Судьбы подводных дуэлянтов

Опубликовано в Историк Боженко Петр Владимирович "Субмарины на войне" Понедельник, 15 июня 2015 12:44
Оцените материал
(0 голосов)

В современной морской терминологии ситуация, когда одна подводная лодка ведет бой с другой в одиночку, называется дуэлью.

 

Такие дуэли происходили во время Второй Мировой войны, правда существовавший тогда уровень техники почти не давал шансов попасть торпедой без системы самонаведения в лодку, если обе они находились в погруженном состоянии. В самом конце войны немецкие лодки выполнили ряд атак с применением акустических торпед, но успеха не добились. Зафиксирован только один случай, когда была поражена подводная лодка в погруженном состоянии.

 

Английская лодка "Venturer" к западу от норвежского Бергена обнаружила акустикой немецкую подводную лодку, идущую на перископной глубине под шнорхелем. После уточнения целеуказания английский командир дал залп из-под перископа, ориентируясь на акустический пеленг и бурун от головки шнорхеля. Командир U-864 кор- веттен — капитан Рольф Вольфрам и остальные 72 подводника на борту большой океанской субмарины типа IX D 2 из 33-й флотилии, вероятно так и не поняли, отчего взорвался их корабль в точке с координатами 60°46 с.ш., 04°53 в.д.

Под шнорхелем при работающем дизеле акустические приборы не могли прослушивать окружающую среду, а при скорости хода более 4 узлов бурун от головки шнорхеля заливал перископ. В определенной степени лодка мчалась вперед "'слепая и глухая". Описанный эпизод произошел 4 февраля 1945 г.

 

Во всех остальных случаях атакованная лодка поражалась на поверхности, причем чаще всего она и не видела вражеский корабль.

 

Правда выпадали случаи, когда лодки долго охотились друг за другом.

 

28 мая 1942 г. в Варангер Фиорде подводная лодка Северного флота М-176 под командованием капитана 3 ранга И.Л.Бондаревича в 18.22 обнаружила немецкую лодку в надводном положении. Наша "малютка11 погрузилась и начала маневрировать для выхода в атаку. Командир М-176 по праву считался опытным подводником, командовал этой лодкой с апреля 1940 г., начал войну в звании старшего лейтенанта, а в 14-й боевой поход впервые пошел в звании капитана 3 ранга. Когда лодка заняла положение для залпа и Бондаревич по- всплыл под перископ, оказалось, что немецкая лодка исчезла с поверхности. "Немка" относилась к классу средних лодок, ее боекомплект, около 15 торпед и более мощная шумопеленгационная аппаратура, так что все преимущества оказывались на стороне противника,

 

В течение более 4 часов продолжалась настоящая дуэль, немцы выпустили весь боекомплект, а затем ... решились идти на таран: 4 раза вражеская лодка устремлялась в "лобовой удар" и каждый раз Бондаревич уходил маневрируя. В 21.48 наш акустик услышал, как чужая лодка продувает цистерны, видимо там решили, что русская субмарина не имеет торпед, а оставаться под водой не хватало воздуха и электроэнергии. Тогда-то М-176 выпустила весь свой боекомплект - две торпеды. В отсеках слышали грохот взрывов и до конца войны никто не сомневался, что вражеский корабль закончил в тот день свое существование, Однако по послевоенным данным факт гибели лодки немецкого флота в то время в том районе не подтверждается. В некоторых отечественных источниках приводится даже номер, якобы погибшей лодки Li- 702. По немецким данным корабль капитан-лейтенанта Вольфа Рюдиге- ра погиб при неизвестных обстоятельствах в Северном море в начале апреля 1942 г., примерно 4 числа. Правда лодка относилась к типу VII С, т.е. кораблям среднего класса, но даты боя и исчезновения U-702 не совпадают почти на два месяца*.

 

Наши подводники достоверно потопили только две подводные лодки противника. Обстоятельства этих событий следующие.

Вечером 10 августа 1941 г. Щ-307 (“Треска") при возвращении с позиции от Либавы подошла к проливу Соэло-Зунд между островами Эзель и Даго. Неожиданно в 22.10 вахтенный офицер ст. лейтенант П.К.Никитин в сумерках южнее о. Даго заметил непонятный предмет, при внимательном рассмотрении опознанный, как рубка подводной лодки, видимо, только что всплывшей. Командир корабля, капитан-лейтенант Н.И.Петров вышел в атаку и, хотя немецкая лодка начала двигаться, наш подводник ушел на глубину и затем атаковал из-под перископа в 22.20 двумя торпедами с расстояния 4-5 кабельтовых кормовыми аппаратами. Через 40 сек обе торпеды сработали; всплыв через некоторое время, наши моряки обнаружили на поверхности соляровое пятно, в котором плавали разные предметы: спасательные пояса, обмундирование, обрывки карт и бумаг и т.д. Кстати наши подводники считали, что атакуют лодку типа VII, хотя она по водоизмещению в два раза больше потопленной малой лодки типа IIC. Любопытно, что в этом походе на позиции у Либавы 30.7.41 г. - Щ-307 встретилась с подлодкой и уклонилась от атаки погружением. Все 28 человек экипажа U-144 во главе с капитан-лейтенантом Гердом фон Миттельштадом пошли на дно.

 

Наша “Треска" успешно сражалась до конца войны, хотя ее чуть не утопила финская субмарина в 1942 г., но первую победу записал на ее счет капитан-лейтенант Н.И.Петров, для него потопление U-144 стало первой и единственной успешной атакой за всю войну. Н.И.Петров командовал Щ-307 до октября 1941 г., к сожалению, установить его дальнейшую судьбу пока не удалось. U-144 оказалась первой и единственной немецкой лодкой, потопленной на Балтике в 1941 г. Ее победительница Щ-307 достойно завершила военную карьеру, получив 6 марта 1945 г. орден Красного Знамени.

 

Через два года на Северном флоте немецкая лодка была потоплена в ходе специального противолодочного поиска. В связи с активизацией немецких лодок в Карском море, командование Северного флота стало регулярно направлять в район Новой Земли свои субмарины именно с противолодчными задачами. Это не совсем типично для советского флота, так как командиры лодок, как правило, имели инструкции, стараться искать в качестве цели торговые суда, а столкновений с лодками - избегать.

 

7 августа 1943 г» в район мыса Желания вышла лодка С-101 с новым командиром, капитан-лейтенантом Е.Н.Трофимовым, на борту находился и прежний командир, а ныне - комдив капитан 2 ранга П.И.Егоров. 28 августа в 10.20 акустик засек шумы подводной лодки. Командир подвсплыл под перископ, но снежный заряд начисто закрыл весь горизонт. Через некоторое время погода позволила увидеть рубку немецкой лодки типа "семь" в 40-50 кабельтовых. Наша "Эска” начала маневрировать для выхода в атаку, так как, судя повсему, немцы не подозревали о грозящей опасности- В решающий момент к перископу встал капитан 2 ранга: он и выполнил торпедную атаку, В 10.50 лодка дала залп из 3 аппаратов, одна торпеда оснащена контактным взрывателем и поставлена на глубину хода 2 м, две другие имели магнитный взрыватель и установку 5 и 8 м соответственно. Стреляли с временным интервалом в 6 сек.

 

Через 50 сек море всколыхнул мощнейший взрыв, видимо на лодке сдетонировали боеприпасы. После залпа С-101 ушла на глубину 15 м, прослушала горизонт и затем, убедившись, что кругом все тихо, всплыла в позиционное положение.

 

По морской поверхности расползалось большое соляровое пятно, в котором плавали деревянные обломки, пробковая крошка и трупы 2 подводников. С воды подняли офицерский китель, спасательный круг и некоторые другие предметы, в том числе, записи офицера.

 

Так завершилась карьера обер-лейтенанта цур зее Вальтера Вих- мана и экипажа из 46 человек с субмарины U-639. Все, что успел он сделать - это 20 августа 1943 г. поставить 24 мины типа ТМВ в Карском море в Обской губе. Побед на боевом счету лодка не имела.

 

Капитан-лейтенант Трофимов, на чей счет было официально отнесено потопление, до конца войны потопил еще 2 тральщика в октябре 1943 г, а по совокупности успехов лодка С-101 удостоилась ордена Красного Знамени 24 мая 1945 г.*

 

Больше наши подводные лодки не одерживали подводных побед, хотя встречи субмарин происходили вплоть до мая 1945 г.

 

Наши противники понимали, какую угрозу представляет самый большой в мире советский подводный флот, и готовность к парированию этой угрозы поддерживалась на сколь можно высоком уровне. Подводные лодки РККФ считались одними из приоритетных целей, поэтому не случайно немцы, финны и итальянцы потопили гораздо больше подводных лодок нашего флота, чем мы - немецких.

 

Еще до 22 июня 1941 г. немцы развернули на Балтике учебную флотилию подводных лодок типа II в основном с противолодочными задачами. Эти субмарины еще за несколько дней до открытия военных действий получили приказ атаковать советские подводные лодки по возможности скрытно. После 22 июня все формальности были отброшены.

 

Первой жертвой немецких торпед стала лодка 4-го дивизиона 1-й бригады КБФ, М-78 ст. лейтенанта Д.Л.Шевченко. В ночь с 22 на 23 июня М-78 в паре с М-77 вышла из Либавы в Усть-Двинск. Переход, согласно полученных инструкций, совершался в надводном положении. Этот приказ действовал долгое время и, несомненно, привел к излишним потерям» На переходе восточнее Виндавы лодки попали под налет авиации, М-77 ушла под воду и через некоторое время подводники услышали 2 громких взрыва. Как оказалось, М-78 всплыла в надводное положение (по некоторым данным, она не могла погружаться из-за неисправностей) и ее атаковала немецкая лодка U-144 в 06.45 по среднеевропейскому времени. Все внимание наших подводников, видимо, было отвлечено на самолеты. Никто из экипажа не спасся, на борту погиб и командир 4-го дивизиона капитан- лейтенант С.И.Матвеев.

 

Капитан-лейтенант Герд фон Миттелыитадт - подводник, потопивший первую советскую подводную лодку, погибшую в советско-германской войне, служил на флоте с 1932 г., но это была его первая и единственная победа. Как ранее упоминалось, в августе 1941 г. он разделил судьбу всего экипажа своей лодки.

 

Вероятно, именно он имеет на своем счету еще одну, так сказать, “косвенную" победу. 24 июня 1941 г. из Усть-Двинска вместе с другими лодками уходила С-8 капитана 3 ранга М.С.Бойко. Вскоре после выхода он обнаружил прямо по курсу всплывшую подводную лодку. Стрелять торпедами было невозможно, слишком близко. Командир не решился на таран, так как считал, что смогут сдетонировать 4 снаряженных по боевому торпеды в носовых аппаратах. Поэтому он скомандовал: "Право на борт", — развернулся на 180° и вернулся в базу. Этот поступок посчитали трусостью, 29 июля Бойко снят с лодки и отдан под военный трибунал. Приговор вынесен традиционный для первых дней войны. Вообще, за проявленную пассивность в первые недели войны наказывали очень строго, надо было показать, как все решительно настроены. Правда, довольно быстро сообразили, что подводника-командира быстро поставить к стенке, но гораздо сложнее подготовить. 11 июля 1941 г. Щ-310 (капитан-лейтенант Д.К.Ярошевич, на борту комдив - капитан 2 ранга М.В.Федотов), возвращаясь в базу на подходах к Соэло Вяйну, обнаружила ночью подлодку на курсовом угле 5° правого борта, шедшую на пересечку курса. Вместо атаки комдив приказал погрузиться и лечь на грунт. По возвращении из похода, он был снят с должности и назначен с понижением командиром лодки.

 

Через несколько дней еще одна "малютка" из 8-го дивизиона 2-й бригады проиграла бой немецкой субмарине.

 

25 июня из Таллина в паре с М-102 вышла М-99 ст.лейтенанта Б.М.Попова. На траверзе маяка Пакринем лодки разошлись. Позиция лодке была назначена в районе маяка Утэ. 28 июня дежурившая в соседнем секторе М-103 донесла, что наблюдала сильный взрыв в районе нахождения М-99. Через некоторое время капитан-лейтенант Хорст Хольтринг, командир 0-149 донес, что в 04.27 потопил одной электроторпедой советскую лодку класса М в точке с координатам* 59°20 с.ш., 21 °12 з.д. Выстрел произведен с кратчайшего расстояния, взрыв через 34 сек, спасенных нет.

 

Капитан-лейтенант Хольтринг командовал только что построенной U-149 с октября 1940 г. Больше на Балтике он успехов не имел и в январе 1942 г. назначен командиром новой лодки типа VII С - U-604, на которой вышел в Атлантику. Воевал он неплохо.

28 августа 1942 г. потопил голландский пароход "Abbekerk" (7906 брт), 27 октября - английский "Anglo Maersk" (7705 брт), 30 октября - еще английский "President Boomer" * 11898 брт и "Baron Vernon" 36426 брт. 2 декабря список побед пополнился еще американским лайнером "Соато" (7057 брт), 23 февраля 1943 г. Хольтринг "отметил" день Красной Армии, торпедировав английский транспорт "Stockport" (1983 брт). В июле 1943 г. лодка вышла к побережью Бразилии, в это время она входила в состав 9-й флотилии.

31 июля самолет "Vega Ventura" из эскадрильи VB-129, осуществляя охранение конвоя TJ2, обнаружил лодку в 100 милях от Масейо. Хольтринг привел самолет на траверз, открыл огонь. В ответ летчик сбросил 4 бомбы Мк 47. Лодка погрузилась, затем неожиданно выскочила из воды на поверхность и снова погрузилась, имея такой дифферент, что видны были винты.

 

Пилот, уверенный в том, что потопил лодку, улетел. Однако субмарина, хотя и получила серьезные повреждения и потеряла двух человек в том числе первого вахтенного офицера (старпома), еще жила.

 

Хольтринг по радио сообщил о происшедшем в штаб адмирала Деница, и что лодку до Лориана в таком состоянии довести невозможно. В ответ гросс-адмирал приказал 3 августа встретиться лодкам U-604, U-172 и U-185. Эти переговоры засекли американцы, и в район предполагаемой встречи вышли эсминцы "Moffet" и "Juet". 3 августа командир эскадрильи VB-107 на самолете "Liberator" обнаружил U-604 и отбомбился по месту погружения. Несколькими часами позже повредили U-185. К вечеру "Moffet" установил контакт с U-604 и в течение 2 час бомбил ее и обстреливал после всплытия. Тем не менее, она снова ушла. В 4.30 4 августа лодка примерно в 95 милях от о.Тринидад всплыла и снова попала под огонь эсминца "Moffet", который ее ждал. Казалось, в безвыходной ситуации Хольтринг выпустил акустическую приманку "Афродита" и пока американец ее храбро атаковал, снова ушел, теперь уже совсем. Эсминец тоже развернулся в базу, но по дороге наткнулся на U-185, высыпал на нее остаток глубинных бомб, правда, лодка отделалась "легким испугом".

 

11 августа, договорившись по радио, U-604 и U-185 встретились в 500 милях северо-западнее острова Вознесения. Экипаж Хольтринга начал перегружать топливо и продукты на U-185 капитан-лейтенанта Мануса. Когда перегрузка почти закончилась, подошла U-172, а вслед за ней прилетел "Liberator" из эскадрильи VB-107. Он выскочил из-за облаков и сбросил бомбы, U-172 ушла под воду, a U-185 стала маневрировать, прикрывая U-604 своим зенитным огнем. Летчик сделал 2 захода, отбомбившись мимо, затем снизился до 350 м и пошел в решительную атаку, из которой не вышел, сбитый лодочными зенитками. После этого боя экипаж U-604 перешел на U-185, а тяжело поврежденную лодку взорвали. 15 августа состоялось еще одно рандеву U-185 и U-172, когда 23 подводника перешли на эту лодку, а 14 человек во главе с Хольтрингом остались на борту U-185, которая вынуждена была идти навстречу с "дойной коровой" - подводным танкером, так как ей не хватало топлива на обратный переход.

 

24 августа утром в 6.39 ее обнаружил самолет авианосца "Сог" и вызвал подмогу, которая быстро отправила перегруженную лодку на дно. Все 14 человек экипажа U-604 и 29 человек экипажа 0-185 погибли. Так закончилась карьера победителя М-99.

 

Через месяц после гибели М-99, в ночь на 21 июля 1941 г. из бухты Трииги на о. Эзель вышли две "малютки" - М-94 и М-98. Проливом Соэло-Вяйн они пошли в Балтику в сопровождении 3 катерных тральщиков. После прохождения фарватера катера легли на обратный курс. Лодки некоторое время шли вместе, М-94 - концевой. Неожиданно в 7.15 (по немецким данным в 6.55), когда лодки находились западнее о.Даго, в корму М-94 попала торпеда, выпущенная лодкой U-140. "Малютка" 8-го дивизиона 2-й бригады после взрыва пошла кормой на дно, но поскольку место было мелкое, вскоре уперлась в грунт, так что носовая часть и надстройка возвышались над водой. Моряки, находившиеся на мостике в том числе командир ст. лейтенант Н.В.Дьяков, сброшены в воду. Трое из них доплыли до лодки и взобрались на надстройку. Оттуда Дьяков увидел, что на М-98, посчитав происшедшее подрывом на мине, застопорили ход и начали спускать шлюпку. Моряки на М-98, поглощенные спасением товарищей, не видели, что из воды периодически появляется перископ лодки, выходящей во вторую атаку. По приказу Дьякова матрос С.Ф.Компаниец  влез на нос лодки и кусками тельняшки передал семафор "Вас атакует подводная лодка противника, уходите". К неудовольствию капитан-лейтенанта Юргена Хеллригеля, М-98 сманеврировала и торпеда прошла вдоль ее борта. Затем шлюпка М-98 спасла командира и 2 матросов с М-94 и передала их на подошедший катер.

 

Покалеченная взрывом субмарина медленно садилась на грунт носом. Оставшиеся в живых 8 подводников собрались в центральном посту и примерно через час все они смогли всплыть через люк боевой рубки, который отдраили. Это единственный случай спасения личного состава через рубку за время войны. Моряки поплыли к острову Даго, в 9.40 носовая часть лодки скрылась под водой, а вскоре моряков подобрали катера.

 

 

За день до этого лодка С-9 (капитан-лейтенант С.А.Рогачевский) возвращалась с моря. При ярком солнечном свете между лодкой и берегом раздался сильный взрыв. Пока многочисленные моряки, собравшиеся на мостике, гадали, что бы это могло быть, сигнальщик, к счастью, не включившийся в "живое общение", заметил еще одну торпеду, выпущенную вдогон. Все оцепенели, но штурман успел дать нужную команду. Лодка прибыла на рейд Трииги, Подводники доложили о происшедшем контр-адмиралу Трапнину, Еще до всех этих событий в том же районе М-97 (капитан-лейтенант А,И.Мыльников) дважды обнаруживала лодку противника, но от атаки уклонилась. Все же никаких выводов сделано не было, и М-94 пошла в море в свете июньского дня. Последствия известны. Вероятно, подводников вообще не предупредили, иначе вторая лодка, М-98 не стала бы изображать из себя живую мишень.

 

Капитан-лейтенант Юрген Хеллригель служил в германском флоте с 1936 г. После U-140 он с марта 1942 г, командовал лодкой U-96 до апреля 1943 г. В Атлантике на своей “семерке" он одержал ряд побед: 10 сентября 1942 г. при атаке конвоя ОМ-127 потопил бельгийский танкер "Elizavet Van Belgie" (4241 брт) и английский пароход "F.J.Wolf” (12190 брт), повредил и норвежский танкер "Sveve" (6313 брт). На другой день, видимо войдя в азарт расстрелял португальский траулер "Belaes" всего в 415 брт. Через две недели он добился последней подтвержденной победы, потопив британский пароход "New York" (4586 брт).

 

21 апреля 1943 г. капитан-лейтенант получил назначение на новую океанскую лодку типа IXC - LJ-543, став ее первым и последним командиром. Боевые успехи новой лодки оказались более чем скромными. 3 января следующего года Хеллригель атаковал акустическими торпедами эсминцы, считая, что он их потопил, так как слышал взрывы. Ровно через месяц в воздаяние прошлых заслуг капитан-лейтенант награжден Рыцарским крестом, став 101-ым подводником, удостоенным такой награды. Летом 1944 г. его субмарина, входящая в состав 10-й флотилии, отправилась в длительный поход, в Гвинейский залив. Патрулирование не дало результатов, и Хеллригель пошел обратно. 2 июля 1944 г. его корабль обнаружил самолет "Avenger" с авианосца "Wake Island" примерно в 220 милях западнее Ферро. Несмотря на сильный зенитный огонь, летчик сделал два захода и точно отбомбился. Так закончилась жизнь человека, потопившего в

  • г. третью и последнюю балтийскую "малютку".

 

Экипаж его противника, ст. лейтенанта Н.В.Дьякова, оказался отчасти более счастливым, U-543 погибла со всем личным составом, а с М-98 спаслось 11 человек. Однако все матросы были посланы в морскую пехоту и погибли на суше до августа 1941 г. Сам командир уже в звании капитан-лейтенанта получил под командование лодку М-97, которая не вернулась из боевого похода в сентябре 1942 г., вероятно подорвавшись на мине в районе о.Гогланд.

 

Немецкая группа подводных лодок продолжала выходить на противолодочное патрулирование в район Моонзундских островов, состоялся еще ряд атак, но больше результата они не принесли. После гибели U-144 учебная флотилия отозвана в Германию.

 

Следующая подводная баталия разыгралась на Севере, 2 января 1942 г. группа немецких лодок "Ulan" атаковала южнее ©.Медвежий суда конвоя PQ-6, шедшего в Мурманск, затем лодки двинулись к Кольскому заливу, чтобы перехватить транспорты там. 10 января 1942 г. у берегов полуострова Рыбачий командир U-584 заметил субмарину, которую оценил как 900-тонную, завысив водоизмещение в 4 раза, правда надо помнить, что дело происходило полярной ночью. В 07.22 он выстрелил 2 торпеды и вскоре зафиксировал сильный взрыв в точке с кординатами 70°09 N/32°50 Е. Пятый боевой поход М-175 оказался последним для капитан-лейтенанта М.Л.Мелкадзе и 20 подводников на ее борту.

 

Обер-лейтенант цур зее Иоахим Дееке сообщил о потоплении большой подводной лодки и это сообщение перепечатали финские газеты. Затем обер-лейтенант с экипажем своей "семерки” воевал в Атлантике, где 11 сентября 1942 г. добил английский танкер "Empire Oil"(8029 брт), поврежденный торпедой U-659 за день до этого. Кстати, танкер принадлежал к конвою ON-127, при атаке которого отличился еще один "дуэлянт" - Хеллригель.

 

На другой день Дееке тяжело повредил торпедой норвежский теплоход "Hindanger" (4884 брт,) который добит канадским корветом "Amherst" глубинными бомбами и артиллерией, чтобы не задерживать конвой. Следующего случая выпустить торпеды ему пришлось ждать целый год. 21 сентября 1943 г. около берегов Англии Дееке дал залп 2 акустическими торпедами по канадскому фрегату "Cham- Ыу" из охранения конвоя ON-202, приняв его за эсминец. Через 50 сек одна торпеда взорвалась, но Дееке, стремглав ушел на глубину не ожидая результата, так как корвет очень точно обстрелял U-584 и попал в рубку 102 мм снарядом. Торпеда не нанесла корвету повреждений, взорвавшись в стороне. В то время субмарина входила в состав группы "Lutens".

 

Следующее столкновение с союзниками оказалось для Дееке роковым. 31 октября U-584 в районе северо-восточнее Флемиш Кап в Атлантике лодка обнаружена самолетом "Avenger"' из авиагруппы авианосца "Card”. Субмарину атаковали сразу 2 подлетевших самолета с 227 кг бомбами и капитан-лейтенант пошел на свое последнее погружение примерно в 656 милях от острова Флорес.

 

Летом 1942 г. первую победу над советской подводной лодкой праздновали итальянские подводники.

 

Для помощи немцам в блокаде с моря осажденного Севастополя весной 1942 г. в Ялту прибыли моряки Реджиа Марина Итальяна. Кроме торпедных катеров на Черное море были доставлены 6 сверхмалых лодок, построенных специально для решения противолодочных задач и транспортировки подводных диверсантов.

 

К тому времени плотность блокады возросла настолько, что прорыв надводных кораблей стал слишком рискованным. С мая 1942 г все большее число подводных лодок снималось с боевого патрулирования и назначалось на линию снабжения Новороссийск-Севастополь Подводники получили инструкции погружаться на дальних подступах [1] базе, так как было известно, что итальянские торпедные катера -субмарины регулярно дежурят вблизи подходного фарватера„ Однако командир С-32 капитан 3 ранга С,К,Павленко предпочитал весь переход идти максимальной надводной скоростью не погружаясь, хотя однажды его лодка чудом уклонилась от авиационной торпеды, а сам командир поседел после этого. Он совершил больше всего походов в Севастополь - 8, но 9-й оказался последним, не помогла ни скорость, ни темнота южной ночи! В ночь на 26 июня в районе мыса Ай-Тодор в 60 милях от Севастополя занимала позицию сверхмалая подлодка СВ-3 теньенте ди вашело (капитан-лейтенанта) Джовани Сорентино. Он издали обнаружил нашу лодку по шуму дизелей и вышел в атаку. От двух торпед, попавших в борт, С-32 мгновенно затонула, из экипажа не спасся никто. Итальянцы претендуют на потопление еще двух лодок - "щук". Одну, якобы торпедировал сототеньенте ди вашело (старший лейтенант) Атилио Руссо, командир СВ-2 в июне 1942 г., вторую теньенте ди вашело Армандо Сибиле 26 августа 1943 г., обе - в районе Севастополя. Летом 1942 г. во время осады Севастополя погибли только С-32 и Щ-214. По нашим данным, Щ-214 потоплена 20 июня около 22 час в районе мыса Айтодор итальянским торпедным катером MAS-571, одной торпедой. С лодки спаслось двое матросов, подобранных именно этим катером. Кстати, капитан 3 ранга В.Я.Власов единственный командир лодки, который воспользовался "методом" капитана 3 ранга С.К.Павленко, и шел не погружаясь, его первый транспортный рейс оказался последним. Мало вероятно, чтобы катер и подводная лодка действовали в одном и том же квадрате одновременно, но, как говорится, "хозяевам виднее", поэтому данная версия требует быть отмеченной.

 

Так же и во втором случае обстоятельства боевого столкновения не совсем ясны и понятны. В конце августа 1943 г. к Севастополю вышла подводная лодка Щ-203 "Камбала" капитан-инженера 3 ранга В.И,Немчинова. Эта лодка имела особое назначение - ведение разведки и высадка диверсионных групп на берег и т.д., на боевом счету лодки нет ни одной победы. После войны субмарину обнаружили в районе Тарханку- та и подняли. Результаты изучения корабля не дают точных обстоятельств гибели, вероятно всего подрыв на мине, но это не более чем одна из версий. Возможность потопления итальянскими подводниками исключить нельзя, тедл более, что по данным с СВ-4 место атаки южнее Тарханкута, именно туда послали Щ-203 и именно там ее обнаружили. По последним данным, Щ-203 погибла от торпед СВ-4.

 

После выхода Италии из войны летом 1943 г. сверхмалые лодки некоторое время воевали на стороне Германии, потом переданы Румынии, затем итальянской республике Сало, но потом экипажи уехали на родину.

 

Также считают, что потопили три "марксистских" подводных лодки подводники Финляндии. В 1941 г, выходы лодок на коммуникации и использование в раз- личных целях принесли только один результат, 4 июля каптеени луут- нанттии Олави Айттола на лодке "Vessiko" потопил транспорт "Выборг". К 1942 г. противолодочные задачи стали главной задачей подводного флота Финляндии, решая ее, финны несколько раз меняли тактику действий, пробуя и дежурство в отведенных районах за противолодочными сетями в Финском заливе, и включение субмарин в состав охранения конвоя, но редкие встречи финских и советских лодок оканчивались безрезультатно. Наконец, к осени 1942 г. немцы наладили четкую службу радиоперехвата и смогли довольно точно определить район, в котором наши лодки проводят зарядку аккумуляторов, следуя в Ботнический залив.

 

Зимой 1941 /42 г. на лодках установили современную акустическую аппаратуру немецкого производства и теперь, получив соответствующий сигнал от немцев, финская лодка выходила в определенный район и оставаясь на поверхности без движения прослушивала горизонт акустическими приборами в пассивном режиме. Саму ее обнаружить было почти невозможно, зато она слышала издалека лодку, идущую под дизелем.

 

21 октября 1942 г. в подводную западню попала С-7 капитана 3 ранга С.П.Лисина. 17 октября лодка вышла из Кронштадта, за 2 суток прорвалась в Балтику, установив рекорд скорости и всего один раз вышла в эфир: "Прошли 22-й меридиан", короткая радиограмма оказалась роковой.

 

Коментая-каптеени (капитан 3 ранга) Олави Айттола на лодке "Ve- sehiisi" срочно вышел в боевой поход. 8 Ботническом заливе в районе маяка Седерарм лунной ночью 21-го числа почти при полном штиле финские наблюдатели заметили большую подводную лодку, двигавшуюся на запад. Айттола бесшумно, под электромоторами двинулся навстречу и, рассчитав торпедный треугольник, выстрелил одной торпедой. По его расчетам дальность до цели была около 3000 м, когда все сроки прошли, он приказал готовить палубное орудие, но отдать команду "Огонь" не успел. В кормовой части лодки вспыхнула вспышка взрыва. Капитан 3 ранга С.П.Лисин всплыл примерно в 19 час и около часа шла зарядка аккумуляторов. Когда луна скрывалась в тучах, люди на мостике почти не видели друг друга. До взрыва никто ничего не заметил, с рубки в воду сбросило пятерых подводников, подошедшая лодка подняла из воды четырех. Через два дня после этого С.П.Лисин был удостоен звания Герой Советского Союза, он - второй и последний командир лодки, попавший в плен.

 

До 1944 г. его содержали в лагере военнопленных возили на допросы в Германию и вернули обратно в Финляндию. После подписана: перемирия Лисина обратно доставили на Родину, в фильтрационнь; лагерь. После подтверждения, что он удостоен звания Героя, егс скоро освободили, а поскольку его знали многие высшие офицере флота еще по временам гражданской войны в Испании, в порядке исключения Лисина не послали в штрафбат "смывать кровью", а вернули в кадры флота, но отправили на Тихий океан. Там он заведовал кабинетом подводного плавания в главной базе, В 1945 г, получил звезду Героя и команду над дивизионом лодок типа М. Однако грамоту к награде на всякий случай "попридержали" до 1949 г,

 

В ночь с 26 на 27 октября на позицию вышла лодка "Iku Tursu" капитан-лейтенанта Е.Паколы, В ходе патруля неожиданно прямо перед носом дежурившей лодки всплыла наша Щ-307, Пакола дал полный ход и открыл огонь из пушки, но "щука" сумела погрузиться. Через 4 час акустики засекли новую цель. Пакола пошел по поверхности под электромоторами, соблюдая тишину и сохраняя гидроакустический контакт. Как только цель всплыла, финн выпустил торпеду. После взрыва на воде не осталось никого. Так погибла лодка Щ-308 капитан-лейтенанта А.М.Костылева. Еще через восемь дней "Vetehinen" капитан-лейтенанта Лейно неожиданно столкнулась с лодкой Щ-305. Времени не оставалось на размышление. Лейно бросился вперед, стреляя из орудия. Экипаж капитана 3 ранга Д.М.Сазонова явно не успел прийти в себя от неожиданной встречи и немного промедлили. "Vetehinen" ударила носом в середину борта "щуки", и та быстро затонула, спасенных не оказалось. Тяжело поврежденная финская лодка ушла в базу.

 

Вернувшись, Щ-307 доложила о финских "охотниках" в Аландском море, и больше ни одна лодка в западню не попала.

 

После выхода Финляндии из войны ее субмарины разоружили, а потом сдали на слом. Все офицеры подводники демобилизованы.

 

Таким образом, немецкие подводники потопили 4 советские лодки; в дальнейшем все командиры, имевшие на своем счету подводную победу погибли в войне. Итальянцы претендуют на потопление 3 лодок, две из них достоверно на счету моряков итальянцев, но не вполне ясно, кто потопил одну лодку - субмарина или торпедный катер.

 

Финны торпедами и тараном потопили 3 советские лодки. Все финны и итальянцы счастливо уцелели до конца войны.

 

Из советских подводников только двое могут похвалиться уничтожением немецкой лодки, из них командир С-101 счастливо дошел до конца войны, а командир Щ-307 командовал этой лодкой до октября 1941 г. Больше он не командовал ни одной лодкой советских ВМФ и так же не являлся командиром какого-либо дивизиона подлодок ни на одном из флотов. Если учесть, что его преемник капитан-лейтенант Н.О. Момот заступил на его место только в декабре(!) 1941 г., остается предположить, что, возможно, командирскую каюту лодки Н.И.Петров оставил не по своей воле, а может быть - и под конвоем. По крайней мере, подобное произошло на Северном флоте по кляузе старшего политрука Абрама Ефимовича Табенкина: с моря вернули лодку Щ-422 и ее командира капитана 3 ранга Алексея Кирьянови- ча Малышева мгновенно отдали под суд военного трибунала, за ... проявленную трусость, хотя он к тому времени имел за плечами 8 боевых походов, потопленный транспорт и орден Ленина. Правда, кажется, судьба не дала умереть подводнику от руки своих, он погиб при бомбежке гауптвахты. По крайней мере, так считается официально*.

 

Прочитано 5482 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь