Славный город Визакхапатнам

Опубликовано в Капитан 1 ранга Теренов Александр Иванович "Хождение за три моря" Понедельник, 11 мая 2015 13:24
Оцените материал
(1 Голосовать)

Несмотря на свое труднопроизносимое для русского человека название – очень милый, провинциальный городок, расположенный на 17-й параллели восточного побережья Индии. Мы его называли просто Визак. История города тесно связана с уникальной, естественной гаванью, укрытой от внешнего воздействия рельефом местности. Говорят даже, что Господь поцеловал это место на земле, ведь он назван в честь бога бесстрашия Визакхи, сына Шивы и Парвати, который также является правителем планеты Марс и богом войны. Древность региона подтверждается упоминанием о нем в древнеиндийских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата». В поисках своей похищенной жены Рама узнал здесь  от своих друзей, где находится предводитель обезьян Хануман, который помог ему в сражении с Раваной.*5 Являясь когда – то частью огромной империи Калинга, этот район знаменит кровавой битвой Великого царя Ашоки за присоединение этой империи к своим владениям. Здесь Ашока, осознав масштабы бедствий от своей победы, принял буддизм и стал насаждать эту религию по всей империи.

Географически у города удачное расположение тем, что и климат достаточно благоприятен, особенно в сравнении с Калькуттой или Мумбаем. Восточные Гаты в этом районе вплотную подходят к Бенгальскому заливу, а влажность не дает температуре подниматься выше 38 градусов. Прекрасные пляжи и бескрайние голубые воды залива, горы, покрытые зелеными шапками лесов, потрясающие долины и хрустальные каскады, пещеры, образовавшиеся миллион лет назад, знаменитый горный храм XI века, древние буддийские монастыри все это делает регион идеальной целью туриста.

Визакхапатнам – родина подводников, именно сюда после подъема индийского флага 8 декабря 1967 году пришли первые советские подлодки пр. 641, а затем и другие корабли, закупленные в СССР. С тех пор этот день отмечается как День рождения подводных сил. Именно здесь расположен штаб подводных сил, учебный центр подводников. Поскольку многие моряки обучались в Советском Союзе, русский язык здесь не в диковинку. Здесь же в Визакхапатаме 26 июля 2009 года спущена на воду первая индийская атомная подводная лодка. Я видел ее своими глазами, она прекрасна, если такие эпитеты пртименимы к оружию.

Во Второй мировой войне японцы, готовясь к захвату Индии, неоднократно подвергали город бомбардировке с воздуха, а война с Пакистаном 1971 года оставила свой след: недалеко от входа в гавань, на глубине 80 метров, погибла в бою с индийским фрегатом пакистанская подлодка «Гази». Она и сейчас на дне, по взаимной договоренности сторон ее не поднимают, чтобы не тревожить прах погибших моряков.

Вернувшись в Визак через двадцать лет, я не узнал город - настолько он изменился! Построены новая объездная автодорога, эстакады и международный аэропорт, отделана мрамором великолепная набережная, скрыта под землю когда-то зловонная канализация, моторикши оборудованы стереомузыкой. Подводная лодка пр. 641 «Курсура», прослужив более 30 лет, переоборудована в великолепный музей, поставлена удивительным образом на постамент городского пляжа у набережной в центре города, и люди нескончаемым потоком идут посмотреть, как служат индийские подводники. Знаменитая крылатая фраза «На советских подлодках хорошо воевать, но служить лучше на немецких» - впервые прозвучала здесь, в Визакхапатнаме. На вершине горы, похожей на дельфина, ныряющего в море, построен новый городок для морских офицеров. Флот развивается стремительно, как когда-то у нас в 70-80 годы, офицеров становится больше, нужны новые территории. Отсюда, с высоты птичьего полета, открывается потрясающий вид на голубые воды Бенгальского залива, гавань и на белоснежный город, чем-то этой белоснежностью очень похожий на Париж. Правда, когда опускаешься с горы на грешную землю, наступив в навозную кучу, сравнение с Парижем быстро пропадает. Больше всего поразил относительный порядок на дорогах, которые оборудованы светофорами, разметкой, и люди ездят уже не поперек, как раньше, а вдоль дороги. Что совсем уж удивительно – полиция штрафует за непристегнутый ремень и не правильную парковку, устраивает по вечерам облавы на выпивших водителей. Индийские женщины, особенно молодые, стали еще привлекательнее, и ты вертишь головой, любуясь их многоцветным разнообразием. Жена толкает в бок, мол, не сверни шею, а ты, бормоча себе под нос, оправдываешься: мол, я, конечно, на диете, но меню можно посмотреть?

Многое осталось без изменений: свежевыловленные акулы в рыбной гавани по вечерам, когда рыбаки возвращаются с моря, манго и другие фрукты копеечной стоимости, бардак и грязь на рынке, буйволы и бесхозные коровы на дорогах. На мысе «Нос Дельфина» маяк с одноименным названием по-прежнему, за 40 миль освещает путь морякам, а на горе Росса, у входа в гавань, по-прежнему возвышается церковь Девы Марии. В ста метрах от христианской церкви мечеть с захоронением мусульманского святого, совсем рядом - индусский храм, ведь дружелюбие и толерантность горожан так же не изменились. Остался на своем месте, на вершине горного хребта, и древний храм Симачалам, к которому ведут тысяча ступеней, на каждой из которых сидят нищие, демонстрируя свое уродство. Чтобы подняться к храму, ты меняешь купюры на килограмм мелких монет и бросаешь их в протянутые руки, поднимаясь все выше и выше. Ну а вечером уродливые попрошайки, как и сто лет назад,  меняют свои монеты на бумажные деньги в той же обменной конторе, расходятся на ночлежку, чтобы рано утром занять свое место на ступеньках, ведущих к храму. …..

Прочитано 3386 раз
Другие материалы в этой категории: « Медвежья услуга Легенды об индийской пище »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь