Крещенные глубиной

Опубликовано в Капитан 1 ранга Коротких Виктор Васильевич Пятница, 22 ноября 2013 16:54
Оцените материал
(0 голосов)

В начале апреля 1969 г. после окончания отделочных работ и устранения замечаний, выявленных на государственных испытаниях в море, атомная подводная лодка «К-122» согласно директивы Главного штаба ВМФ пришла к месту постоянного базирования в бухту Павловского и вошла в состав 26 дивизии атомных лодок КТОФ. С этого момента началась боевая подготовка экипажа, а это значило, что курсовые задачи Л-1, Л-2, Л-3 и СЛ, экипаж будет готовить и сдавать в полном объеме согласно Курса боевой подготовки торпедных АПЛ. В середине июня 1969 г. со второго захода сдали задачу Л-1 с оценкой «хорошо». После этого началась подготовка остальных курсовых задач, их береговых и морских элементов. Все лето и начало сентября провели в море, отрабатывая и сдавая задачи Л-2, Л-3, СЛ Курса Боевой Подготовки торпедных АПЛ. Итогом боевой подготовки в море и базе было: экипаж атомной подводной лодки «К-122» вошел в 1-ю линию и в состав сил постоянной готовности кораблей ВМФ СССР, то есть экипаж мог самостоятельно выполнять задачи боевой службы, вести боевые действия против надводных кораблей и подводных лодок противника самостоятельно или во взаимодействии с другими силами.

 


В тень или как бы в небытие уходят первые дальние (автономные) походы атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, они остаются только в памяти тех, кто в них участвовал. Я хотел бы напомнить автономный поход атомной подводной лодки «К-122», после модернизации на заводе «Звезда», во время учения кораблей ВМФ СССР «Океан», в апреле 1970 года, посвященном 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. В зону ответственности подводных лодок 26 дивизии атомных лодок КТОФ входила западная часть Тихого океана и Индийский океан. Соответственно нашей подводной лодке «К-122» в автономном плавании противодействовали корабли 7-го оперативного флота США, который является передовой ударной группировкой ВМС США в данном районе, и 15-ая эскадра атомных подводных лодок с баллистическими ракетами ВМС США, дислоцирующаяся в военно-морской базе Аганья на о. Гуам (Марианские острова). Штаб 7-го флота дислоцируется в военно-морской базе Йокосука (Япония). Походный командный пункт (КП) командующего флотом постоянно развернут на флагманском корабле. Всего в боевом составе 7-го оперативного флота насчитывалось около 100 боевых кораблей и свыше 600 боевых самолетов. Крупная оперативная группировка ВМС США была развернута в Индийском океане (около 20 боевых кораблей, в том числе один – два многоцелевых авианосца), они периодически направлялись в этот район из состава 6-го или 7-го флотов США. Штаб оперативной группировки дислоцировался в военно-морской базе Диего-Гарсиа на архипелаге Чагос (в центре Индийского океана).

 


О том, что автономное плавание будет, мы предполагали, судя по интенсивной работе штаба 26 дивизии на лодке и в экипаже. Были проведены непродолжительные выходы в море. Перед одним выходом в море в центральном посту (в 3-ем отсеке) у носовой переборки была установлена, разработанная научно-исследовательским институтом ВМФ, опытовая 2-х канальная аппаратура поиска подводных лодок и надводных кораблей (судов) по контролю изменения температурных и оптических параметров воды кильватерного следа, которая положительно показала свою работу, как на выходах в море, так и в автономном походе на учении «Океан». Пополнены были все положенные запасы до полных норм.

 


В середине марта командир капитан 1 ранга В.Ф.Копьев получил Боевой приказ Главнокомандующего ВМФ на выполнение поставленной задачи на боевую службу, в разработке и принятии решения командира на выход на БС принимала участие группа командования и офицеры штурманской боевой части. Все остальные члены экипажа ничего не знали, включая и меня, о принятии решения на боевую службу, о маршруте перехода в район боевой службы и возвращения в базу, а также о всех мероприятиях и действиях главного командного пункта подводной лодки «К-122». Все это я выяснил, когда сам уже был помощником командира подводной лодки «К-122», так как по своей, в тот период, занимаемой должности начальника химической службы АПЛ не был допущен к такой служебной информации. Главной задачей, поставленной Главнокомандующим ВМФ СССР экипажу атомной подводной лодки «К-122», было: поиск, слежение за атомной подводной лодкой стратегического назначения ВМС США, находящейся в предполагаемом районе боевого патрулирования в Филиппинском море в готовности нанесения ракетного удара по административным, военным объектам Советского Союза в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также вытеснение ее из района боевого патрулирования.

 

В заключительный период проведения учения «Океан»: поиск, слежения и атака главной цели (крейсера) отряда боевых кораблей ТОФ, проходящих через наш район боевой службы практической торпедой с ее затоплением после прохождения дистанции хода. В середине марта 1970 г. командир АПЛ капитан 1 ранга В.Ф.Копьев и командир штурманской боевой части капитан 3 ранга В.И.Савчук убыли в штаб КТОФ для доклада командующему КТОФ решения командира на боевую службу. На докладе командующий флотом адмирал Н.И.Смирнов сообщил координаты подводной коралловой вершины на глубине 195 м, обнаруженной гидрографической службой флота в юго-восточной части Восточно-Китайского моря недалеко от острова Окинава, обвел ее красным карандашом и приказал при плавании не приближаться к ней на дистанции менее 30 кабельтов.


В конце марта ввели главные энергетические установки (ГЭУ) обоих бортов, проверили работу главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) обоих бортов и другого вспомогательного оборудования АПЛ. После устранения незначительных замечаний вывели из работы ЯЭУ левого борта, так как было приказано осуществлять переход в район БС на ЯЭУ правого борта при работе ГТЗА обоих бортов, и доложили о готовности к выходу на БС. Через двое суток. командир АПЛ капитан 1 ранга В.Ф.Копьев построил на кормовой надстройке две боевые смены экипажа для встречи, прибывшего на пирс командира 26 ДиПЛ КТОФ контр-адмирала И.Вереникина, который поздоровался и пожелал экипажу счастливого плавания. О шести футах под килем он не сказал, а их-то нам потом и не хватило. Старшим на поход был назначен заместитель командира 26 ДиПЛ КТОФ (ЗКД) капитан 1 ранга Г.Сучков, так как для нашего командира капитана 1 ранга В.Копьева это был первый выход на БС в должности командира АПЛ.
Прочитано 6380 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь