Страна, потерявшая флот (субмарины Астралин в Первой Мировой войне)

Опубликовано в Историк Боженко Петр Владимирович "Субмарины на войне" Понедельник, 15 июня 2015 12:35
Оцените материал
(0 голосов)

Австралия считалась отдаленной английской колонией и до середины XIX в. использовалась в основном как место ссылки, никакого серьезного военного флота там не существовало.

 

Однако связь с английским военным флотом была самая тесная, так первым губернатором Австралии являлся капитан 1 ранга Артур Филипп. Традиционно назначался командующий Австралийской военно-морской станцией, которому подчинялись корабли, находящиеся в тех водах.

 

В 1865 г. Англия приняла Закон о военно-морской обороне колоний (Colonial Naval Defence Act), по которому колонии получали право иметь свой военно-морской флот. Принятие этого закона мало что изменило для австралийцев до конца века. С 1 января 1901 г. Австралия получила права независимого доминиона, и в том же году Имперская конференция по Военно-Морской Обороне рекомендовала создать отдельный и независимый флот Австралии в примерном составе: линейный крейсер, 3 легких крейсера, 6 эсминцев и 3 подводные лодки.

 

10 июня 1911 г. король Англии Георг V даровал право Австралийскому флоту именоваться “Королевский Австралийский Военно-Морской флот", этот день считается его официальной датой рождения. Выполнение кораблестроительной программы по надводным кораблям началось еще до “дня рождения", и 4 октября 1913 г. 6 крейсеров и эсминцев под белым флагом с 6 синими звездами вошли в Сиднейскую бухту.

 

В отношении субмарин австралийские (английские) адмиралы, как впрочем и адмиралы многих других стран, проявили большую осторожность и окончательно решили приобрести две, а не три подводные лодки только в 1912 г. Зато их выбор оказался довольно удачным. В это время в Англии начали строить подводные лодки типа Е (6 единиц первой серии), и австралийцы рискнули заказать еще 2 таких лодки, хотя ни одна из них еще не плавала. Риск себя оправдал. По опыту Первой Мировой войны такие корабли зарекомендовали себя как одни из наиболее удачных конструктивно и неслучайно их число в английском флоте достигло 56 единиц (без австралийских). Чтобы отличить австралийские лодки от однотипных английских, к букве Е прибавили начальную букву названия страны, и получилось АЕ-1 и АЕ-2.

 

Строились субмарины известной фирмой "Виккерс" на верфи в Барроу-ин-Фирнес. 28 февраля 1914 г. оба корабля зачислены официально в состав австралийского флота, правда оба командира лодок и около половины экипажей были англичанами.

 

2 марта лейтенант-коммандеры Т.Ф.Бесант(Т.Р.Ве$а nt) и Х.Х.Г.Стокер (H.H.G.Stoker) повели свои лодки АЕ-1 и АЕ-2 в далекий путь к “зеленому континенту".

 

Оба лейтенант-коммандера показали себя хорошими моряками и пройдя через Суэцкий канал, обе субмарины достигли Сиднейской бухты в мае 1914 г. В то время такой дальний переход подводных лодок был очень необычен и вызвал оживленные дискуссии в морской прессе. Переход еще раз подтвердил весьма высокие качества лодок типа Е.

 

С началом Первой Мировой войны австралийский флот вошел в оперативное подчинение Британского Адмиралтейства и развернул  операции по захвату германских колоний в юго-западной части Тихого океана. Хотя крупных немецких кораблей в этих районах не было, в состав сил, отправленных в экспедицию, включены обе субмарины, получившие английские тактические номера "80” (АЕ-1) и "81” (АЕ-2). После исправления мелких повреждений, отдыха и подготовки к боевому использованию лодки двинулись в Новую Гвинею в эскорте канонерской лодки "Protector" и плавбазы "Upolu".

Успешно совершив переход, субмарины приступили к боевому патрулированию, но началось оно с трагедии,

10 сентября 1914 г. АЕ-1 покинула бухту Бланш (о.Новая Британия в архипелаге Бисмарка) и в сопровождении эсминца "Paramatta" пошла на позицию в район мыса Газелле. В последний раз ее увидели с эсминца в 15.30, уходящей из бухты. На связь лодка не вышла и интенсивные поиски не обнаружили никаких следов. Первый боевой выход австралийской подводной лодки оказался для нее последним. Что послужило причиной гибели — точно не известно, вероятно —какая-то техническая неисправность. АЕ-1 открыла счет подводных потерь австралийского и английского флота в Первой Мировой войне.

Лодка АЕ-2 еще некоторое время оставалась в Новой Гвинее, базируясь на порт Сува, а к ноябрю 1914 г. вернулась в Сидней.

 

В это время в недрах Адмиралтейства зрел замысел Дарданелльской операции. Не последнюю роль в ней должны были играть подводные лодки. Среди английских субмарин АЕ-2 выделялась сплаван- ным экипажем, совершившим длительный переход в Австралию, тем более, что на Тихом океане она оставалась "безработной".

 

В декабре 1914 г. командир АЕ-2 получил приказание готовиться к переходу на европейский театр военных действий.

 

В последний день первого года войны (31.12.1914 г.) австралийская лодка отправилась "на войну" в составе второго конвоя с австралийско-новозеландскими войсками (так называемый второй конвой ANZAC). Чтобы сохранить моторесурс, субмарина двигалась не своим ходом, а на буксире военного транспорта "Berrima".

 

По прибытии на Средиземное море АЕ-2 вошла в состав английских морских сил, осаждающих Дарданеллы.

 

Основная задача подводных лодок в операции была простой по замыслу и сложной по исполнению — прорваться сквозь узкий и сильно заминированный пролив и действовать в Мраморном море, уничтожая турецкие корабли и суда.

 

Чтобы понять, что предстояло выполнить лодке, получившей приказ на прорыв, необходимо вкратце напомнить предыдущие события. С конца 1914 г. английский и французский флоты начали блокаду пролива Дарданеллы, подготавливая операцию по их форсированию и прорыву в Мраморное море, а оттуда к столице Турции — Стамбулу. Пока пройти в пролив могли только подводные лодки.

 

В декабре 1914 г. маленькой английской лодке В-11 (218/313 т, 2 ТА) удалось проникнуть в пролив и уничтожить 13-го числа старый турецкий линкор "Messudien", охраняющий поставленное минное заграждение, но в Мраморное море лодка и не стремилась.

После этого турки с немецкой помощью резко усилили противолодочную оборону новыми минными постановками, сетями, прожекторами, полевыми батареями в узких местах й т.д. К тому же пролив был очень сложен в навигационном отношении.

 

Длина его 33 мили, ширина от 2 миль до 7 кабельтовых в самом узком месте, глубина 45-104 м, Поверхностное течение со скоростью примерно 1,5 узла направлено из Мраморного моря в Эгейское, а придонное течение идет в обратном направлении в Мраморное море, причем достигает скорости 5 узлов в узком месте.

 

Открывшая первой компанию 1915 г. французская лодка "Saphir" потоплена турецкими береговыми батареями[1].

 

Первая английская попытка 1915 г. так же неудачна. Е-15 пошла на прорыв в ночь на 17 апреля в подводном положении, но сбилась с курса, села на мель у мыса Кефес и добита береговой артиллерией. Чтобы исключить возможность захвата ее противником, в тот же день англичане сами расстреляли корабль.

 

Еще по пути в Средиземное море австралийской лодке не повезло, она натолкнулась на камень при входе в бухту о.Мудрое и ушла на ремонт на Мальту. Но к апрелю лодка снова была в готовности и 24 апреля вышла в море, вернулась она в тот же день из-за неисправности горизонтальных рулей. После небольшого ремонта в 9 утра на следующий день субмарина снова направилась на выполнение боевого задания. Возвращение считалось дурной приметой, хотя вначале все складывалось хорошо.

 

Почти весь путь лодка совершила в надводном положении, погружаясь только при виде противника. Однако даже редкие погружения привели к двукратному касанию грунта, и корпус получил повреждения и немного пропускал воду. За время прорыва лодка смогла однажды выпустить торпеду из носового аппарата в турецкий корабль. Ей пришлось срочно погрузиться от подходящего эсминца и результата атаки командир не видел, хотя считал, что добился попадания в крейсер. В действительности торпеда прошла мимо линкора "Hairetd- in Barbarossa".

 

Возможно лодке помог большой морской опыт и, конечно, удача — как бы то ни было, АЕ-2 оказалась первой субмариной, которой удалось прорваться в Мраморное море — к 9 утра 29 апреля 1915 г.

 

Выйдя из пролива, Стокер сразу дал радиограмму. Она с большим воодушевлением была прочитана офицерскому составу на флаг- майском линкоре "Queen Elizabeth".

 

Попав в "край непуганных зверей", АЕ-2 выполнила несколько атак 26-27 апреля, в том числе — и по линкору, но ни одного попадания не достигла, на борту осталась последняя торпеда.

 29 апреля австралийская субмарина, выполняя предварительную договоренность, подошла к местечку Кара-Бурну, где ее должна была ожидать следующая лодка, идущая на прорыв. Это оказалась Е-14, которой в ночь с 27 на 28 апреля, невзирая на обстрел турецкой артиллерии, удалось форсировать Дарданеллы.

 

Оба командира лодок обсудили ситуацию и договорились встретиться завтра. В дальнейшем такие встречи стали традиционными для всех лодок, оперировавших в Мраморном море.

 

Тем временем немцы, предполагая прорыв лодок в Мраморное море, предприняли ряд мероприятий: на острове Паша-Лиман основана база противолодочных сил, побережье покрыто сетью наблюдательных постов, к работе, на которых, помимо моряков, привлекли около 1000 солдат и жандармов. При получении сообщения о появлении лодки отряд из нескольких кораблей выходил в точку поиска. Ложных вызовов было достаточно, но одна из первых встреч корабля и подводной лодки закончилась кровопролитием.

 30 апреля около 10 час утра АЕ-2 двигалась в условленную точку встречи. Турецкий миноносец "Sulfa n-i-Hissar" из состава противолодочного дозора возвращался в Босфор. При прохождении через район залива Артак с его борта заметили корабль, который позднее опознали как подводную лодку.

 

Австралийцы тоже не сразу поняли, кто идет им навстречу, поэтому расстояние между кораблями сократилось примерно до мили. Немного задержавшись, субмарина срочно пошла на погружение, но через короткое время лодка потеряла дифферентовку, возможно, из-за ошибок при срочном погружении и неудержимо начала всплывать, показав нос на поверхности. Стокер срочно заполнил носовую цистерну и корабль круто ушел на глубину. Попытка остановить стремительное погружение откачкой балласта привела к тому, что ее снова выбросило на поверхность, но те- перьуже кормой. Подошедший близко миноносец "Suitan-i-Hissar" открыл точный огонь из своего главного калибра — двух 37-мм орудий. Весь экипаж корабля, кроме трюмного машиниста, был турецкий, но на таком расстоянии не промахнулись и неважно подготовленные турецкие артиллеристы. 3 точных снаряда пробили прочный корпус в районе кормы и машинного отделения. Уйти под воду АЕ-2 уже не могла и ее положение сразу стало безнадежным. Лейтенант-коммандер вынужден был отдать последнюю команду: "Открыть люки и покинуть корабль". Брошенная лодка затонула на глубине около 100 м. Миноносец поднял с воды весь экипаж — 3 офицеров и 29 матросов. Этот первый успех турецких противолодчных сил оказался и последним, что подчеркивает случайность происшедшего.

12 мая Британское Адмиралтейство опубликовало сообщение, что согласно информации из Турции, полученной через Берлин и Амстердам, подводная лодка АЕ-2 потоплена турецкими военными кораблями в то время, как пыталась пройти в Мраморное море, причем весь экипаж, 3 офицера, 29 матросов, взят в плен. Адмиралтейство до сих пор не получило подтверждения этого известия.

 

Пленные австралийцы попали в турецкий лагерь, где находились до 1918 г., и освобождены после заключения перемирия, за исключением офицера и 3 матросов, умерших в плену.

 

Этим эпизодом закончилось участие австралийского подводного флота в Первой Мировой войне, так как он оказался весь погибшим.

 

После окончания боевых действий в 1919 г. Англия в знак признания заслуг флота Австралии в победе продала ей по символической цене ряд кораблей, в том числе — 6 больших океанских субмарин типа J.

 

Однако результаты использования своих подлодок в войне очень хорошо помнили в Адмиралтействе Австралии и все субмарины, кроме одной, продали на слом уже в 1924 г., хотя им не было и 10 лет службы. На замену двум погибшим лодкам в 1925 г. заказали опять в Англии две лодки типа О, получившие названия ОА-1 и ОА1-2, в процессе постройки они переименованы в "Otway" и "Oxley".

 

Корабли благополучно прибыли в Австралию в 1928 и 1929 гг. соответственно, но после недолгой службы 10 апреля 1931 г. субмарины переданы английскому флоту. Как ни странно, но список потерь английского подводного флота во Второй Мировой войне открывает опять бывшая австралийская субмарина "Oxley", причем погибла она опять, что называется "за зря". 10 сентября 1939 г. около берегов Норвегии в нее разрядила свои торпедные аппараты другая английская лодка — "Triton".

После такого казуса вновь ввести субмарины в состав своего флота Австралия решилась очень не скоро. Только 18 апреля 1967 г. новая лодка "Oxley" подняла свой флаг.

 

Зато сейчас Австралия создает серию из шести подводных лодок типа "Collins" шведского проекта "471". Эти корабли по многим показателям будут лучшими в мире дизельными субмаринами. В прошлом году головная лодка должна была поднять боевой флаг.

 

 

 

Прочитано 2566 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь