"Мель французского фрегата" (второй японский удар по Пирл-Харбору)

Опубликовано в Историк Боженко Петр Владимирович "Субмарины на войне" Понедельник, 15 июня 2015 12:38
Оцените материал
(0 голосов)

О знаменитой атаке по Пирл-Харбору 7 декабря 1941 г. написано множество работ различной значимости, однако малоизвестен тот факт, что японские бомбардировщики еще раз появились в небе над этой базой, но уже в 1942 г., хотя масштабы второго удара нельзя сравнивать с первым. В этой атаке тесно взаимодействовали самолеты и подводные лодки.

 

Хотя ущерб, нанесенный Тихоокеанскому флоту США в первый день войны, был велик, японские надводные силы не могли повторить операцию, так как американцы просто не подпустили бы авианосную группу на близкое расстояние к своей базе второй раз.

 

Зато японский флот единственный в мире обладал значительным количеством подводных лодок, имеющих на борту самолет. Эта “подводная авиация™ использовалась довольно широко в целях разведки, Именно такой самолет, с субмарины 1-5 на рассвете 17 декабря 1941 г. провел разведку результатов удара, нанесенного десятью днями ранее по Пирл-Харбору. В январе 1942 г. самолет другой лодки — 1-9 снова появился над островом Оаху и провел разведку. Однако маленький полотняно-деревянный самолетик "Glen", как его прозвали американцы, имел на борту только радиостанцию. Любой другой самолет японской авиации не мог долететь до Гавайских островов, так как от ближайшей японской авиабазы на острове Вотье (архипелаг Маршалловых островов) расстояние по прямой было 1980 миль.

Вначале 1942 г. на японских авиазаводах заканчивали сборку нескольких образцов летающей лодки дальнего действия НЗК1 фирмы "Каваниши". Характеристики четырехмоторного самолета производили впечатление: длина 28,13 м, высота 9,15 м, размах крыльев 38 м, а их площадь 160 м2. Вес пустого самолета 15,5 т, полетный 31 т, скорость 435 км/час, потолок — 5,5 тыс. метров, 4 двигателя фирмы "Касей" по 1530 л.с. Самолет мог нести до 2 т бомб на расстояние до 7200 км. Машина обладала самым большим радиусом полета среди других японских самолетов. По мнению ряда иностранных авиационных специалистов эта летающая лодка относится к числу самых лучших образцов самолетов данного класса, участвовавших во Второй Мировой войне.

 

Кому персонально принадлежит идея использовать подводные лодки как дополнительные заправочные станции для "Каваниши", сейчас сказать трудно, но в такой связке они могли долететь до Гавайев, а поднимаемый бомбовый груз обещал определенный результат налета, вернуться самолеты могли уже на своем оставшемся горючем. Идея настолько захватила чинов высшего морского командования, что в операцию назначили два самолета предсерийной партии, Y-72 и Y-73, не прошедших всех испытаний. Срочность операции не позволяла ожидать готовности других машин, планируемой на июль-август, хотя, конечно, каждая лишняя тонна бомб увеличила бы результат. План получил название "Операция Ке", решение о ее проведении принято в январе 1942 г.

 

16 января 1942 г. командующие 4-й и 6-й эскадр подводных лодок и командующий 24-й воздушной армией (базовой флотилией) получили распоряжение следующего содержания: "Разработайте детальные планы проведения в конце февраля ночного бомбового налета на Пирл- Харбор (с дозаправкой самолетов с подводных лодок 6-й эскадры у атолла к западу от острова Оаху) с задачей нарушить работы противника по подъему и ремонту кораблей. В начале февраля 24-й воздушной армии будут приданы для выполнения задачи два самолета дальнего действия".

 

Во исполнение полученного задания в начале февраля на поиск места заправки вьнипа подводная лодка 1-22, а два отобранных самолета приступили к тренировкам на авиационной базе флота в Иокогаме. Обследовав район между островами Мидуэй и Гавайскими, ко мандир лодки доложил, что лучшим местом дозаправки он считает "Мель Французского Фрегата**. Под таким романтическим названием скрывался рифовый атолл в 480 милях северо-западнее Гонолулу. Он состоял из большого числа островков, расположенных дугой с северо-запада на юго-восток. Дуга примерным диаметром 18 миль служила хорошим укрытием* от ветров и течений. Самый большой остров размером 170x27 м и высотой 40 м носил название Скала Лаперуза, рядом в 100 м меньший островок 30x10x5 м и т.д. По карте 1859 г. там насчитывалось 5 больших островов, по съемке 1922 г. уже 13 малых, общей площадью 59 акров, последний раз подробно это место осматривали в 1978 г., из островков самый большой носит теперь название Терри-Айленд, площадь его 11 акров, над водой он выступает всего на 3-4 м. Коралловый архипелаг медленно разрушается и погружается на дно. Место для заправки самолетов можно было считать идеальным. Большая тихая мелкая лагуна, закрытая от ветров, размеры ее позволяли спокойно разместить и подводные лодки, и самолеты, до Пирл-Харбора было сравнительно недалеко, но район мало посещаем. К безлюдным скалам иногда заходили американские корабли при переходе с Гаваев на Мидуэй.

 

Начало операции планировалось на 2 марта, когда по прогнозам ожидалась хорошая видимость на трассе. Задействовано несколько больших патрульных субмарин типа И5.

 

Такой корабль имел водоизмещение 1950/2480 т, скорость 24/9 узлов, дальность плавания 16-узловым ходом 16000 миль, глубину погружения 100 м, автономность плавания 90 дней, экипаж 94 человека. Вооружение 4 носовых, 2 кормовых торпедных аппарата, 17 торпед, 1x140 мм орудие и самолет в палубном ангаре. В данной операции вместо самолета поместили в ангар цистерну с 10 т авиационного топлива. Решение задачи облегчалось одним обстоятельством: японцы раскрыли американский метеокод и могли читать метеосводки, передаваемые с баз на Гавайских островах, Мидуэе и т.д. Операция готовилась очень серьезно, самолеты интенсивно облетывались в Иокогаме, для отработки методов передачи большого количества топлива с подводной лодки на самолет выделенная субмарина 1-23 проводила тренировки в море и на борт лодки назначили опытных авиамехаников. Наконец, к середине февраля вся подготовка завершилась и последовал боевой приказ, по которому в операцию назначались лодки 1-9, И 5, 1-19, 1-23, 1-26, а также две малые лодки типа Ro. Первый налет запланирован на 1 марта, повторный на 6 марта, сроки очень жесткие, так как убывающая луна не обеспечивала при дальнейшей оттяжке достаточной видимости.

 

Задачи между кораблями распределялись следующим образом:

 

1-9 занимает позицию между о.Вотье и Гаваями и служит навигационным ориентиром самолетам и пунктом ретрансляции донесений с самолетов;

И 5 и 1-=19 — основные заправщики самолетов — передача топлива осуществляется в проливе между рифами;

1-26 — дополнительный резервный заправщик — при работе с самолетами находится неподалеку в охранении и страхует от возможных неожиданностей;

 

1-23 занимает позицию в 10 милях от Пирл-Харбора с задачей в случае необходимости принять экипажи подбитых гидросамолетов или провести экстренную дозаправку топливом.

 

Лодки должны прибыть в назначенные районы минимум за сутки до дня налета, провести доразведку районов и дать дополнительную сводку погоды. Еще две лодки располагались в 300 милях северо- восточнее о, Вотье по трассе полета как навигационные ориентиры и спасательные корабли на случай вынужденной посадки, для этого выделялись две малые лодки типа Ro.

 

Лодки, обеспечивающие дозаправку, получили приказ в случае обнаружения на “Мели Французского Фрегата" американских наблюдательных постов всплыть и разрушить их огнем палубной артиллерии.

13  февраля лодка 1-23 донесла, что она заняла позицию около о.Оаху. Это сообщение стало для нее последним, больше на связь она не вышла; запеленговав сообщение, американцы несколько раз осматривали район, атаковали подводные цели и, вероятно, одна из атак стала успешной. Официально лодка Императорского флота 1-23 считается погибшей по неустановленным причинам в период 14-26 февраля 1942 г. в районе Гавайских островов.

 

Это все прояснилось потом, а 15 февраля две новехонькие машины, получившие официальное название в японском флоте "Летающая лодка типа 2", а в американском — красивое название "Эмилия", стартовали из Йокогамы в направлении базы гидросамолетов на острове Джалует (архипелаг Маршалловых островов). 19 февраля одна из машин перелетела в район острова Кваджалейн, где проведены последние тренировки по передаче топлива попеременно со всех трех задействованных лодок — И 5, 1-19, 1-26.

 

В тот же день японские самолеты обнаружили американские корабли восточнее Рабаула и все подводные лодки, в том числе и участники "Операции Ке" получили приказ выйти на поиск противника. Из- за этой задержки субмарины не могли прибыть на рандеву к "французскому фрегату" ранее 2 марта, и первый налет переносился, таким образом, на 3 марта. Эта задержка привела к довольно серьезным последствиям. 1 марта японцы лишились ценного источника информации, с этого дня американцы сменили метеокоды. Однако, несмотря на неудачное начало, операция продолжала выполняться неуклонно.

 

В 5 час 30 мин по токийскому времени топливозаправщики заняли свои позиции "согласно расписанию". На другой день два больших четырех моторных гидросамолета направились с о.Вотье на встречу с "Фрегатом".

 

Головную машину пилотировал лейтенант Ташио Хашизуме, вторую — лейтенант Томано, Около 1830 самолеты прибыли в условленное место и заметили субмарины, стоящие на якорях. Опытные летчики спокойно произвели посадку с полной бомбовой нагрузкой и подрулили к лодкам с кормы. Подводники подали концы, на которых крепились поплавки с наконечниками шлангов. Летчики их подобрали, присоединили к горловинам баков, а затем началась перекачка бен зйна лодочными компрессорами. Для контроля работ на борту присутствовал свой авиамеханик на каждой лодке. Каждый самолет принял по 13,5 т бензина, небольшая волна в лагуне не помешала работе, а потом, отдыху летчиков. В 21.30 на старт пошел лейтенант Ха- шизуме, а через 20 мин взлетел Томано. В первые часы 4 марта самолеты появились над островом Оаху. Но японских летчиков ожидал неприятный сюрприз. Небо над главной базой американского флота покрывали плотные облака. Пилоты сориентировались по огню маяка Кеана, работающего как в мирное время, пролетели над островом, развернулись и пошли в атаку. Лидер прицелился и сбросил 4 бомбы по 250 кг, как он считал, на сухой док, немного позже пошли вниз 4 бомбы со второй "Эмилии".

 

Американцы засекли самолеты радиолокационной станцией, но не преследовали их из-за плохой погоды, более того, они считали, что, возможно, по ошибке отбомбился американский самолет, тем более, что бомбы упали очень странно. Первый самолет точно положил весь бомбовый залп в небольшую рощу Алгароба на склоне горы Танталус, а фугаски лейтенанта Томано подняли громадный столб воды при входе в бухту. Эффект удара оказался абсолютно нулевым. Обе машины долетели до Вотье и стали готовиться ко второму налету 6 марта. Однако в этот день произошли важные события •— американское оперативное соединение атаковало японцев на атолле Уэйк. Летающие лодки срочно переориентировали для дальней разведки. 6 марта самолеты полетели один к атоллу Мидуэй, другой — к островам Джонсона — юго-западнее "Французского фрегата". Лейтенант Томано качественно отснял район островов Джонстона, зато лейтенант Хашизуме не вернулся на базу. Его самолет засекли радиолока-^ ционные установки с острова Мидуэй и навели на неопознанную цель истребитель "Брюстер-Буффало" из морской эскадрильи VMF-222.

 

Конечно, после этого ни о каком повторном ударе речи быть не могло. Таким образом, тщательно планируемая и отрабатываемая операция закончилась фактически впустую, потеряна подводная лодка и самолет без всякого ущерба для противника.

 

Однако "Французский фрегат" продолжил свою "военную биографию". Американцы вначале весьма прохладно отнеслись к странным взрывам на острове, но когда по остаткам бомб и взрывателей установили, что боеприпасы идентичны применяемым в налете 7 декабря, удивились и заволновались. Правда вскоре, сопоставив эти данные с фактом усиленных радиопереговоров японских подводных лодок из района "Мели" быстро разобрались в японской новинке. В условиях полного радиомолчания туда вышел тендер гидроавиации AVD-10 "Ballard", который провел разведку и оставался в лагуне некоторое время, надеясь, что японцы попадут в засаду. Позднее на главном острове учрежден наблюдательный пост из 12 моряков, а акватория заминирована. Американские корабли и самолеты периодически появлялись в указанном районе. Все эти хлопоты даром не пропали. Японцы планировали еще один полет к Пирл-Харбору, правда, только разведывательный, наметив его на 30 мая 1942 г. в рамках операции по захвату Мидуэя. Они были уверены, что заправочный пункт сработает еще раз, но лодки-дозаправщики, выйдя на подступы к "Фрегату" убедились, что район контролируется американцами и отказались от операции совсем, хотя, вероятно, могли бы провести заправку у острова Неккер в 80 милях к востоку от "Фрегата". Этот пункт планировался в мартовской операции как запасное место заправки.

 

Если бы японцы осмотрели район Пирл-Харбора еще раз, они смогли бы обнаружить американские авианосцы, идущие от этой базы к Мидуэю, и адмирал Ямамото, может быть, не решился бы начинать сражение, подорвавшее японские авианосные силы. Хотя вероятнее всего и четыре мотора не спасли бы гидросамолет от американских истребителей еще до подлета к главным силам. Все эти предположения относятся к разряду ... "а если бы...".

 

Даже после боя в Коралловом море американцы продолжали осваивать "Французский фрегат". В июле 1942 г. 5-й инженерный батальон флота США развернул строительство базы гидроавиации, прорыв канал 70 м длиной и 7 — глубиной, укрепив дно стальными плитами. На берегу выросли административное здание, офицерское помещение, казарма, пост РЛС, опреснитель для воды, бензохранилище и т.д.

 

Просуществовала база до 9 июня 1946 г. С 1948 по 1979 г. на острове помещалась станция радионавигационной системы "Лоран-А". Сейчас "Мель французского фрегата" входит в Гавайский национальный природный заповедник, подчиненный департаменту рыболовства США и закрыта для посещения. Больше ничто не тревожит покой этих мест.

Прочитано 2114 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь