в списке был заместитель Главного конструктора Евгений Матвеевич Барыбин: автор идеи этой торпеды. Более чем кто- либо другой из инженеров вложивший энергии ума, души и рук в создание торпеды. Был. Ну и этого достаточно.
Люди, хорошо знающие свое дело, не гнутся перед начальниками, даже высокими. Не гнулся и Евгений Матвеевич. Его независимые суждения не нравились начальнику Главка. Такие люди, естественно, никак не годятся в Лауреаты. Кто он, собственно, такой этот самый Барыбин Евгений Матвеевич? Заместитель главного конструктора? Испытатель торпед? Учитель флотских торпедистов? Ну, так и пусть конструирует свои торпеды! Пусть испытывает их сколько душе угодно! Пусть себе катается по флотам да учит флотских торпедистов! Еще и премию захотел? Ну, это уж и слишком! Совсем уж оборзел, бессовестный! Не все ж ему. Надо же и другим достойным людям что-нибудь оставить. Хотя бы Государственную премию, что ли. Подходящая грудь в Главке найдется. Вот и не нашлось места в списке представленных Евгению Матвеевичу. Лауреатом стал совсем другой человек: работник Главка, курировавший работу завода. Приславший в Севастополь «телегу» с требованием прекратить испытания «самоделки». Вот и наступил «последний момент». Шеф появился. Как и подобает: в последний момент. Во всей красе со знаком Лауреата Госпремии на груди. На флоте о таком торпедисте никто и слыхом не слыхал. «Курировать» и делать что-либо – «две большие разницы». Курировать, конечно, сложнее, чем делать. За то и награда. Это о нем:
И на груди его могучей
Как будто в несколько рядов
Одна медаль висела кучей
И та - за выслугу годов.
Прошу любить и жаловать нового лауреата куратора Главка Юрия Грознова. Надо знать, где работать и кого курировать. Грознов знал. Ай да Юра!
А Евгений Матвеевич «побывал в списке» представленных к награде. Хватит с него и этого! Такова торпедная жизнь в КБ.
А о Петре Харитоновиче Резчике никто и не вспомнил. Хотя бы посмертно. Помер Максим - ну и… с ним! Забыли. Нехорошо получилось. Очень нехорошо.
Дитя Машиностроительного завода имени С.М. Кирова - торпеда 53-65К - в боевом строю нашего оружия уже больше сорока лет. В ее составе есть разработки Гидроприбора. Но это нормально и заслуги завода ничуть не уменьшает. Она родилась не благодаря нашим ученым, а, скорее, вопреки им.
Создание этой торпеды и вооружение ею Советского и Российского Военно-Морского Флота - это редкий пример конкуренции и, впоследствии, сотрудничества, хотя и вынужденного, монополистов-разработчиков ЦНИИ “Гидроприбор” и Военно-Морского института с одной стороны и КБ завода-изготовителя и Военного представительства - с другой.
У торпеды 53-65К было быстрое, но трудное рождение, будет долгая и славная жизнь и почетная кончина вместе с кораблями и подводными лодками второго поколения. Тем почетнее победа КБ завода-изготовителя! Это единственная торпеда, за которую Государственная премия присуждена в 1982-ом году, спустя 11 лет после принятия ее на вооружение, не только по закону, но и по совести: после нескольких лет ее содержания на носителях и подтверждения ею высоких эксплуатационных свойств. Как лучшие танки и самолеты, торпеда 53-65К так же достойна пьедестала. А на постаменте пьедестала не худо бы иметь барельеф с фигурами отцов-основателей: Г.Акопова, П.Резчика, Е.Барыбина, П.Колядина и группы конструкторов во главе с Д.Гинзбургом или хотя бы перечень этих заслуженных людей. Не в Алма-Ате, так хотя бы в Кронштадте. В надежде, что Кронштадт останется Российским навсегда. Разработка торпеды 53-65К это их гражданский подвиг.