Интервью с Агафоновым В Н

Опубликовано в Капитан 1 ранга Агафонов Виталий Наумович Пятница, 09 апреля 2010 03:57
Оцените материал
(12 голосов)

 

Агафонов Виталий Наумович. Капитан 1 ранга. Командир бригады дизельных ПЛ, тех, что участвовали в походе на Кубу(Карибский кризис). Интервью было взято в 2001 году в период подготовки фильма «Русская глубина»

 (Фотографии из личного архива Агафонова В.Н.)



Почему в зону конфликта были отправлены дизельные подводные лодки?


В зону конфликта были отправлены дизельные подводные лодки,как наиболее подготовленые к этому походу. Было принято решение командующим Северным флотом,- другие подводные лодки не посылать. Почему?

Потому, что атомные подводные лодки только-только вступали в строй. Было много неполадок с техникой, причем в 61 году единственная подводная лодка К-19, потерпела аварию. Другие подводные лодки вступающие в строй, в том числе торпедные ПЛ , тоже имели много неисправностей.

Было принято решение, а других лодок собственно и не было. Тогда с осени 1961 года ПЛ 211 бригады из 4 эскадры,- 4 подводные лодки, начали подготовку, посуществу . Других подводных лодок, насколько мне известно, к этому походу не готовилось.

И Вас назначили командовать подводными лодками ,которые шли в сторону Кубы?

У меня было очень сложное положение. Со мною именно... Командиром 69-й бригады был назначен капитан 1 ранга Евсеев Иван Александрович. Это бывший начальник штаба четвертой эскадры подводных лодок. И он в 1962 году получил звание контр-адмирала, целевым назначением назначен командиром похода по теме "Кама", как она тогда называлась. "Кама" - это одна из подтем операции "Анадырь", которая готовилась к тем событиям, которые нас ожидали в 1962 году.

Что, вы, знали о событиях, которые там происходят?

К сожалению. Кроме каких то догадок, мы ничего официального об этом не знали. Ни где в печати, телевидении, ни в кино ничего не говорилось об осложнении обстановки вокруг Кубы, и между США и СССР. Более того, даже когда нас посылали в этот поход нам было сказано, что 4-м подводным лодкам 69 бригады ПЛ СФ Б-4,Б- 36, Б-59, Б-130 (командирами были капитан 2 ранга Кетов Рюрик Александрович, капитан 2 ранга Дубивко Алексей Федосеевич, капитан 2 ранга Совицкий Валентин Григорьевич, капитан 2 Шумков Николай Александрович), нам было сказано, что этим подводным лодкам предстоит выполнить задание Советского Правительства скрытно пройти через океан, в одну из дружественных стран для дальнейшего базирования в этой стране.

 

Причем ни пункта базирования, ни маршрута - ничего нам известно не было. Все документы секретно разрабатывались в Москве в Главном штабе ВМФ и, видимо, в Генеральном штабе.

Нам документы вручили непосредственно перед походом. Мне был вручен большой пакет, стопка опечатанная печатью Главного штаба ВМФ в Москве - "командиру 69 бригады" и там для каждой подводной лодки был заготовлен пакет отдельно, тоже с грифом "совершенно секретно". Причем эти пакеты были выданы за несколько часов до выхода, и их разрешалось вскрыть только в море.

Было ли на борту ядерное оружие, каковы были директивы по его применению?

Да было. На каждой подводной лодке было погружено по одной торпеде с ядерным боеприпасом. Особых директив по этому вопросу не давалось. Но, существовали на флоте документы, и нам было ясно, кто может отдать приказ на его применение. Этот приказ отдать могла только Москва, Министр обороны.

У кого-нибудь из командиров был опыт применения ядерного оружия?

Опыт применения ядерного оружия был только у одного командира, он имел опыт стрельбы. В 1961 году у острова Новая Земля, на том полигоне, проходили испытания ядерного оружия большой мощности, участвовали подводные лодки, надводные корабли, самолеты.

Подводная лодка Б-130, командир капитан 2 ранга Шумков Николай Александрович, произвела два выстрела, причем оба очень удачно, и лодка не пострадала в пламени взрыва, и командир тогда был награжден орденом "Ленина".

Остальные подводные лодки опыта применения ядерного оружия не имели, но на каждой подводной лодке, согласно курса подготовки, отрабатывались задачи по применению ядерного оружия. Очень хорошую тренировку получали и командиры и весь экипаж ПЛ по изучению ядерного оружия, метода обращения с ним. Проводились многочисленные тренировки по погрузке и выгрузке торпед с ядерным боезарядом.

А был ли страх, или колебания по поводу применения ядерного оружия?

Мы как командиры подводных лодок и личный состав воспитывались в том духе, что должны применить то оружие, которое имели, для защиты Родины. Я это понимал так, и думаю что так понимали другие командиры лодок и личный состав. Никакой боязни, или сомнения у нас конечно не было. И сам опыт стрельбы командиром Б-130 двумя торпедами показал, что командиры и личный состав готовы к использованию ядерного оружия. Конечно, в этом походе мы были готовы, если бы нам поступил такой приказ. Сами понимаете, что к большому счастью этот мировой пожар не разгорелся и Карибский конфликт решили политики. Разум возобладал над этой стихией, которая грозила гибелью всего мира.

После того, как Вы вывели лодку на центр Екатерининской бухты не было ли теперь страха от осознания того, что на борту находится ядерное оружие?

Нет. Я хочу сказать, что вообще мы были воспитаны на опыте Великой Отечественной войны, общались с героями той войны, и говорить о каком ни будь страхе. Мы шли в тот поход стремительно, может мы дальше скажем о тех событиях, которые развернулись у Багамских островов. Мы стремились достичь цели - прийти на помощь Кубе.

Как "чувствовали" себя северные лодки в тропических водах?

Это вопрос относится к конструктивным особенностям тех подводных лодок, которые тогда были. 641 проект, это была самая современная дизельная подводная лодка того времени. Но она была построена для северных широт и умеренного климата. Для плавания в южных, тропических широтах эта лодка не была предназначена и по многим причинам... Во первых; - температура даже на глубине 200 метров приближалась к 30 градусам (не говоря уже о поверхностных температурах),а на лодках не было системы кондиционирования. Вы знаете, что такое кондиционирование сейчас,- оно обеспечивает полный комфорт.

Во вторых; - это были аккумуляторные подводные лодки. Нужно было регулярно подзаряжать аккумуляторы. Аккумуляторная батарея не имела искусственной вентиляции, которая позволяла охлаждать электролит до определенной температуры. А это вело к бурному выделению водорода, батарея вскипала. 3 процента накопления в отсеке водорода - это уже взрывоопасно.

На сколько хватало аккумуляторных батарей?

Мне трудно вспомнить. Для каждой батареи существовали определенные циклы. Я не могу сказать точную цифру. Допустим, столько то циклов батарея заряжалась, после чего выходила из строя. Подводная лодка Б-130 вышла с недостаточно свежей батареей. Это тоже командиру доставило дополнительные трудности.

К тому же, дистиляционных установок как таковых не было. Поэтому нам приходилось ограничивать личный состав подводных лодок пресной водой. Говорить о том, чтобы умыться или побриться,- это исключено. Личному составу выдавалось - утренний чай - стакан и вечерний чай - стакан. В обед и ужин выдавалось по стакану компота.

Личный состав как гигиену соблюдал? Выдавался на протирку спирт для того, чтобы дизинфецировать кожу. Кожа покрывалась потницей. Мы были все время потные, теряли много в весе - до 50 процентов. Происходило обезвоживание организма.

Нам на поход выдали одежду - синие рубашки и синие трусы. Через плечо полотенце, типа бумажного. Мы обливались потом, и пот с нас стекал синий, потому что эта рубаха вся растворялась на нашем теле. Это приводило к гнойной потнице. Личный состав в таком, ужасном состоянии истекал грязью. А дышать, сами понимаете, чем приходилось. При температуре 50 - 60 градусов, особенно в дизельных отсеках, который и так полон паров дизельного топлива и масла, добавлялись температурные условия.

Личный состав падал в обмороки по несколько раз, особенно в дизельных отсеках . Были люди которым за весь 90-суточный поход не удалось сделать глоток свежего воздуха.

В общем и целом, это были лодки для действий в умеренных и северных широтах.

Какой режим связи был установлен с большой землей. И не мешал ли он скрытности?

Да, не только мешал, а очень и очень мешал - тот режим который был для нас установлен. Для каждой подводной лодки был назначен график подвсплытия - это нормальный (суточный). Кроме того, так называемый, собирательный сеанс связи. Все подводные лодки одновременно должны были всплыть для приема сигналов, в одно и тоже время, в установленный час.

Время было назначено - 00.00 московского времени. Но это время в западной Атлантике соответствовало 16 часам, то есть самому светлому времени суток. О какой скрытности и как можно было лодке всплыть при таком режиме? Кстати, Командующий Северным флотом Адмирал Касатонов несколько раз обращался в Москву, чтобы этот режим отменить. Режим сохранился до конца похода.

Некоторые подводные лодки вынуждены были всплыть. На каком расстоянии находились американцы?

По-разному складывалась обстановка. Лодка, на которой был я, Б-4. Я стоял в эту ночь на мостике, как раз шла зарядка аккумуляторных батарей, и шли тропические проливные дожди. Нам удалось зарядить батарею полностью.

Где-то на рассвете появился сильный сигнал. Видимо они в это ливень не летали. И от этого сигнала мы уклонились. По нам посыпались взрывные устройства, была у них система "Джули". Они бросали несколько глубинных, малых бомб. Подводную лодку захватывал в кольцо самолет, бросал серию буев с этой системой . Система была на принципе отражения эха. Но нам удалось выдержать несколько бомбежек, три или четыре. Очень бомбежки чувствительные. Гасли лампочки в отсеках. Взрывы были довольно чувствительные о корпус. Эти взрывы не позволили самолету при помощи этих буев обнаружить нашу подводную лодку. По сигналу радиолакатора обнаружили, потому что она была в надводном положении. Но мы быстро ушли и подводная лодка в течении трех суток маневрировала от самолетов. Они прекратили бомбежку. Появилась группа противолодочных кораблей, давали сигналы гидроакустическими станциями своими. То приближались, то удалялись (два раза). Мы маневрировали по глубине и ходом и под слой скачка, то есть всеми доступными для нас способами. Корабли нас не обнаружили. В течении трех суток мы смогли оторваться и от самолета и от поиска группы противолодочных кораблей. Ушли, удрали - короче говоря.

То есть вас вообще не обнаружили?

Нет обнаружить нас обнаружили - радиолокацией, а обнаружить подводную лодку так и не смогли. Но у нас был еще случай. От бомбежек, от высокой температуры расплавился сальник ввода в боевой рубке и хлынула вода. Подводной лодке грозило сильное затопление. Всплывать на поверхность нельзя, сверху надводные корабли, могли под таран попасть, и все что хочешь. Подводную лодку нужно было удержать на безопасной глубине от таранного удара, это где -то больше 25 - 30 метров, а боевую рубку поддувать воздухом, чтобы не затопить отсек. В тоже время нужно было устранять прорыв воды. Вода могла затопить отсек и лодка могла утонуть.

Нашлись добровольцы. Мичман Костенюк заделал пробоину, то есть перебил сальник и течь была приостановлено. Лодка была спасена от затопления. За это он был представлен к ордену "Красной Звезды", но не знаю был ли он награжден в дальнейшем. Я лично писал представление. Мы вытащили его в таком состоянии, отходили тем же компотом из персиков.

Вот такая была обстановка.

Другие подводные лодки попали в более сложное положение. Начиная от Азорских островов мы не могли высунуть носа, только поднимешь перескоп сразу сигнал, самолетный сигнал, и так в течении всего похода и по несколько раз в течении суток.

Напряжение, несколько, спадало в ночное время. Самые драматические события разыгрались у Багамских островов, когда подводные лодки все таки прорвались через эти пять рубежей, за линией их блокады. лодки попали в очень тяжелое положение. Было оказано яростное сопротивление противолодочным силам. Это первое послевоенное соприкосновение, как говорят, нос в нос. Встретились с вероятным противником. Пл вынуждена была все время маневрировать, аккумулятор разряжался, и в конце концов подводной лодке либо уходить на дно - погибать, либо всплывать. Но война не была объявлена. Подводные лодки ни каких указаний на применение оружия не получали, вынуждены были всплывать в окружении кораблей и самолетов противника.

Подводные лодки окружались противолодочными кораблями, до 5 - 7, иногда до 10 единиц, брали, буквально в кольцо подводную лодку, как бы в клетку ее сажали, и командиру надо было маневрировать так, что бы не попасть под таран. Наши подводные лодки они обстреливали залпами из пулеметов с самолетов. Ливень пуль буквально над самой подводной лодкой, то есть они с низкой высоты обстреливали таким образом, то есть не по корпусу стреляли, как бы впереди ее. В самое тяжелое положение попала Б-59 капитана 2 ранга Савицкого, на этой лодке был и начальник штаба бригады капитан 2 ранга Архипов.

Я должен отметить, что они прежде всего шли на таран. Шумков, когда у него вышли из строя дизеля, он всплыл. Его окружили и шли на таран. Он срочно погрузился и буквально винтами не повредил корпус. Они могли его разрезать пополам. Но был очень хорошо подготовлен, действовал смело и решительно, что позволило ее избежать таранного удара. А вообще надо сказать, что американцы вели себя нахально, нагло, вот допустим так, они запрашивали кто, что, хотя им было совершенно ясно. Причем играла музыка, показывали недостойные, неприличные для обозрения места, жгли, издевались над нашим государственным и военно-морским флагом, сжигали, топтали его и прочее, прочее ... . Вот все оружие, вся система противолодочного вооружения была развернута что бы вынудить командиров, чтобы сдали их нервы.

Но не было ни одного случая, что бы нервы командиров не выдержали. Техника, я имею ввиду дизели на одной подводной лодке, железо не выдержало - люди выдержали, они были крепче железа.

Вы понимали, что их действия провокационны?

Мы и сейчас видим, как они ведут себя- наглости до предела!

Как возвращались домой?

Домой возвращались.

В отношении Б-36 капитана 2 ранга Дубивки. Он оказался ближе всех, у ворот, так сказать, на Кубу. Он тоже встретился с противолодочными кораблями. Каждую лодку пас авианосец в окружении до 30 кораблей, 50 -60 самолетов и вертолетов. Сами понимаете, что мы прорвались оказались за линией их карантинного кордона.

Командиру Б-36 было приказано форсировать пролив Кайкос, это ворота в гряду Багамских островов и командир уже шел туда. И буквально на переходе через пролив было приказано , как и остальным ПЛ, возвратиться на исходные позиции к востоку и северо-востока. Нам было ясно, что нас смещают не на Кубу, а то Кубы. После этого мы находились в этом районе около месяца. Затем нам было указано скрытно вернуться в базу. И потом, как мы уже узнали, что в решение Карибского кризиса вмешались политики. И это к счастью. Несмотря, что мы внесли вклад, к предотвращению этого пожара, все таки возобладал разум. Мы находились в районе Багамских островов около месяца. На Кубе происходила эвакуация ракет и техники. Потом мы в конце ноября получили приказ, так же скрытно, вернуться на базу на Север.

Я уже говорил что нам удалось вернуться живыми и невредимыми, несмотря на противодействие противолодочных сил и средств , которые оказывали американцы, нам удалось вернуться.

Одна лодка оказалась в тяжелом положении, Б-130, ей пришли на помощь корабли Северного флота. На этой лодке, как и на всех подводных лодках было проявлено исключительное мужество. И я должен отметить, что после каждой зарядки батарей, находили возможность из под носа нырнуть на глубину, и опять после этого продолжался поиск наших подводных лодок. В частности, американский известный военно-морской историк и публицист Норман Поук в журнале "Морской сборник" описывает. Как они гонялись за подводной лодкой Б-36. Несмотря на то, что она ушла от них. Они ее искали более 3-х суток. Лодка вынуждена была всплыть, когда она разрядилась, на виду. Оказывается в это время американцы проводили так называемую "Президентскую охоту" за нашими подводными лодками, это называлось до изнеможения.

Президенту США Джону Кеннади докладывалось о действиях противолодочных сил, потому что проводилась операция в мирное время. На всю страну СМИ США трубили об успехах их противолодочных сил и награждали их орденами и медалями. Я уже говорил, как они гонялись за подводными лодками, ни какого героизма не было. Они ждали, что бы лодка погрузилась, а потом они за ней наблюдали и ждали когда у нее полностью разрядится аккумуляторная батарея и всплывет.

Они действовали, как говорят решительно, но решительно почему, потому что самоуверенность была, что выдержат нервы советских подводников. Я не думаю, что они обрадовались вынудить выпустить по ним торпеду, да не дай бог, атомную по авианосцу или надводному кораблю. Норман Поуп признает, что для них это было рискованно.

А вообще, американцы, считали, что полностью готовы американцы напасть на Кубу с целью ликвидации режима Кастро. На Континенте были установлены ракеты, это начали устанавливать 4 октября, а они обнаружили 16 октября, что уже торчали баллистические ракеты под их пальмами. Наряду с установкой ракет, правительство США беспокоило наличие подводных лодок у берегов западной Атлантики.

Особенно беспокоило военное руководство наличие подводных лодок непосредственно у Багамских островов. Были даны жесткие указания заставить подводные лодки всплыть любым способом. 27 октября 1962 года был критический момент в жизни Президента Кеннади связанный с подводными лодками. Около 10 часов 27 числа МО Макнамара доложил, что к карантинной линии подходят два советских транспорта и между ними находится подводная лодка.

Президент стоял перед выбором начинать войну или нет. То есть той спичкой которая могла зажечь пожар ядерной войны тогда могла стать подводная лодка. Кроме нас там никого не было. К счастью в 10.25 доложили, что транспорты остановились, подводной лодке приказали остановиться, и в отношении подводной лодки дальше не упоминалось. То есть если подводная лодка там была, то ей удалось убежать. Они конечно этого очень опасались. Они считали 5 подводных лодок, нас было 4. Причем они считали, что все подводные лодки всплыли это не верно. "Морской сборник" подтвердил, что это им показалось. Короче говоря, вот такова история с пребыванием подводных лодок в районе Багамских островов.

... Кто не был в боевых условиях, а это впервые пришлось встретить лоб в лоб с вероятным противником. Ведь противолодочные силы США превышали в сотни раз по своим возможностям боевые возможности наших 4-х лодок. Что такое 4-е лодки. Если б в открытом океане они встретили и авианосец и любой корабль это страшная сила, да еще имея на борту ядерный боевой заряд.

3 подводные лодки вынуждены были все таки всплыть под действием противолодочных сил США и когда мы прибыли каждую подводную лодку встречала комиссия прибывшая из Москвы. То есть встретили нас хмуро. Хотя разместили на той же плавбазе "Халкин" в тех же теплых каютах, в тех же койках откуда матросы уходили в этот поход. Но, и тогда, видимо основная цель была всю вину возложить на командиров подводных лодок, нас и слушать не хотели, с оправданием что там была такая обстановка. Был составлен разгромный приказ, который имел целью в пух и прах обвинить командиров во всем и вся. Правда надо отдать должное Главнокомандующему ВМФ Горшкову С.Г. это приказ он не подписал, а написал, что стало известно потом, когда эти вопросы стали известны, в том числе и писателе Шигиным. Главком наложил резолюцию, что командиром подводных лодок было лучше видно как действовать в этих условиях, командиров подводных лодок не наказывать. Но увы, этим дело не кончилось.

В конце декабря или в начале января 1963 года я был приглашен как командир бригады выступить с докладом о действиях подводных лодок.

Тогда Военный Совет Северного флота внимательно выслушал мой доклад о походе ПЛ к Багамским островам и все командиры подводных лодок и отличившийся личный состав Командующим флотом были подписаны наградные листы. Я был представлен на звание контр-адмирала. И на этом все кончилось.

В январе я поехал в отпуск за прошлый 1962 год. И совершенно изменилась обстановка когда командиры подводных лодок были вызваны на доклад к Министру обороны Маршалу Советского Союза Гречко Андрею Антоновичу. Толи это было заслушивание, толи разнос, трудно назвать.

Понимание действий командиров подводных лодок у первого зам. министра обороны не нашли. Командиры подводных лодок обвинялись во всем. Хотя допустим кто то был из командиров подводных лодок понимал. Мало того, Гречко считал, что якобы ему Горшков докладывал, что это были не дизельные подводные лодки, а атомные. Поэтому он напирал на командиров. А командиры доказывали, что они командовали дизельными, а не атомными подводными лодками. Тогда были реплики почему не забросали гранатами. Смешно. Но командиры были обвинены. Заключение было такое. Я бы на их месте все равно не всплывал.

И когда Гречко полностью понял, что он ведет разговор не с командирами атомных подводных лодок, а с командирами дизельных подводных лодок, которые имели определенные возможности действий в данном районе. Тогда он потерял интерес. Быстро свернул и закончил. Командиры были отпущены. Среди генералитета он прямо заявил, что я бы на их месте все равно не всплывал. Подводные лодки по его мнению должны были утонуть.

Такой случай быстро представился подводной лодке К-129, это 629 проекта Тихоокеанского флота. О гибели которой в течении 25 - 30 лет не было ничего не известно, все держалось в тайне, семьи были без пенсий, без всякой заботы из родителей и т.д. Была дана такая отписка, сообщение. Умер или считать умершим, я сейчас не помню, при исполнении служебных обязанностей.

Видите, мы вернулись на базу здоровые, не привезли не одного трупа, подводные лодки, хотя и были ржавые, их восстановили к концу 63 года.

Где то в марте состоялась научно-практическая конференция о скрытности подводных лодок. Я выступал докладчиком о походе подводных лодок. А куда подводные лодки ходили. Я один раз произнес. На весь зал Командующий сказал: "Какая там еще Куба, какую под Кубу. Вас не спрашиваю в какую страну вы ходили. Вы отчитываетесь о том походе, которые вы совершили и нарушили скрытность". то есть послучается как бы командир бригады меньше понимал, чем тот кто там никогда не бывал. И совершенно другую позицию. Я вам докладывал о Военном совете, который был в начале января 1963 года, мой доклад о Кубинском походе, где с большим пониманием мое выступление было воспринято членами Военного совета. Почему: Потому что Гречко повесил на нас, и по моему до сего времени этот груз и висит, что командиры подводных лодок вернулись сами и живыми привели подводные лодки, весть личный состав. Если б он был на подводной лодке, то он бы утонул.

Она была проведена под этим мнением, высказанным Гречко.

Меня обвинили, что единственный командир который не понимает, что такое скрытность подводных лодок, является командир 69 бригады капитан 2 ранга Агафонов. Все в зале были лучше осведомлены, как нужно было тогда действовать.

К вам же приезжал Фидель Кастро после всех этих событий?

Перед первым мая все четыре подводные лодки были построены на рейде Североморска. Я не помню были ли надводные корабли. Но одна из подводных лодок проекта 629 (ракетная подводная лодка) была в нашем строю.

Мы встретили, приветствовали Фиделя Кастро. Он шел со стороны Мурманска на эсминце. Мы кричали "Вива Куба". Он приветствовал моряков. Мы были до предела рады, что нас посетил вождь Кубинской революции, потому что мы шли ему на помощь. Поприветствовав нас он сошел на берег у причала в Североморске. Вскоре были подозваны к причалу две подводные лодки Б-36 капитана 2 ранга Дубивко, 641 проекта которая ходила в поход и была ближе всех у пролива Кайкаса и подводная лодка 629 проекта которая на Кубу не ходила. Лодки поставили таким образом. сначала к причалу поставили лодку 629 проекта, а потом подозвали Б-36. Подводная лодка ракетная, которая по размерам больше, полностью загородила подводную лодку Б-36 и командира ее капитана 2 ранга Дубивко. Там ему на подводной лодке постелили ковры. Он с удовольствием повалялся на матросских койках. И конечно Фидель Кастро остался очень довольным. Я не знаю, что и кто ему докладывали, но видимо он... Для меня загадка, почему он не пожал руку командиру лодки К-36.

Первого Мая Фидель Кастро стоял на трибуне рядом с Хрущевым ,сверкая звездой Героя Советского Союза.

В некоторых публикациях сообщается, что Командующий флота представил командира, что Фидель Кастро пожал ему руку. Этого не было.

Было обидно?

На кого обижаться? Ведь вина, тень была брошена на нас. Мы понимали, что 3 подводные лодки всплыли в непосредственной близости от американских противолодочных сил.

Нужен ли подводный флота России? Какой нужен? Зачем он нужен?

Я думаю, России всегда был нужен подводный флот. И во время Велико Отечественной войны флота показал хорошие данные, защищал Родину. Этот флот сыграл большую роль и в мирное время, когда был создан могучий атомный, ядерный флота.

Чтобы флота был таким, каким он был во время Великой Отечественной войны, каким он был в годы своего рассвета. Всегда нужен такой флота России. Потому что этот флот защищает нашу страну.

 

Прочитано 38947 раз

  • АИХ
    АИХ
    Суббота, 02 мая 2015 10:20

    А мне кажется, что все опубликованные на сайте интервью обладают одной несомненной ценностью: они опубликованы без правки! Редчайшее качество для редакции. При этом собеседники предстают в своем первозданном, без лишнего приукрашивания виде. Что создает впечатление непосредственной беседы с человеком, нисколько не умаляя его достоинств. Спасибо, Автономка!

    Пожаловаться
  • Кутьина Людмила
    Кутьина Людмила
    Понедельник, 15 октября 2012 00:38

    К 50-летию Карибского кризиса. Мой муж Кутьин В.М. , к сожалению ,не дожил до этой даты. Но я хочу рассказать о трёх, наших ныне здравствующих, друзьях с ПЛ Б-36. Это люди удивительной судьбы.Мужественные и скромные. - 1. На ПЛ Б-36 в октябре 1962 года командиром БЧ-3 был капитан- лейтенант МУХТАРОВ Аслан Азизович. Именно в его распоряжении было боевое оружие с ядерными боеголовками.Человек огромного мужества , грамотный специалист, получивший серьёзную травму на боевом посту. Только ему был вручён Орден КРАСНОГО ЗНАМЕНИ за заслуги в походе к берегам Кубы. -2. Доктор ПЛ Б-36 капитан-лейтенант БУЙНЕВИЧ Виктор Иванович, в экстремальных условиях, под неусыпной "охраной" всего Американского флота...,успешно провёл ОПЕРАЦИЮ аппендицита. Ассистировал ему капитан 2 ранга Любимов. Подвиг достойный Книги Гиннеса. - 3. МУХТАРОВА Алла Сергеевна единственная из женщин,находясь на плавбазе "Галкин",в ночной час, провожала подводников на правительственное задание из Сайда -губы. Личный состав ПЛ Б-36 доверил ей денежное довольствие и адреса для отправки. С огромной денежной суммой Алла добиралась до г.Полярный.На почте ей был выделен отдельный сотрудник.Весь последующий день был занят рассылкой денег по адресам. ВЕЧНАЯ СЛАВА всем подводникам ,усопшим, и ныне здравствующим долгие ЛЕТА !!!

    Пожаловаться
  • Андреев АП
    Андреев АП
    Понедельник, 13 февраля 2012 12:29

    Воспоминания Виталия Наумовича дополнили наши воспоминания об этих днях.Выполняю свой долг перед экипажами подводных лодок, к 50 летию Карибского кризиса создал экспозицию в музее 191 школы Красногвардейского р-на Спб Бывший пом ком пл Б-36 Андреев Анатолий. Пишите. anatolijj-andree@rambler.ru

    Пожаловаться
  • Любовь Д.
    Любовь Д.
    Вторник, 08 марта 2011 19:59

    Интересно, остались ли фото моряков с того похода (Карибский кризис) ? Есть ли еще какая-либо информация об экипаже той подлодки? Hа каких сайтах можно посмотреть ее, подскажите, пожалуйста.

    Пожаловаться
  • Любовь Д.
    Любовь Д.
    Понедельник, 07 марта 2011 07:40

    Мой папа служил на той подлодке Б-4 под командованием Агафонова В.Н. Он совсем немного и лишь однажды рассказывал об этом, говорил, что были у берегов Кубы, но не видели ее, т.к. не всплывали, нельзя было. Рассказывал про тот самый случай с мичманом Костенюком по моей просьбе, т.к. я попросила рассказать о каком-нибудь подвиге во время службы (нужно было сочинение писать в школе). прошло 30 лет, а тот рассказ до сих пор остался в моей памяти. мой папа, как и многие из тех матросов, служивших на первых атомных подлодках, дизельных подлодках с ядерными боеголовками на борту, не дожил до 50 лет - сказалось облучение, полученное во время службы. Может быть, остались еще живы его сослуживцы?

    Пожаловаться
  • анатолий Редькин
    анатолий Редькин
    Пятница, 04 февраля 2011 08:03

    Спасибо за интервью с Виталием Наумовичем!Орфография,опечатки,знаки препинания-досадные мелочи.Самое главное-правда о тех событиях,действиях экипажей в суровой и очень не простой обстановке.Железо ломалось.но ЛЮДИ не сломались.Своим опытом экипажи этих ПЛ обогатили военно-морскую теориию и практику для следующих походов подводных лодок с различными ГЭУ.

    Пожаловаться
  • avtonomka
    avtonomka
    Четверг, 03 февраля 2011 15:45

    Спасибо за комментарий!
    По последнему пункту у меня к вам большая просьба.... Если вы в состоянии отредактировать интервью, то с радостью приму и откорректирую текст на сайте. Просто, расшифровку делали люди, которые не совсем в ладах с письменным русским языком и задача была чисто техническая, а все перепроверить я физически не в состоянии... Увы. Сайтом занимаюсь один.

    Пожаловаться
  • Владлен Наумов
    Владлен Наумов
    Среда, 02 февраля 2011 21:49

    Жалко ,что интервью взято у Виталия Наумовича спустя 40 лет после событий,думаю,что ранее его очень ценные воспоминания были бы полнее. Что удивляет и огорчает так это обилие опечаток,отсутствие многих знаков препинания,наличие слов с неверными падежами. Удивительно небрежное редактирование искажающее русский язык.

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь