Плавание атомных подводных лодок подо льдами Арктики

Опубликовано в Контр-адмирал Берзин Альфред Семенович Четверг, 29 апреля 2010 19:03
Оцените материал
(7 голосов)

(Статья опубликована в журнале «Тайфун» в 2000 г.)

После второй мировой войны в США , Великобритании , Франции и СССР начались работы по проектированию и строительству атомных подводных лодок. Между СССР и странами , входящими в блок НАТО , нарастало с каждым годом противостояние , так называемая холодная война.

Первые атомные торпедные подводные лодки (ПЛА) вступили в строй :

— ВМС США в январе 1955 г. ( «Наутилус») ;

— ВМФ СССР в январе 1959 г. ( «К-3» ) .

После вступления в строй первых ПЛА и до сегодняшних дней идёт освоение Арктики подводными лодками США и СССР (России).

Через Северный полюс впервые прошли :

— ПЛА США в 1958 г. ( «Наутилус») ;

— ПЛА СССР в 1962 г. ( «К-3» ) .

В дальнейшем США и СССР систематически использовали и продолжают использовать Арктику для :

1. патрулирования атомных подводных лодок с баллистическими ракетами в готовности к нанесению удара по соответствующим объектам ( в т. ч. городам) с получением приказания от Верховного командования :

— в США — ПЛАРБ ;

— в СССР — вначале ПЛАРБ , а позднее РПК СН ( ракетные подводные крейсера стратегического назначения ) ;

2. охраны ПЛАРБ и РПК СН с помощью ПЛА ( атомных торпедных подводных лодок ) ;

3. поиска и скрытного слежения за ПЛАРБ и РПК СН с помощью ПЛА в мирное время в готовности к уничтожению ПЛАРБ и РПК СН с началом военных дествий ;

4. в СССР (России) существует до сих пор задача по перебазированию тех или иных проектов атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот и наоборот с целью усиления соответствующих группировок подводных лодок.

Эта задача выполнима лишь в короткий промежуток времени : конец августа — начало сентября , т. к. в остальное время ледовая обстановка довольно сложная и тяжёлая , непозволяющая атомным подводным лодкам всплывать и следовать в надводном положении на участке от изобаты 100 метров в Чукотском море — Берингов пролив — изобаты 100 метров в Беринговом море. Идти же в подводном положении на этом участке не позволяют малые глубины. Таким образом, Северный флот может решать задачи 1-3 круглый год , задачу 4 в указанный короткий срок. Тихоокеанский флот решает только задачу 4 в указанный срок.

Перебазирование атомных подводных лодок с Северного на Тихоокеанский флот :

Таблица № 1

№№/ПЛА/Проект/Год перехода/День и месяц перехода/Командир ПЛА/Руководитель перехода

К-115/627 А/1963/3.9 — 12.9/капитан 2 ранга Дубяга  И. Р./капитан 1 ранга Кичёв  В. Г.

К-178/658/1963/14.9 — 30.9/капитан 1 ранга Михайловский  А. П./капитан 1 ранга Игнатов  Н. К.

К-14/627 А/1966/30.8 — 17.9/капитан 1 ранга Голубев  Д. Н./капитан 1 ранга Игнатов  Н. К.

К-42/627 А/1968/20.8 — 5.9/капитан 1 ранга Заморев  В. И./капитан 1 ранга Михайловский  А. П.

К-55/658/1968/25.8 — 6.9/капитан 2 ранга Перегудов  Ю. В./контр-адмирал Кичёв  В. Г.

С 1977 по 1980 годы с Северного флота через Арктику на Камчатку перешло подо льдами пять атомных подводных лодок с крылатыми ракетами малой дальности 670 проекта.

Таблица № 2

№№/ПЛА/Год перехода/Командир ПЛА/Руководитель перехода

К-429/1977/капитан 1 ранга Козлов  В. Т./контр-адмирал Чернов  Е. Д.

Совместный переход :
К- 212/1978/капитан 2 ранга Гусев  А. А./контр-адмирал Голосов  Р. А.
К- 325/1978/капитан 2 ранга Лушин/капитан 1 ранга Томко  Е. А.

К -320/1979/капитан 2 ранга/Аникин В. Т./контр-адмирал Чернов  Е. Д.

К-43*/1980/капитан 2 ранга Марьяшин  Н. Я./контр-адмирал Мочалов  В.

* — К-43 совершила переход совмесно с РПК СН , руководитель перехода вице-адмирал Матушкин  Л. А.

В 1979 г. штаб Тихоокеанского флота спланировал в Чукотском море два мероприятия :

— встреча ПЛА К -320 , которая должна была совершить переход с Северного на Тихоокеанский флот ;

— первый в истории Тихоокеанского флота поход ПЛА 670 проекта К -212 ( командир капитан 2 ранга Гусев  А. А. ) в Чукотском море подо льдом до 76 градуса северной широты.

Для этого были выделены следующие силы :

— Ледоколы «Иван Сусанин» и «Литке».

— ГИСУ «Анадырь».

— МБ — 148.

Старшим на поход был назначен я (командир дивизии капитан 1 ранга Берзин  А. С. ) . Наш походный штаб , во главе с моим заместителем капитаном 1 ранга Анохиным  Н. В. , находился на ледоколе «Иван Сусанин» . Подготовка ПЛА К-212 к походу заключалась в следующем :

— пополнении запасов до 100% ;

— погрузке двух торпед для подрыва подо льдом для создания полыньи , необходимой для всплытия в аварийных случаях ;

— отработке полного курса боевой подготовки ;

— проработке и изучении маршрута перехода ;

— проверке ПЛА К-212 штабами дивизии и флотилии .



Изучение навигационно-гидрологических пособий привело нас к следующим выводам по ожидаемой ледовой обстановке :

1. Полярный лёд :

— двухлетний лёд : толщина не менее чем 2 метра , большая высота надводной части , торосы на нём сглажены ;

— арктический пак ( или многолетний лёд) , толщина 2,5 метра и более , поверхность холмистая , в изломе — голубой цвет.

2. В отдельных районах Арктики встречаются очень своеобразные дрейфующие льды — ледяные острова , толщина 70-80 метров , а их возвышение над уровнем моря достигает 12 метров.

При подготовке к походу был изучен опыт , полученный при переходах ПЛА с Северного на Тихоокеанский флот.

Плаванье подо льдом имеет ряд особенностей. При пожаре , поступлении воды из-за борта , радиоактивной опасности подводная лодка не сможет сразу всплыть в надводное положение , над ней ледяной панцырь , ей придётся искать для всплытия полынью. И если в течении ближайших минут или даже секунд таковой не найдётся , то она погибнет. Плаванье подо льдом всегда связано с определённым риском. Недаром за переход подводной лодки с Баренцева моря на Тихий океан подо льдами Северного Ледовитого океана командирам присваивали звания Героев Советского Союза , а остальной личный состав награждался орденами , медалями , ценными подарками и грамотами.


Поход К-212 состоял из следующих этапов :

1. Переход в Чукотском море.

2. Встреча ПЛА К-320 .

3. Тренировочное плаванье подо льдом.

4. Двухсуточное плаванье подо льдом до 76 градусов северной широты .

5. Возвращение к месту базирования.

1. Переход в Чукотское море.

26 августа , воскресенье.

Подводная лодка К-212 отошла от пирса в 05.00. Весь день мы шли в надводном положении со скоростью 4 узла до точки погружения. Так было спланировано штабом Тихоокеанского флота , чтобы К-212 и РПК СН , которая возвращалась с похода , могли безопасно разойтись.

27 августа , понедельник.

Три раза в течении суток всплывали на перископную глубину для приема сеанса радиосвязи с берега и определения места. При каждом всплытии на поисковой станции обнаруживали работу радиолокационной станции противолодочного самолёта «Орион» ( США ). Это свидетельствовало , что за ПЛА ведётся слежение ; переход в надводном положении 26 августа не прошёл даром . США также выключили ведомую станцию «Лоран С» в нашем районе , что создало для ПЛА определённые трудности в определении своего места. Появились первые неисправности материальной части : сгорел электродвигатель насоса охлаждения вспомогательного оборудования. Неисправность устранили.

28 августа , вторник.

Прошли острова Беринга и Медный , оставили их слева , справа остров Атту . Идём со скоростью 15 узлов в соответствии с планом перехода . На такой скорости нас безусловно наблюдала система «Сосус» (США ).

29 августа , среда.

При каждом всплытии на сеанс радиосвязи с берегом в перископ наблюдали туман и облачность 10 баллов , что полностью исключило определение места подводной лодки по светилам. Обнаружил в работе штурманов ошибку в счислении места подводной лодки в 10 миль. Вместе с командиром подводной лодки приняли организационные и воспитательные меры .

30 августа , четверг.

Прошли изобату 100 метров и всплыли в заданной точке , далее движение продолжили в надводном положении. Злая короткая волна бьёт в правый борт , облачность 10 баллов. Следуем в точку встречи с МБ-147. На поисковой станции обнаружили работу радиолокационной станции буксира ; через 30 минут обнаружили его визуально . Обменялись с МБ-147 позывными , построились в строй кильватера , буксир впереди нас , продолжили движение.

31 августа , пятница.

Прошли бухту Провидения , берег видно плохо . Завтра пройдём мыс Дежнева .

1 сентября , суббота .

Проходим пролив Беринга. В перископ виден памятник Дежнёву , наш самый восточный берег страны , направо далеко в дымке Аляска , идём вдоль границы СССР — США . Мыс Дежнева впервые был обойдён с моря в 1648 г. экспедицией землепроходцев , вышедшей из реки Колыма , возглавляемой казаком Семёном Дежневым и купцом Федотом Алексеевым.

2 сентября , воскресенье .

Вошли в Чукотское море. Погода как по заказу , море -1балл , ветра нет , с утра было солнце , но облака уже к обеду завоевали всё пространство , лишь у горизонта они образуют кажущуюся землю , льды и фантастические фигуры . Завтра подойдём к островам Врангеля и Геральда. Остров Врангеля был издавна известен чукчам , видевшим его в ясную погоду из района мыса Якан. На западном берегу острова близ мыса Фомы найдены следы селения чукчей , бывшего здесь в 18 веке. На карту впервые остров был довольно точно нанесён со слов чукчей гидрографом Ф. П. Врангелем в 1823 г. В действительном существовании острова первым удостоверился американский мореплаватель Т. Лонг в 1867 г. Его именем назван пролив между островом Врангеля и материком. Остров Геральд расположен в 35 милях к ОNО от острова Врангеля . Остров открыт в 1849 г. английским судном «Геральд» , в честь которого и был назван.

3 сентября , понедельник .

Прошли остров Геральд . Начали встречаться отдельные льдины похожие на малые корабли . Лёд на изломах голубого цвета. Погода нам благоприятствует : море 1-2 балла , температура воздуха минус 1-5 градусов. Получили от нашего походного штаба точку встречи и границу льдов .

4 сентября , вторник.

На радиолокационной станции обнаружили наш отряд кораблей у кромки льда , установили радиосвязь с ледоколом «Иван Сусанин». Через 30 минут обнаружили отряд визуально : на якоре -ГИСУ «Анадырь» , в дрейфе ледокол «Литке» , ледокол «Иван Сусанин» стоит во льдах. По радио связался с руководителем походного штаба капитаном 1 ранга Анохиным  Н. В. Выяснил обстановку : на ледоколе «Литке» лопнула правая линия вала, чтобы не потерять винт, они провели соответствующие водолазные работы, выставлено четыре гидроакустических маяка ; К-320 должна всплыть 5 сентября в 22.00. После переговоров К-212 подошла к самой кромке льда. Лёд рыхлый , размытый , но встречаются и крупные торосы. Наблюдали несколько моржей и белых медведей , которые людей и кораблей не боятся .

3. Встреча ПЛА К-320.

5 сентября , среда.

6. Находимся в 20 милях южнее от ледокола «Иван Сусанин» , ожидаем подхода и всплытия К-320. Прилетел противолодочный самолёт «Орион» (США) и начал на небольшой высоте облёт наших кораблей. С ледокола «Иван Сусанин» сообщили , что ПЛА К-320 всплыла и под проводкой МБ-147 начала движение к нам. Через несколько минут мы их обнаружили , сблизились на голосовую связь , застопорили ход. Начали переговоры : поздравили экипаж с успешным выполнением задачи. Старший на борту Герой Советского Союза контр-адмирал Чернов  Е. Д. Он сказал , что у них всё в порядке , всплывали в полынье в 200 милях от кромки льда , лёд в полынье был толщиной 20 сантиметров , толщина льда до кромки 5-7 метров. Взрывы шашек , которые осуществлял ледокол «Иван Сусанин», слышали с расстояния 44 миль , а сигналы гидроакустических маяков наблюдали с 20 миль. Мы пожелали им счастливого пути и К-320 начала движение в строю кильватера с МБ-147 к месту базирования. Запросили у оперативного дежурного Тихоокеанского флота разрешение на тренировочное подлёдное плаванье. Ждём ответа. Готовимся к погружению. Приспособили трубку воздуха среднего давления от тифона для подачи пузырей , чтобы ориентироваться при всплытии без хода в полынье.

3. Тренировочное плаванье подо льдом.

Пришёл ответ от оперативного дежурного :«Начать тренировочное плаванье с 21.00 5 сентября.» Обсудили с капитаном 1 ранга Анохиным  Н. В. необходимые вопросы , пожелали друг другу всего самого хорошего и пошли под воду курсом N от гидроакустического маяка ( МО-2). По показаниям эхоледомера и тракта миноискания появились льды, глубина 50 метров, скорость 7 узлов. Отметили отдельную льдину толщиной до 10 метров, погрузились на глубину 60 метров. Ночь, идём подо льдами, все успокоились, жизнь продолжает идти своим чередом.

6 сентября, четверг.

С момента погружения постоянно наблюдали взрывы шашек с ледокола «Иван Сусанин». В 02.00 повернули на обратный курс. Услышали работу МО-1 и 2 , опредилили место подводной лодки , дистанция до них 16 миль. Наметили точку всплытия по корме ледокола «Иван Сусанин» в 3 милях , в точно назначенное время всплыли , замерили дистанцию радиолокационной станцией до ледокола — 3 мили. Донесли на командный пункт Тихоокеанского флота о выполненной задаче и запросили разрешение на двухсуточный поход. После обеда погода ухудшилась : ветер усилился до 15 м/сек , море 5 баллов, облачность 10 баллов. Мы ушли в район у МО-4 , а ледокол «Иван Сусанин» зашёл в лёд. В 13.59 на лодке сработала аварийная защита реактора первого рода из-за неграмотных действий командира группы дистанционного управления , с этим быстро справились и главная энергетическая установка продолжила работу в нормальном режиме. Несмотря на плохую погоду опять прилетел противолодочный самолёт «Орион» (США) и стал методично над нами летать на бреющем полёте в течении трёх часов. К вечеру пришло радио от Командующего флотом , где он нам разрешил произвести подлёдное плаванье с 02.00 7 сентября по 02.00 9 сентября. Море -5 баллов , идёт дождь, ветер до 17 м/сек.

4. Двухсуточное плаванье подо льдом до 76 градусов северной широты .

7 сентября , пятница.

Передали радио на командный пункт (КП) о начале похода и начали погружение : глубина 40 метров , 50 , 70 , 100. На перископе несут непрерывную вахту , с трюма поступают доклады : «Темно, темно, светло……….» Когда поступает доклад «светло» — это значит , что между льдинами есть чистая вода или тонкий молодой лёд. Всё дальше и дальше уходим на север , над нами лёд толщиной от 2 до 7 метров. Прошли 76 градус северной широты , начали патрулирование в районе № 1, ищем полынью , чтобы в ней всплыть и передать донесение на КП.

8 сентября, суббота.

Повернули на курс 180 градусов , следуем к району нахождения наших кораблей. Продолжаем искать полынью. Наконец, сообщили об обнаружении полыньи длиной около 4 кабельтов. Определили её размеры — 9 на 4,5 кабельтовых. С учётом течения встали в расчётной точке на стабилизатор глубины без хода и начали медленное всплытие на перископную глубину. Доклад из трюма: «Льда нет». Дали пузырь в среднюю группу цистерн главного балласта , подвсплыли на глубину 5 метров. Подняли перископ: солнце, голубое небо и кругом белые льды , подводная лодка посередине полыньи. Лёд вокруг полыньи битый , есть льдины толщиной 1.5-2 метра , между ними тонкий лёд толщиной от 1 сантиметра до 10. Часть личного состава поднялась на мостик , тихо, белое безмолвие. Увидели у самого борта моржа , тот с интересом стал нас рассматривать , потом поднырнул под лодку , всплыл с другого борта , где и продолжил свои наблюдения. В 13.20 погрузились в полынье и продолжили движение к отряду кораблей. Взрывы услышали с 42 миль , а МО-1 с 26 миль.

9 сентября , воскресенье.

Всплыли в назначенной позиции в 02.00

5. Возвращение к месту базирования.

Отряд кораблей и ПЛА К-212 построились в строй кильватера и начали движение к месту базирования. В дальнейшем я перешёл на ледокол «Иван Сусанин». В Беринговом море ПЛА К-212 погрузилась и далее проследовала в район боевой службы , вернулась из похода через месяц. Отряд кораблей прибыл в Петропавловск-Камчатский 17 сентября, нас уже ждали следующие походы , задачи и практические стрельбы . Флотская формула : «Наказание невиновных и награждение непричастных» в нашем случае не сработала , о нас просто забыли.

Прочитано 17446 раз
Другие материалы в этой категории: « Грабли Неизвестная авария на К-184 »

  • Сергей Козин
    Сергей Козин
    Суббота, 15 декабря 2012 21:59

    Интересно очень!!! Я был участником этих событий. У Автора есть немного неточностей: "Фёдор Литке" не ледокол а ОИС. Корабль с ледовым усилением корпуса. Я был на борту представителем промышленности ( те самые маяки). Кто назвал ледокол "Иван Сусанин" очень изощрённый человек. Началось с того, что мы шли за ледоколом в канале. "Анадырь" остался у кромки льдов. У ледокола маневренность хорошая и после его манёвров мы не могли вписаться в поворот. Ледокол взял нас на буксир. Ещё хуже: осколки льда нам били в корпус, всплывая из-под ледокола. Встали на усы. Теперь льдины пошли нам под днище. Вот тогда нам и обломило гребной вал. Винт повис на штанге ВРШ. Боцман в снаряжении привязал винт тросом на кнехт, начали движение и следующая льдина обломила штангу. Винт сорвался. Подняли на палубу, задачу выполнять надо. Пошли. Потом "Сусанин" ( оправдывая название) сказал, что у него корпус не выдерживает и мы пошли самостоятельно протискиваться через льды. Добрались до 78 параллели. Там и оставили маяки. По завершении работ запросили добро на возвращение на базу у Администрации Севморпути ( тогда все передвижения согласовывались с ними) У них тревога, аварийный корабль с одним винтом. Короче- ждать караван, месяц. Командир после раздумий послал всех и пошли домой.

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь