Глава 3. Торпедная наука. Положение дел с противокорабельными торпедами в 60-е годы

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 14:46
Оцените материал
(2 голосов)

Глава  3. Торпедная  наука. Положение дел с противокорабельными  торпедами  в 60-е  годы

 

На  флоте


Какие  противокорабельные  торпеды  мы  имели  в  то  время?

 - 53-56,  53-57 без  систем  самонаведения  с  эффективной  дистанцией  стрельбы  даухторпедным  залпом  около  3,5-х  км.

 - САЭТ-50,  САЭТ-60  с  ССН,  унаследованной  от  немецкой  торпеды  Т-5.  За  четверть  века  дальше  немцев  не  продвинулись.  К  тому  же  в  мизерном  количестве:  к  1969-му  году  торпед  САЭТ-60  было  изготовлено   всего  около  200  штук  
 

 - 53-61  с  такой  системой  самонаведения,  что  торпеда  поражала  форштевень  корабля,  а  надо  бы  корму.  К  тому  же  торпеда  преподнесла   флотским  торпедистам  «подарок».  Главное,  что  неожиданный.  Срок  содержания  на   подводной  лодке  оказался  по  факту  3  месяца  вместо  обещанного  года.  Извольте  перевооружаться  каждый  квартал! 

 Эти  торпеды  по  носителям  лодочные,  с  надводных  кораблей - торпедных  катеров  и  эскадренных  миноносцев -   неприменимые.  А,  между  тем,  высокое  Военно-морское  начальство  находилось  под  впечатлением  от  успешных  торпедных  атак  британских  миноносцев  против  немецких  линкоров  «Тирпиц»  и  «Шарнгорст»  во  время  Второй  мировой  войны  и  успешных  действий  наших  торпедных  катеров  на  Балтике  и  на  Севере.

 А  что  же  для  надводных  кораблей?  А  для  них,  голубчиков,  53-39  и  53-51  (та  же  53-39,  но  с  неконтактным  взрывателем).  Пришлось  даже  возвратиться  к  производству  53-39  под  новым  названием  53-56В.  Пойти  на  такой  шаг  пришлось  от  безысходности.   Эффективная  дистанция  стрельбы  двухторпедным  залпом  этими  торпедами  около  3-х  км.  Для  периода  Великой  Отечественной  войны  этого  было  достаточно.  Даже  10  лет  спустя  после  войны  это  было  еще  приемлемо.  Во  время  войны  Англии  и  Франции  против  Египта  за  Суэцкий  канал  в  1956  году  наш  Шеф,  Герой  Советского  Союза  Свердлов  Абрам  Григорьевич,  сказал  одному  из  военачальников  фразу,  услышанную  дежурным  по  роте.

 - Там  мой  дружок  капитан  1-го  ранга  Алексеев.  Он  этим  б….  даст  проссаться!

Он  имел   в  виду  англичан  и  французов.  Катерники  Египта  потопили  легкий  крейсер  французов.  Должно  быть,  дружок  нашего  шефа  хорошо  знал  свое  дело.

 Однако,  к  делу. 

 После  войны  родилось,  отслужило  положенные  четверть  века  и  ушло  в  небытие  новое  поколение  надводных  носителей  торпед:  торпедные  катера  (пр. 183-Т – более  двухсот  корпусов)  и  эскадренные  миноносцы (пр. 30,  30-бис – более  семидесяти  корпусов),  которое  так  и  не  получило  положенного  им  по  статусу  «торпедного  довольствия».  Более  того,  даже  следующее  поколение  носителей:  торпедные  катера  пр.  205,  206 ,   эскадренные  миноносцы  пр.  56  и  даже  подводные  лодки  2-го  поколения  получили  торпеду  53-56В  в  боекомплект.  С  такими  торпедами  впору  Шефа  воскрешать  из  могилы  с  его  знаменитым  выражением:

 - Подходи  на  4-5  кабельтовых  и  стреляй!  Угол  упреждения  будет  10  градусов!

 Однако,  времена,  когда  немецкие  карманные  линкоры  с экономичными  дизелями  в  одиночку  бродили  по  океанам,  давно  прошли.  Артиллерийское  сопротивление  целей  и  их  охраны  возросло  на  порядок,  а  нам  все  еще  «подходи  на  4-5  кабельтовых».  За  почти  100  лет  недалеко  ушли  от  лейтенанта  Макарова  Степана  Осиповича  с  его  шестовыми  минами.  Преодолевать  сопротивление  охраны  и  лезть  под  самый  борт  главной  цели?  Дожили.  Спросить  за  такое  положение  дел  еще  было  с  кого,  но  уже  не  было  кому:  ни  Иосифа  Виссарионовича  (это - тот,  который  товарищ  Сталин),  ни  Лаврентия  Павловича  (это - тот,  который  товарищ  Берия)  уже  не  было  в  живых.  Они,  правда,  спрашивали  со  всех  подряд  и,  главным  образом,  не  с  тех,  с  кого  нужно.  Но  тут  уж  ничего  не  поделаешь,  такова  наша  история  и  другой  у  нас  нет.  Торпедные  начальники  -  военные  и  гражданские - как-то  уцелели  от  гнева  праведного  начальников  еще  более  высоких.  А  кто  из  начальников,  собственно,  принимает  решение,  какие  торпеды  делать?  Ключевыми  фигурами  являются:  начальник  торпедного  отдела  Минно-торпедного  управления  ВМФ - распорядитель  кредитов,  ибо  кто  платит,  тот  и  музыку  заказывает,  и  главный  ученый  торпедист  и  военный  советник  распорядителя  кредитов:  начальник  торпедного  управления  Военно-морского  института.   Похоже,  что  в  50-х  годах  имели  место  стратегические  ошибки  в  выборе  типа  энергосиловых  установок  для  торпед:  перекиси  водорода,  а  не  кислорода  в  качестве  окислителя.  В  результате  пришли  к  кризису  в  60-х  годах.

 И  подумать  страшно,  каким  торпедным  хламом  были  бы  вооружены  наши  корабли,  если  бы  КБ  Машиностроительного  завода  им.  Кирова  не  спасло  положение,  разработав  торпеду   

53-65К… Как  дошли  до  жизни  такой?  А  так  и  дошли.

 

Прочитано 2393 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь