Сменил в должности заместителя командира части Андрея Андреевича Хурденко. Капитан 1-го ранга. Настоящий флотский торпедист, просоленный морем.
Его отличительная черта: упорство в достижении цели. Характер, можно сказать, нордический, выдержанный. Должность заместителя командира части - адмиральская. Получил звание «контр-адмирал». Правда, после того, как звание адмирала получил его подчиненный Корунов Юрий Леонидович. Свою временную неудачу переживал значительно больше, чем просто «очень», но показал, что «умеет держать удар» как настоящий казак и мужчина. Исключительно благодаря своему упорству Валентин Михайлович стал доктором военных наук.
Как и А. А. Хурденко, высоких гостей Валентин Михайлович встречал лично. Поручить такое дело начальнику какого-нибудь отдела значит проявить неуважение к гостю. Гость - генерал-полковник из Министерства обороны. Валентин Михайлович подготовил доклад о том, какие подвиги совершает вверенное ему подразделение института. Цену четкому докладу он знал еще по службе на флоте. Для проверки качества доклада собрал начальников управлений, некоторых начальников отделов: мало ли что нужно подправить. И начал доклад командным голосом, каким обычно командующий парадом отдает рапорт принимающему парад:
-Товарищ генерал-полковник! Подразделение института выполняет…
Минуты через три кто-то из присутствующих остановил его: вот тут правильно будет сказать вот так…
-Ага, ясно. Продолжим:
-Товарищ генерал-полковник! Подразделение …
Минут через пять кто-то снова остановил его: вот тут правильно будет сказать вот этак…
-Ага, ясно. Продолжим.
-Товарищ генерал-полковник! …
Получасовой доклад растянулся часа на три. Доложить четко надо уметь! Без тренировки хорошего доклада не получится.
Докладывая что-либо по телефону своим московским начальникам, вставал из-за стола, говорил громко, считая, что так его лучше услышат.
Валентин Михайлович не стеснялся учиться у подчиненных. При первой встрече в Институте Ларион удивился его вопросу: что такое ТТХ и ЭТХ*. Для сотрудников Института, пользующихся этими документами, это, как говорится, «элементарно, Ватсон». Но вспомнил, что и сам он до прихода в Институт этого не знал. В «Академиях» этого не проходят, на «Классах» не изучают, об Училищах и говорить не приходится. Флотские торпедисты тоже не знают о таких документах. Огромадный секрет! Это сейчас и ТТХ и ЭТХ и схемы боевого использования на рекламных проспектах торпед: нынче без рекламы и демонстраций на выставках ничего не продашь. А в те времена – упаси, Боже! Наверное, БИУСники знали: им без этого никак нельзя. А как же «изучают торпеду» в Училищах, на классах, в Академии да и офицеры на флотах? Да примерно так, как артист Евгений Леонов рассказывал в известном кинофильме:
-Тигр состоит из следующих основных частей: лопатка, окорок, огузок…
Торпеду нужно начинать изучать не с того, из каких основных частей она состоит, а с ее места, как боевой части в комплексе торпедного вооружения, ее связей с торпедным аппаратом и БИУСом, какими документами эти связи регламентируются, кто их разрабатывает, кто согласовывает и что означает их согласование. А потом уж с траектории движения и из каких основных частей она состоит. Это деловой совет начальникам кафедр торпедного оружия Училищ, Классов и Академии.
Если Валентину Михайловичу было что-либо неясно из того, что ему докладывали по плакату, схеме или таблице, то он был вполне самокритичен:
-Я, может быть, дурак и чего-то тут не понимаю, так разъясните мне…
Хорошему человеку почему ж не разъяснить все, что нужно. А когда обсуждался сложный вопрос, то он интегрировал общее мнение следующим образом:
- Я думаю, что мы поступим правильно, если…
Поступали всегда, конечно, правильно, потому, что всегда хотели, как лучше. Получалось, конечно, по- разному.
Валентин Михайлович оказался настоящим бойцом. Его роман с ученой дамой закончился счастливым браком. Это поступок настоящего мужчины. Ученые адмиралы обожают ученых дам и охотно на них женятся. Так что, милые дамы, защищайте диссертации, может пригодиться... «в случае чего»