Вьетнам

Опубликовано в Путевые заметки бывшего подводника Понедельник, 17 мая 2010 22:59
Оцените материал
(1 Голосовать)
Весной 2005 года был во Вьетнаме, праздновал народную победу над американцами. Тридцать лет- это Дата, порвали звездно-полосатых на ленточки и справедливо этим гордятся. Молодцы! Излетал всю страну вдоль и поперек. За 10 дней 7 перелетов. Обе столицы: Ханой и Сайгон (он же, Хо Ши Мин), город Хюе (ничего плохого не подумайте) и курорт Нья Ченг. Первым пунктом был Ханой. Вьетнамские авиалинии сделали нам подарок, обеспечили бизнес-классом. При разнице во времени с Москвой в 3-4 часа, лететь туда все равно девять и с нашим ростом в эконом классе было бы тяжко.



Вид с самолета на вечерний Ханой завораживает. Трудно себе представить, что на этой полоске суши проживает 80 миллионов человек. В ходу шутка, что нет мест во Вьетнаме, где не встретишь вьетнамца.


Проблема перенаселенности видна и в архитектуре. Не помню точно, но еще в период французского владычества говорят был закон, по которому фасад дома не должен был превышать 3-х метров. Вот и стоят по всей стране сооружения 3 метра в ширину до 5-6 этажей в высоту и до 30 метров в глубину. Для нас странно выглядит, но для вьетнамцев очень демократично. Каждому достанется кусочек дороги, да и лавку можно открыть.

Пляжи, гостиницы, аквапарки, заводы и многое другое – частные, т.е. совсем не государственные. Плати налоги, создавай рабочие места, а компартия тебе гарантирует неприкосновенность собственности и стабильность. Народ и Партия Вьетнама едины, при этом, конструктивно мочат свою бюрократию. В общем, светлое будущее уже не за горами, но до него надо на чем-то доехать…


А машин во Вьетнаме мало. И не потому, что народ их не любит. Просто правительство вдруг осознало, что если все пересядут на Авто, то в густонаселенном Вьетнаме будет не протолкнуться, и объявило автомобили роскошью. Такой вот, вьетнамский ответ ВТО, куда они скоро с успехом вступят. Так, Дэу Матиз стоит 15 тысяч долларов, а микроавтобус Мерседес переваливает за 40. Другие цены не запомнил, но что-то страшное. Все это при условии, что сами вьетнамцы эти машины выпускают и экспортируют. Старых авто почти нет, ввозить не выгодно. Наши УАЗы здесь не в счет, на них учатся в автошколах и гоняют по джунглям. Всегда доедешь, а если что…, не так жалко. Другое дело двухколесные агрегаты…

Каждый, уважающий себя вьетнамец, владеет либо мопедом, либо мотороллером, либо велосипедом. Арифметика проста: 80 миллионов население-80 миллионов мотоциклов. Экономично, удобно, прохладно. На них перевозится все, от многочисленного семейства до запчастей к самолетам. Прошу заметить, что за штурвалами байков сидят не выпускники цирковых училищ, а мирное население.

Бытует мнение, что для поездок по городу еще и правила знать надо. Ошибаетесь…. На первый взгляд, никаких ПДД во Вьетнаме вообще не существует. Броуновское движение, в сравнении с улицами Сайгона или Ханоя, образец сосредоточенности и верности выбранному направлению. Но вот парадокс, за десять дней я не встретил ни одной аварии. Пари, заключенное с друзьями на возможность скорого «торпедирования» другого объекта нашим объектом я проиграл.

А ездят во Вьетнаме так…Если Вы выезжаете с парковки, то убедитесь, что в предполагаемой полосе вашего движения отсутствует встречный автомобиль. Если таковой имеется, не злитесь. Едет он по ней не потому, что решил вам нагадить, а потому, что ему именно туда очень надо, и все тут. Далее, посигналив, трогайтесь. Плавно, без рывков выезжайте на проезжую часть. Набрав скорость (30-40 км. в час), продолжайте подавать сигналы. Это важно для окружающих вас мотоциклистов. У многих из них отсутствуют зеркала заднего вида, но они могут услышать вас. Учитывайте, что и они сигналят, обозначая свое место в ордере, поэтому лучше магнитофон громко не включать. Если на проезжей части появился пешеход, не пугайтесь, его объедут. Пешеходы могут вырасти абсолютно в любом месте, это нормально. Если пешеход заметался, то это европеец. Главное условие - быть предсказуемым и двигаться в мотомуравейнике без рывков и шараханий. Сложнее, когда на проезжей части попадаются милые дети, играющие в жмурки. Явление не частое, но возможное. И самое главное, запомните, лучше всего встречная полоса просматривается именно… со встречной полосы. А если вы идете в своей полосе, вас могут не заметить, а маневр будет ограничен из-за скопления мотоциклистов правее вас. Наличие дорожной разметки многих смущает и на асфальт лучше вообще не смотреть. Если вдруг вы решили развернуться посреди дороги, то делайте это, вас подождут.

Если ДТП случилось, то будьте уверены, вас, скорее всего, ожидает «обоюдка». Мера воспитательная и для государства выгодная. Дорожная полиция во Вьетнаме тоже существует и на некоторых перекрестках пытается что-нибудь организовать. И самое главное, при всех, минусах организации - пробок во Вьетнаме нет. Даже десятимиллионный Сайгон не позволит вам опоздать на самолет. Все решает природная способность вьетнамцев договариваться и не брызгать желчью по пустякам. Буддисты, одним словом…


Отдельная тема в истории Вьетнама- многочисленные освободительные войны. Сначала вьетнамскую кампанию проиграли французы. Многотысячный корпус иностранного легиона (читай профессионалов), пытаясь навести порядок на «отдаленной территории» , но был наголову разгромлен отрядами Хо Ши Мина. В то время многие метрополии испытывали серьезные проблемы в колониях, и Франция не стала исключением.

Все закончилось (и началось) в Париже 2 сентября 1965 года, где был подписан мир и образованы Северный и Южный Вьетнам по разделительной границе 17- параллели. Столица коммунистического Севера – Ханой, а проамериканского Юга –Сайгон. США выступали посредниками и гарантом на переговорах. Вьетнаму была уготована судьба Кореи и объединение должно было произойти лишь после политического и экономического «сближения» двух половинок. Хо Ши Мин (глава коммунистического Севера) предложил вариант, при котором страна сначала объединяется, а потом уже сообща строит светлое будущее. На юге Вьетнама вожди так не думали и попросили США о помощи, сначала советниками, а потом и войсками. Ханою помогал Советский Союз причем не только вооружениями, но и строительством промышленности. Вьетнамцы шутят, что Югу Вьетнама остались от США казино и публичные дома, а вся промышленность на Севере Вьетнама (спасибо СССР). В Ханое есть и музей победы. Стела из обломков американской техники и вполне боеспособные трофеи. Сейчас во Вьетнаме живут и ветераны с американской стороны. Одного мы вытянули в музей, упирался, но пошел. Фото на память. Характерно, что наш переводчик, тоже ветеран, и самолично сбил 2 самолета Б-52. Вот такая история получается….

Официально Север Югу войну не объявлял (и США никто войну не объявлял). Просто, южные партизаны (под флагом южного же Вьетнама) при активной поддержке Севера и местного населения боролись за «независимость и территориальную целостность страны». Все боевые действия велись под лозунгом единства нации. И ресурсов для этого не жалели все стороны конфликта, ни материальных, ни людских. Советский Союз помогал Северу оружием и советниками. Оружие доставлялись через Китай по железной дороге, а особо ценное имущество перевозилось по морю, чтобы китайцы не растащили. Советское оружие оказалось эффективнее американского. С 1965 по 1975 годы было сбито около 5000 единиц летательных аппаратов ВВС США. Пожалуй, самые серьезные потери после Второй Мировой войны.

С 1965 года США непрерывно наращивали свое военное присутствие в регионе. Одномоментно, на территории Южного Вьетнама находилось до полумиллиона американских военных, а у побережья дежурили авианосцы с самолетами, готовыми отбомбиться в любую минуту по любой точке. И все бы у американцев получилось, если бы не партизаны…. Каждый куст, канава, речка, озеро таили в себе угрозу для американских военных, а тут и непроходимые джунгли, пойди разберись кто и где притаился.

Тогда американцы решили, что если уничтожить «зеленку», то партизаны не смогут прятаться и с ними будет проще бороться. И США применили химический препарат "ЭЙДЖЕНТ ОРАНДЖ". Токсичность этого вещества была сравнима лишь с такими известными боевыми отравляющими газами, как заман или зарин. В его состав входил диоксин - химическое соединение, обладающее мощным мутогенным действием, которое проявляется через несколько поколений. За весь период войны во Вьетнаме ВВС США было распылено более 76 миллионов литров "эйджент орандж". Особенно полили химикатом ту самую 17-ую параллель (границу между Севером и Югом). 67 километров выжженной земли, где ныне (спустя 30 лет) произрастают всего три вида травы и один вид деревьев.

После того как листва уже опала, американцы регулярно поджигали границу между Севером и Югом. Вот таким способом они пытались помешать снабжению партизан с севера. Кроме того, американцы рассыпали вокруг своих баз специальную приманку для змей, что создавало дополнительный пояс безопасности. Многие партизаны-то были без обуви… И все это не помогло…

30 апреля 1975 года Вьетнам объединился, обретя полную независимость. За время боев американцы потеряли около 60000 солдат, Вьетнам потерял около 3 миллионов человек. Американцы своих вывозили, а вот буддийские кладбища во Вьетнаме не всегда похожи на наши, крестьяне, на пример, хоронят своих соплеменников в т.ч. на рисовых полях.

Парад по случаю Дня Победы проходил в Сайгоне и начался рано утром, когда еще относительно прохладно. Речь президента, прохождение торжественным маршем и демонстрация трудящихся. Командующий выезжает на УАЗе.


Отдых во Вьетнаме поставлен на широкую ногу. Масса официальных курортов и не официальных. Пляжи близ города Хюэ не многолюдны, как говорится, для своих.


А вот в Нья Ченге (аэропорт Камрань)народу значительно больше. Есть что посмотреть, а главное окунуться в теплые воды, и все это на фоне неприлично низких цен. Ужин на четверых с морепродуктами и выпивкой обойдется вам долларов в двадцать. Приличную гостиницу можно найти и за пятнадцать долларов в сутки. Жаль, что билеты дорогие…


Впечатлений через край, настроение хорошее, временные расстройства системы пищеварения благополучно миновали. Осталась легкая белая зависть от того, что многое у них лучше, чем у нас. И это не только солнце и море. Просто, пашет народ с утра до ночи, не пьет и не курит, не ворует и верит в светлое будущее нации. Улыбаются все, и просто так и по делу. На фото запись концерта в городском парке Хюэ, ночью. Что-то типа «Алло, мы ищем таланты»… Пытался поздравить народ с наступающим праздником, но выступить не дали. Почему-то именно во Вьетнаме так захотелось спеть «Подмосковные вечера»…

{multithumb}
Прочитано 6568 раз
Другие материалы в этой категории: « Никарагуа Аландские острова »

  • Алекс
    Алекс
    Суббота, 24 ноября 2012 16:18

    Всё точно так. Только народ местный несмотря на высокие цены на автомобили всё равно интенсивно на них пересаживается. Сколько человека не воспитывай он всё равно хочет жить хорошо. И цены растут на всё постоянно, бензин стоит уже дороже доллара.
    С уважением,
    Александр

    Пожаловаться
  • Антон
    Антон
    Среда, 14 июля 2010 20:46

    спасибо за путешествие!

    Пожаловаться
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь