Во время Первой Мировой войны подводные лодки имели несравнимо более выгодные условия для действий против судоходства, чем во время Второй Мировой. Только в самый последний период военных действий авиация достигла такой степени развития, что стала реально угрожать субмаринам.
Существенным было и то, что множество небольших пароходов и парусников не имели радиостанций и в случае атаки даже не могли предупредить находящиеся рядом суда о грозящей опасности, и лодка могла продолжать действовать в том же районе.
Так 3 ноября 1915 г. германская U-38 потопила пароход "Calvados" с целым батальоном пехоты на борту, но радио не имел даже воинский транспорт. Особенно все упомянутые факторы относились к Средиземному морю, поэтому неслучайно немецкие и австрийские подводники успешно использовали палубную артиллерию в 1914-1918 гг. и добились такого количества побед, к которому во Второй Мировой войне никто не смог приблизиться.
Среди всех лодок средиземноморской эскадры выделялась особо немецкая U-35. В августе 1915 г. она совершила переход на Средиземное море из Германии под командой капитан-лейтенанта Вальде- мара Копхамеля, в будущем командира соединения немецких лодок на Средиземном море.
Лодке суждено было стать самой результативной в мире по итогам двух Мировых войн.
В ноябре 1915 г. командование кораблем принял капитан-лейтенант Лотар фон Арно де ля Перьер, немец французского происхождения. Перьер встретил войну в должности адьютанта — начальника морского генерального штаба адмирала Поля. Возможно, это помогло ему добиться одному из первых на флоте перевооружения лодки с 88 на 105-мм орудие и получить в экипаж корабля призового артиллерийского наводчика из состава “Флота Открытого Моря", что, несомненно, повысило эффективность артиллерийского огня U-35 и увеличило общий результат ее действий, В должности командира лодки капитан-лейтенант Перьер с ноября 1915 г. по март 1918 г, совершил 15 боевых походов и добился выдающегося результата — 189 побед (446 708 брутто-регистровых тонн) и два шлюпа —- английский "Primula" и французский "Rigel".
Среди походов подводного аса один оказался особенно "продуктивным", и он остался результативнейшим походом подводной лодки в истории войны на море. Это был 6-й патруль капитан-лейтенанта с 26 июля по 20 августа 1916 г.
Стальная "акула" двигалась вдоль побережья Тирренского моря и уже через день после выхода, 28 июля перед стволом лодочного орудия оказалась первая жертва — итальянский пароход "Dandolo" (4977 брт). Еще через день, 30 июля на дно пошли 3 английских парохода и тунисская шхуна, дальше победы следовали одна за другой, корабельная пушка стреляла непрестанно и без промаха с 31 июля по 18 августа, только один день оказался "пустым", а особенно удачным выпал понедельник, 14 августа. В проливе между островами Корсика и Эльба лодка натолкнулась на целую флотилию итальянских парусных шхун и точным огнем послала их на дно, туда же отправился встреченный пароход. Ни до, ни после этого случая никакой субмарине не удавалось добиться 11 побед в день. Хотя общий тоннаж потопленного не велик — около 3000 брт, т.е. с пароход среднего водоизмещения, на наш взгляд стоит привести список жертв U-35 в тот день:
1. |
Emilia |
319 брт |
2, Rosario |
188 брт |
3. |
Henriette В |
176 брт |
4. Francesca |
161 брт |
5. |
Lavinia |
243 брт |
6. San Giovanni Batista |
1066 брт |
|
|
|
|
(пароход) |
7. |
Pansania |
107 брт |
8. Louis В |
212 брт |
9. |
Ida |
242 брт |
10. San Giuseppe Patriarca |
62 брт |
11 |
. San Francesco |
112 брт |
|
|
|
Вернулась в базу субмарина с небывалым результатом 54 потопленных судна общим водоизмещением 90 350 брт (напомним, чтобы считаться асом нужно было, как в Первой, так и во Второй Мировой войне, иметь на своем счету более 100 000 брт, здесь практически "норматив" был почти выполнен за один выход).
Хотя у корабля было впереди еще 9 походов, существенно увеличивших боевой счет, такого результата в одном походе добиться уже не удалось. В знаменитом крейсерстве Перьер израсходовал 4(!) торпеды, зато громадное количество снарядов. Точное количество их неизвестно, в работе Гибсона и Прендергаста "Германская подводная война" указывается цифра 900, но, вероятно, это — преувеличение. Штатный боекомплект лодки — 200 снарядов 4-дюймового калибра, усиленный, по-нашему мнению, не мог превышать 500 единиц. В дальнейшем транспорты союзников все чаще вооружались артиллерией и переставали служить "живыми мишенями" для призового артиллериста, Повысилось и умение, и стойкость кораблей охранения. Так один из двух шлюпов, потопленных U-35 — "Primula", дал 1 марта 1916 г. перед Порт-Саидом целое сражение лодке. Когда первая торпеда оторвала ему нос, а от второй и третьей он уклонился поворотом, Перьер, удрученный такой неудачей, всплыл, намереваясь решить дело артиллерией, но тут стойкий "цветок" пошел на таран ... кормой вперед, и срочно потребовалась четвертая торпеда, ставшая финальной. Один небольшой корабль (1250 т, постройки 1916 г., вооружение 1x102, 2x47 мм, 81,8 м длина, 10,2 м ширина, 2,4 м осадка, скорость хода 16,5 узлов) потребовал столько же торпед, что и рекордное крейсерство.
Все увеличивающееся число аэропланов и дирижаблей хотя и не представляло еще смертельной опасности, но заставляло уходить под воду и прерывать "охоту".
Все эти обстоятельства вели к сужению области применения палубной артиллерии, а запас торпед на любой лодке никогда не позволил добиться нескольких десятков побед в одном походе.
Во Вторую Мировую войну применение артиллерии стало еще более редким, что сразу же сказалось на результативности субмарин независимо от их национальной принадлежности и таланта командира.
Так первый результат в немецком флоте, как сказано, у U-35 — 25 походов — 224 победы (539900 брт и 2 шлюпа, 2500 т).
Второй результат у U-39 — 150 побед (393190 т).
Во Вторую Мировую войну лидер Кригсмарине U-48 — 51 победа (310407 т и 1 шлюп), второй результат у U-99 — 37 побед (241523 брт), по числу побед, правда, вторая это U-124 — 47.
Для сравнения можно привести итоги самых результативных лодок флота США, которые во Второй Мировой войне имели перед собой обширный японский флот. Там лидер — лодка "Totog" — 26 побед, а в японском флоте — 1-10 — 15 побед.
Таким образом, итог 6-го похода U-35 в 1916 г. выглядит впечатляюще и на фоне результатов лодок как в Первую, так и Вторую Мировые войны.