Подготовка к выходу из завода

Опубликовано в Капитан 1 ранга Коротких Виктор Васильевич Пятница, 22 ноября 2013 16:53
Оцените материал
(1 Голосовать)

Несмотря на загруженность личного состава по обеспечению работ по модернизации АПЛ и несению вахты, командование АПЛ организовывало и контролировало подготовку экипажа. Находило время для отработки экипажа по боевым частям и службам на лодках 26-ой дивизии атомных лодок КТОФ на выходах в море, в автономных походах или на атомных подводных лодках, проходящих ходовые и государственные испытания на судоремонтном заводе «Звезда» при сдаче их флоту. Штабы Военно-Морского флота и КТОФ поставили перед командиром АПЛ «К-122» задачу в течении 1968 г. закончить модернизацию, провести швартовые, ходовые и государственные испытания, то есть судоремонтный завод «Звезда» должен в конце 1968 г. сдать АПЛ флоту. Работы на подводной лодке велись круглосуточно. Модернизация была проведена почти во всех боевых частях и службах подводной лодке. Ракетное вооружение было снято, вырезы в легком корпусе зашиты, а антенна РЛС управления ракетной стрельбой «Север» – демонтирована.

 

В штурманской боевой части был поставлен новый навигационный комплекс «Сила-Н», особенно большие работы проводились в минно-торпедной боевой части. В первом отсеке были дополнительно установлены два 400 мм торпедных аппарата, установлена система быстрого заряжания торпедных аппаратов, включающая и автоматическую продольную подачу стеллажных торпед с командного пункта – минно-торпедной боевой части (новое в боевом применении торпедного оружия), кроме этого на 3-ей палубе второго отсека были установлены дополнительные стеллажи для торпедного боезапаса (впоследствии она стала называться торпедной палубой – А.К.). Таким образом общий запас торпед вырос до 32 шт. Ни в каком иностранном флоте мира, даже в США, не было такой атомной подводной лодки с таким большим запасом современных торпед. 2-я палуба второго отсека отводилась под каюты офицерского состава, а под ней были две группы аккумуляторной батареи. Проведена была модернизация и на главной энергетической установке (ГЭУ): установлены титановые парогенераторы вместо парогенераторов из углеродистой стали. В химической службе была установлена новая система контроля плотности парогенераторов, размещенная в реакторном и турбинном отсеках, которая показала свою эффективность при вводе и работе ГЭУ в базе, так и в море. Модернизация была проведена в боевой части связи и радиотехнической службе, были установлены современные средства связи, обнаружения и опознавания.

 


В начале 1968 года сменилось командование АПЛ, вместо списанного по болезни капитана 2 ранга Вьюхова, командиром был назначен капитан 2 ранга В.Ф.Копьев, бывший наш старший помощник командира, а на его место назначен капитан 3 ранга В.Г.Пушкарев, который был помощником командира на другой АПЛ, очень грамотный, интеллигентный человек, корректный со всеми и не любящий сквернословия, что было редкостью среди командования, большой любитель филателии. Помощником командира назначили нашего командира минно-торпедной БЧ капитана 3 ранга Р.Лалетина, а на его место лейтенанта Ф.Гринберга. В июне 1968 г. при проведении швартовых испытаний с фактическим вводом главной энергетической установки обоих бортов, подачей пара на турбину и на другое вспомогательное оборудования электромеханической боевой части химической службой подводной лодки было обнаружено повышение газовой активности в турбинном отсеке. Дополнительный контроль, проведенный переносными приборами контроля газовой активности в реакторном, турбинном отсеках, и использование системы контроля плотности парогенераторов в режиме «надтечка турбинного отсека» позволило сделать предположение о течи титанового парогенератора, о чем был сделан доклад по «команде».

 

После уточнения поступило приказание на вывод ГЭУ. Никто не мог поверить, что титановый парогенератор потек, к тому же представители конструкторского бюро и завода изготовителя были представлены к государственной премии СССР. Была создана «высокая» комиссия в составе представителей флота, военной приемки, завода «Звезда», проектантов титановых парогенераторов и завода изготовителя. Был произведен ввод ГЭУ и продолжились швартовые испытания, но под контролем членов комиссии. Проводимые мероприятия по поиску течи подтвердили предположение экипажа, что течет парогенератор 4-й пары ГЭУ правого борта. Текущий парогенератор был найден, им оказался парогенератор № 7. Комиссия решила: пока отключить его «по воде», а в период проведения отделочных работ разрезать трубопроводы по 1-му и 2-му контуру и заварить заглушки по «воде» и «пару» на парогенераторе №-7. Что и было сделано. До текущего ремонта атомная подводная лодка «К-122» так и проходила без парогенератора №-7 на ГЭУ правого борта. Для меня это происшествие было первым практическим опытом в вопросах обеспечения радиационной безопасности на атомной подводной лодке. Второе полугодие 1968 г. прошло на выходах в море на ходовые и государственные испытания. Так как подводная лодка «К-122» шла головной по проекту 659Т, то замечаний по работе механизмов и оборудования было очень много, а их завод и проектанты должны были устранять после каждого выхода в море. Помню такой случай. В проходном коридоре жилой части 2-го отсека была установлена распределительная коробка (РК) электропотребителей, не один подводник рассек себе голову об нее.

 

После каждого выхода в море писали замечание: сдвинуть РК в сторону на 150 мм, длина кабеля позволяла. Когда замечание доходило до главного конструктора О.Я.Марголина, тот писал резолюцию: «Отказать! Установлена по проекту!». На одном из выходов в море Ошер Яковлевич пошел в гальюн 1-го отсека, (он был высокого роста, под 190 см), проходя по коридору, врезался головой в эту РК и рассек голову до крови. Вахтенный электрик 2-го отсека, увидев это сказал, что наконец-то РК поставят в сторону. В ответ Ошер Яковлевич ответил: «Никогда!». Так она и осталась на своем месте, пока не был подписан государственный акт передачи АПЛ после модернизации от промышленности флоту и, в период отделочных работ в начале 1969 г., эту злосчастную РК электросварщик переварил, как нам было удобно, за 250 г спирта. Так была решена эта «сложная» проблема с РК на уровне рабочего завода. Государственный акт передачи атомной подводной лодки «К-122» после модернизации от промышленности Тихоокеанскому флоту, после долгой волокиты и согласования, был подписан 31 декабря 1968 г. с условием, что имеемые замечания по работе техники и вооружения, выявленные на последнем выходе в море на государственные испытания, завод «Звезда» устранит в течение января и февраля месяца в период проведения на подводной лодке отделочных работ. Отдельным пунктом акта был установлен годичный гарантийный срок по устранению замечаний по работе техники и вооружения подводной лодки, выявленные при эксплуатации ее в море и в базе.
Прочитано 6022 раз
Другие материалы в этой категории: « История АПЛ "К-122" Крещенные глубиной »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь