На двери большой - метров 20 квадратных - комнаты вполне уместной была бы табличка с надписью: «Убойный отдел, расследования».
На флот часто приезжали представители института: иногда по всякого рода скользким вопросам, и всегда -- по чрезвычайным. Представителей институтов - и военных и гражданских - на флоте часто с иронией зовут «учеными» или «наукой». Чаще всего это были люди, сведущие в своем деле, но бывало и так, что это были люди удивительные, недоступные пониманию флотского торпедиста.
В начале 70-ых годов флот встревожила полоса протечек электролита из батарей МЗ-2 в торпедах СЭТ-40, содержавшихся в торпедных аппаратах надводных кораблей. Картина впечатляющая: электролит насквозь проедал корпус аккумуляторной батареи и алюминиевый корпус аккумуляторного отделения и «пузо» торпеды напоминало решето. Торпедисты управления всерьез полагали, что дело не только в конструкции батареи, но и в режиме обогрева. Случалось даже так, что обогрев торпед на кораблях приводил к расплавлению взрывчатого вещества. Работа по подтверждению этого предположительного диагноза была поручена Юре Москалеву. Он несколько дней грел торпеды в трубах пятитрубного торпедного аппарата, укрытого - как на корабле - брезентом. И получил результат: электролит потек. Немедленно был вызван представитель Военно-морского института. Это был капитан 1-го ранга Леонид Ковалев, курировавший в свое время разработку батарей. Лицо, так сказать, не только заинтересованное, но и ответственное в прямом смысле этого слова. Офицеры и мастера арсенала несколькими невинными на первый взгляд вопросами проверили его «на прочность» по специальности и быстро установили, что в торпедах он «не волокет» 16 и потеряли профессиональный интерес к нему. А офицеры узнали, что он-то и есть начальник серийного отдела института. И восхитились: до чего же отважные люди водятся в военном институте! В любое кресло готовы сесть, лишь бы на погоны очередную звезду получить. Ничего себе штучки! Несколько позже стало известно, что в качестве начальника серийного отдела он, оказывается, развивал «теорию эксплуатации торпед». Ну, это нам знакомо: чего не знаешь - иди учить других. Заодно и сам разберешься…может быть…когда-нибудь.
Главный инженер арсенала Петр Михайлович Рыбаков показал ему предметно, что теория без практики мертва. А практика такова. Пригласил его к торпеде, у которой электролит разъел все «пузо». Боевое зарядное отделение (БЗО) было разобщено 17 с аккумуляторным и находилось примерно в метре от него. Показал Ковалеву лепешку вещества грязно-серого цвета размером с ладонь, лежавшую внизу аккумуляторного отделения близ стыка с БЗО, и сказал:
- Вот видите, как разогревается торпеда? Даже взрывчатка расплавилась.
- Этого не может быть! Никогда! Это не взрывчатка!
Ковалев сказал это с таким убеждением, что, должно быть, и сам этому поверил.
- Посмотрим, однако, - пожал плечами Петр Михайлович. Достал из кармана перочинный нож, отколупнул кусочек серой массы и положил его на торпеду. Из другого кармана достал спички - вахта, отбиравшая спички у всех, не могла отобрать их у главного инженера - и поджег этот кусочек. Во все стороны полетели маленькие искорки. Это горели металлические примеси. От такого святотатства - поджечь хоть и маленький кусочек взрывчатки в метре от БЗО - Ковалев обалдел.
- Так что мы в двух шагах от взрыва на корабле.
И эти два шага были сделаны. Прежде, чем Ковалев и промышленность успели что-либо предпринять. На СКР-136 Камчатской военной флотилии в трубе торпедного аппарата взорвалась торпеда СЭТ-40.