Мечты торпедистов

Опубликовано в Капитан 1 ранга Бозин Ларион Михайлович "Очерки торпедной жизни" Вторник, 19 мая 2015 14:31
Оцените материал
(0 голосов)

А  торпедисты  мечтают  о  том,  какая  им  нужна  торпеда.  Итог  мечтаний  сформулировал  начальник  торпедного  отдела.  В  качестве  науки  молодым  сотрудникам.  На  случай,  если  они  окажутся  причастными  к  разработке  торпед.  Итак,  слово  капитану  1-го  ранга  Игорю  Лосю.

 -В  процессе  жизненного  цикла  торпеды  с  нею  имеют  дело  представители  различных  организаций  и  в  понятие  “хорошая  торпеда”  они   вкладывают  свои  требования.

 - Для  разработчиков  торпеды  и   военного  института,  обосновывающего  требования  к  торпеде  и   наблюдающего  за  ходом  ее   разработки,  “хорошая  торпеда” - это  высокая  скорость,  большая  дальность  и  глубина  хода,  большой  радиус  реагирования  системы  самонаведения.  За  это  присваивают  звания  лауреатов  Государственных  премий,  награждают  орденами  и  медалями.  Ну  и  неограниченное  финансирование  разработки  тоже  очень  неплохо.  Можно  долго  кормить  коллектив  разработчиков.

 - Для   заказывающего  управления  дополнительно  к  перечисленному  это  еще  и  пригодность  к  массовому  производству.  У  него  деньги,  на  нем  и  ответственность  за  обеспеченность флота торпедами.

 Во  время  ОНО  вопрос  о  стоимости  торпеды  не  стоял.  Нужны  деньги?  Напечатаем!  Нужно  серебро  для  батарей  по  полтонны  на  штуку?  Накопаем  или  купим!  Сейчас  другое  дело.  Когда  нет  денег  ни  на  что,  приходится  осмотрительно  распоряжаться  теми  крохами,  которые  удается  получить  из  бюджета  для  своей  отрасли.

 - Для  эксплуатационников - офицеров  Минно-торпедных  управлений  флотов  и  торпедно-технических  баз  “хорошая  торпеда”  должна  отвечать   дополнительным  требованиям,  а  именно:

 - иметь  срок  содержания  на  носителях,  исключающий  необходимость  перевооружения  кораблей  в  период  плавания  между  постановками  в  док  или  в  завод  для  ремонта,  что  очень  важно  и   для  баз  оружия  флота,  так  как  существенно  уменьшает  объем  работ  по  приготовлению  торпед  к  выдаче  на  носители  и  разоружению  после  снятия  с  кораблей.  Кроме  того,  многочисленные  приготовления  и  разоружения  торпед,  как  показывает  опыт,  не  способствуют  сохранению  материальной  части  торпед  в  исправном  состоянии.  Скорее,  наоборот.


 - быть  несложной,  технологичной  в  приготовлении.  Личный  состав  срочной  службы,  занятый  на  этих  работах,  только  к  концу  своей  службы  становится  достаточно  опытным.  А  если  уж  без  серьезных  проверок  торпед  при  приготовлении  не  обойтись,  то  пусть  они  будут  автоматизированными,  не   требующими   разобщения  торпеды  на  отдельные  составные  части  с  проверками  их  на  своих  столах  прокачки,   контрольно-регулировочных  станциях   и  пр.  В  этой  области  нас  торпедистов  обошли  ракетчики  со  своими  АКИПС3.  А  ведь  торпеды  разрабатывались  в  то  же  время,  что  и  ракеты.  Возможно,  это  результат  ограничения  доступа  торпедистов  к  разработкам  ракетчиков.  Не  исключено,  что  это   следствие  нашего  профессионального  происхождения.  Мы - торпедисты - произошли  от  других,  чем  ракетчики,  обезьян.  Наши  родители - кораблестроители,  а  место  нашего  рождения - механическая  мастерская  и  кузница.  Да  и  наш  минно-торпедный  Главк - подразделение  Министерства  судостроительной  промышленности.  А  ракетчики  начинали  с  чистого  листа.  Они  не  отягощены  традициями,  опытом  разработки  предыдущих  образцов,  станочным  оборудованием  серийных  заводов.  У  них,  можно  сказать,  «непорочное  зачатие».  

 - Как  объект  хранения  и  транспортировки  торпеда  в  идеале  должна  представлять  собой  одно  транспортировочное «место»  и  не  бояться  суровых  условий  хранения.

Торпеды  для  кораблей  и  подводных  лодок  2-го  поколения  могли  бы  быть  и  существенно  лучше.  Не  в  плане  технических  характеристик,  а  в  плане  эксплуатации.  Например,  проверка  составных  частей  торпеды  без  их  демонтажа  из  торпеды,  а  в  сборе  с  торпедой  через  контрольные  разъемы. Прокачка  приборов  курса  в  составе  торпеды  на  стенде-качалке.  Снабдил  лимб  нониусом - и  отсчитывай  углы  увода.  А  если  что  и  нужно  подрегулировать,  так  обеспечь  доступ  к  регулировочным  устройствам.  Причина  неудачных  технических  решений  применительно  к  эксплуатации  торпед  заключается,  как мне  представляется,  в  сверхсекретности  разработки.  Слишком  уж  ограниченный  круг  людей  допускается  к  работе.  А  между  тем,  было  бы  исключительно  полезным  привлекать  минно-торпедные  управления  флотов  к  участию  в  разработке  раздела  Технического  задания,  касающегося  требований  по эксплуатации.  Опыт  эксплуатации  торпед  у  офицеров  флота  не  заменишь  ничем:  он или  есть,  или  его  нет.

 - Практический  вариант  исполнения  торпеды  должен  быть  не  только  близким  по  своим  техническим  характеристикам  к  боевому  варианту,  но  и  быть  пригодным  к  многократному  использованию  без  частого  и  длительного  пребывания  в  ремонте.  Кроме  того,  торпеда  должна  надежно  всплывать  и  хорошо  обозначать  точку  всплытия.  Как  тут  не  похвалить  ракетный  прибор  следности,  дающий  прекрасную  картину  хода  противокорабельной  торпеды.  Словом,  практическая  торпеда  тогда  хороша,  когда  ею  любят  стрелять.  Правда,  сделать  практический  вариант  торпеды,  равный  по  своим  техническим  характеристикам  боевому,  наверное,  сложно.  И  чем  дальше,  тем  отличия  будут  возрастать. Особенно  у  электрических  торпед  с  одноразовыми  батареями.  А  всегда  ли  нужно  много  стрелять  практическими  торпедами?  Ракетчики,  кстати,  редко  стреляют  своими  ракетами:  оружие  одноразовое  и  дорогое  даже  для  периода  неограниченного  финансирования.

 По  зрелом  размышлении  на  эту  тему  я  бы  так  определил  необходимость  или  отсутствие  таковой  в  массовом  использовании  практических  торпед  в  боевой  подготовке  кораблей.

 Серьезный  недостаток  при  разработке  торпед  заключается  в  малом  объеме  испытаний.  Торпеды  рождаются  с  серьезными  изъянами,  не  обнаруженными  в  ходе  недостаточных  по  объему  заводских  и  государственных  испытаний  и,  естественно,  не  устраненными.  В  таком  случае  массовое  использование  торпед  в  ходе  боевой  подготовки  это,  по  сути  дела,  продолжение  государственных испытаний.  В первые  5-6  лет  освоения  торпеды флотом  обнаруживаются  серьезные  недостатки  и  производятся  различные доработки,  в том  числе  и  для  достижения  заявленных  при разработке технических характеристик. Примеров  тому  масса.

 Когда  американцы  разрабатывали  свою  торпеду  Мк-48,  то  в  ходе  испытаний  произвели  более  1000  выстрелов,  все  про  свою  торпеду узнали,  «выгребли»  все  ее недостатки  и  запустили  в  серию.  А  вот  наш  аналог  этой  торпеды - УСЭТ-80 – в  ходе  испытаний  имел  число  выстрелов  на  порядок  меньше,  чем  Мк-48.  Потому,  наверное,  и  родился,  не  смотря  на  пятнадцатилетний  срок  беременности,  недоношенным  с  шестью  проблемами  на  своей  шкуре.  Нелишним  будет  напомнить,  что  единый  с  ракетчиками  ввод  данных через  разъем АЭРВД37 был реализован в  торпеде  под нажимом Министра судостроительной  промышленности  и  под  угрозой  применения  самых  суровых  кар.  Как  инженер,  Министр  оказался  выше  коллектива  разработчиков,  возглавляемого  доктором,  лауреатом  и  почти  академиком.  Честь  ему   и  хвала  за  это.  Если,  конечно,  министр  сам  додумался  до  этого,  хотя  это  вряд  ли.

Коли  уж  не  удастся  сделать  практическую  торпеду,  равную  боевой  по  техническим  характеристикам,  значит  нужно  искать  другое  техническое  решение.  Например,  ходовой  макет  торпеды  с  малой - 2-3  км  -  дальностью  хода.  Это   не  сложно.  А  боевое  упражнение  выполнять  в  два  этапа.  Первый - обнаружение  цели,  определение  элементов  (хотя  бы  некоторых)  движения  цели,  занятие  позиции  залпа  и  условный  залп.  Определение  успешности выполнения боевого упражнения и составление отчета - по  распечаткам  БИУС  стреляющего  корабля  и  корабля-цели.  В  этом  случае  возможна  автоматизация  построения   взаимного  маневрирования стреляющего корабля и цели. Второй этап - сближение  с  целью  на  дистанцию  1,5-2 км  и  выстрел  по  цели.  Назначение  фактического  выстрела:  проверка  правильности  ввода  данных,  исправности  торпедных  аппаратов,  управляемости  торпеды,  радиуса  реагирования  и  устойчивости работы  системы  самонаведения,  помехозащищенности  неконтактных   взрывателей.  Результаты  расшифровки  записей  регистраторов - в  дополнение  к  отчету.

 Для людей государственных, стоящих и над  разработчиками,  и над заказчиками, и над эксплуатационниками критерием  «хорошей  торпеды»  является  интегральный  показатель:  «цена - качество».  Сказанное особенно  актуально  сейчас,  когда  денег  для  торпедистов  явно  недостаточно.

 Совсем  недавно  при  рассмотрении  очередного  этапа  разработки  новой  торпеды  разработчики  оказались  неготовыми  к  ответу  на  вопросы:  сколько  же  будет  стоить  один  практический  выстрел  вашей  торпедой?  К  каким  расходам  приготовиться  заказчику  и  сколько  денег  просить  и  планировать  на  боевую  подготовку?  Где  и  как  планируется  приготовление  к  выстрелу,   ремонт  и  транспортировка  торпед?  Медленно  проникают  в  сознание  разработчиков  экономические  оценки.  При  нынешнем  уровне  финансирования  объем  Государственных  испытаний  будет явно недостаточным. Значит, боевая подготовка неизбежно  станет  их  продолжением.  Со  всеми  вытекающими.

 Еще  несколько  слов  о  разработке  новых  образцов   оружия  в  одной  из  организаций. 

Назовем  ее  «Гидропривод».  При  «коммунистах»  в  разработке  всегда  было  несколько  образцов  оружия. По  слухам  (а  мы  не  можем  не  верить  слухам,  которые  сами  же  и  распускаем)  в последние  годы  ситуация  изменилась  в  корне:  вместо  разработки  оружия  новая  администрация  разводит  методом  «клонирования»,  в  основном…заместителей!  Года  два  назад  их  было,  по  неофициальным  сведениям,  аж  17  штук!  И  еще  одна  советница!  С  окладами  порядка  ста  тысяч  рублей. «Отставная  общественность»,  поверить  подобным  слухам,  конечно, не  могла:  быть  того  не  может,  потому  что  такого-этого  не  может  быть  никогла!.

 Господин  президент!  Дмитрий  Анатольевич!  Господин  премьер-министр! Владимир  Владимирович!  Вы  затеяли  сократить  чиновничий  аппарат  на  20%. Пока  сокращаете,  они  снова  разведутся,  как  тараканы.

 В  природе  отмечено  такое  явление.  На  городских  свалках  разводится  такое  количество  ворон,  крыс,  чаек  и  другой  живности,  которое  эта  свалка  может  прокормить. Так  и  с  нынешним  чиновничеством. Поменьше  давайте  денег  Государственным  Унитарным  Предприятиям!  Чем  больше  дадите – тем  больше  разведется  там  заместителей,  помощников,  советников,  референтов,  членов  наблюдательных  советов и  пр.  В  одном  можете  быть  уверены:  сколько  денег  ни  дадите – все  они  будут  «освоены»  оравой  помощников,  советников,  референтов…  Куда  Степашин  со  своими  аудиторами  ни  сунется,  везде  сплошное  воровство.  «Черных  дыр»  у  нас  и  без  них  хватает.  А  то,  ведь,  нефти  и  газа  может  нехватить.   Купим  вертолетоносец  «Мистраль»  у  Франции,  а  на  разработку  оружия  и  денег  не  останется..

Прочитано 2648 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь